Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Новосибирске прошла выставка восточных кукол "Шёлковый ветер"

18.08.2004 22:09 msk, Альфия Харченко

В Новосибирске прошла выставка восточных кукол "Шёлковый ветер"

В Узбекистане говорят: только в пяти случаях не следует высказывать ни одобрения, ни осуждения о деле, пока оно не закончено. Во-первых, о беременной женщине, пока она не разрешится. Во-вторых, о еде, пока она не переварится в желудке. В-третьих, о храбреце, пока он не покинет ратного поля. В-четвертых, о земледельце, пока он не соберет урожай. В-пятых, о мастере, пока его работу не увидят люди...

Новая экспозиция декоративно-прикладного искусства мастеров Узбекистана "Сундучок" открылась в государственном краеведческом музее Новосибирска. Выставку привезла самаркандская арт-галерея "Альфия".

Жарким летом 2003 года залы новосибирского музея впервые увидели натянутые восточным ветром шелковые паруса узбекского текстиля. Яркие, богато расписанные национальным узбекским орнаментом и сотканные вручную, они с давних времен были предметом вожделения европейских женщин. И цветовые сочетания среднеазиатских узоров с энергетикой южного солнца не оставили равнодушными сибирячек. И если бы только их: весь Новосибирск побывал на выставке "Шелковый ветер". Незамедлительно последовало приглашение из Сибири в Самарканд приехать вновь и внести в заверченную деловую и научную жизнь сибиряков волшебную игру и таинственную сказку Востока.

Узбеки говорят: "Садовод садом жив, дехканин - полем, а мастер - полным сундуком". 8 мастеров из Самарканда, Риштана, Маргилана отправили богатства своих сундуков в сибирский город: этнографические куклы, керамика, мелкая глиняная пластика, шелк ручного ткачества. А на стенах музея - фотографии древнего Самарканда.

Главные герои экспозиции - куклы. Коллекционные этнографические куклы "Сундучка" выполнены в содружестве трех художников. Наталия Никитина - автор идей и постановки экспозиции говорит: "Когда работаешь над куклой, то отрешаешься от всего, что тебя окружает. Нет суеты, движения наполнены смыслом, а думы - любовью. Ведь изготовление кукол - божественное занятие".

Художник Фарид Сулейманов, помимо работы над созданием новых композиций, решает сложные технические вопросы - изготавливает металлический каркас или скелет, позволяющий придать кукле любую позу, лепит из керамики лицо и руки, создает уникальные аксессуары.

Нина Суворова красит вручную шелка и шьет одежду для кукол. Думали ли вы когда-нибудь о цвете дождя в Азии? А как оживить ливень в горах? Трио художников из Самарканда обладает такой магией. А как без нее внести гармонию в наши взаимоотношения с современным миром? "Только взяв авторскую куклу в руки, - уверенно отвечает искусствовед арт-галереи Елена Ладик. - Ведь куклы Наташи, Фарида и Нины рождаются психологически характерными, изысканными по цвету и затейливые по исполнению. Они погружены в свои истории, в свои переживания, и их пленительная, полная лирики душа, "цепляет" нас своей обманчивой реальностью. Скрытая поэтическая энергетика кукол самаркандских художников имеет оттенок то староевропейской баллады, то японской хайку, но, прежде всего, это визуальное воплощение рубаи, где ясно прослеживается начало и конец повествования, смысловое ядро и этическая установка".

А вот куклы Владимира Вершинина, Нигоры и Мавсумы Джуракуловых, мягкая игрушка Лили Сафиной похожи на тех, что из бабушкиного, вернее, прабабушкиного сундука. Разглядывая их, невольно считываешь информацию о жизни наших предков. В незамысловатых глиняных фигурках Владимира Вершинина точно подмечены этнографические типажи. Уникальная технология ручной формовки позволяет художнику разнообразить жанровые характеристики восточных стариков, сохранивших человеческое достоинство и добрый юмор. Хитроватый прищур глаз Ходжи Насреддина, добрая усмешка старого чайханщика, мудрые глаза Авиценны и стать восточного эмира - портрет глиняных аксакалов Владимира Вершинина.

Это же свойство натуры подчеркивает и Лиля Сафина в своих мягких игрушках.

- Мои деды на верблюдах и осликах даже в пространстве и времени перемещаются неспешно. У них есть возможность подумать не только о мелких проблемах сегодняшнего дня, но и о чем-то более важном, что наполняет жизнь людей особым смыслом и значением, - увлеченно рассказывает Лиля.

- Особый смысл? Значение? Только белобородые старики знают великую тайну жизни? - почему-то очень серьезно спросила я, забыв, что в руках-то держу не настоящего дедка на ослике.

- Нет,- улыбается Лиля,- не только. Еще и войлочный верблюд, и ушастый ослик, Конек-горбунок наш азиатский. Сядет на него аксакал, нашепчет что-то в его длинное ухо, и превратится конек в Сивку-Бурку, а белобородый - в отчаянного джигита. Взгляните на игрушку, что-то чувствуете?

- Еще как! Полный заряд эмоций, смесь впечатлений из оранжевого детства и разумных открытий взрослого мира.

"Узбекское народно-прикладное искусство - мощное, яркое и очень энергетическое,- говорит директор самаркандской арт-галереи Альфия Валиева. - Признаемся, что сегодня магазины, торговые ряды - все наши вернисажи, все наши эмоции. И только на наших этно-выставках можно встретить простоту, душевность и мудрость "дописьменной культуры" Азии - культуры "непридуманной мысли". Посмотрите, как обаятельны куклы сестер Джуракуловых - Нигоры и Мавсумы. При виде них взрослые могут ощутить ностальгическую нотку легкой грусти по тем временам, когда кукла улыбалась не вычурной улыбкой американской Барби, когда игрушки были добрыми и не столько "развивали" детей, сколько "занимали" их дружеским общением. Такую куколку ребенок захочет взять с собой в постель, доверить ей свои секреты и выслушать от нее восточную сказку, где добро всегда побеждает зло. Матерчатая кукла - мягкая, теплая, да еще и брови усьмой накрашены, как у самой девочки, или ее мамы, соседок по махалле. Совсем живая. И забываешь, что кукла-то из мастерской. Народный художник отдал ей частичку себя, тепла своего, души".

Куклы, представленные в экспозиции, одеты соответственно их возрасту и занятиям. На Востоке всегда придавали большое значение одежде. Она могла рассказать не только о вкусе ее обладателя, но и об имущественном и социальном положении. Женские тела, задрапированные в многослойные одеяния, были по традиции укрыты от посторонних глаз, а мужчины не стыдились выказать свою значимость с помощью простого кроя халатов, придающих фигуре монументальность. Узоры на тканях часто носили не только декоративное значение, но и имели охранительную функцию. Символика многих орнаментов уже забыта, но, возможно, на подсознательном уровне мы ощущаем ее благотворную роль в нашей жизни. Старики неустанно повторяют молодым: "Сюзане на стене - зло не войдет в дом".

При создании шелковых тканей ниточка-паутинка каждого кокона разматывается длиной почти в километр, так и разговоры о текстиле могут длиться бесконечно долго. А чего стоит сам процесс подготовки нитей к заправке на станок! Они бывают во многих руках, которые их скручивают, считают, собирают в пучки, красят и так далее - совершается почти священнодействие, а мастера - жрецы, фанатично преданы древнему ремеслу. Сколько же надо доброго внимания, знаний и еще какого-то особого состояния духа, чтобы тонкая невесомая ниточка не путалась и не рвалась в больших мужских руках. Ведь шелкоткачеством традиционно на Востоке занимались в основном мужчины. Вдохновение мастера передавалось неведомым нам путем в его изделие, и оно обретало ту энергетику, которая грела не только тело, но и душу.

"Можно говорить также и о своеобразном колорите узбекского текстиля. Цветовые соотношения порой удивляют своей экстравагантностью, но, пожалуй, в год Обезьяны этот момент нам не покажется слишком острым. Даже европейские модельеры предлагают в нынешнем сезоне совмещать несовместимое, а узбекские текстильщики делают это на протяжении многих веков. По каким законам цветоведения можно сопоставить розовый с оранжевым в узких границах орнаментальной композиции? Но чутье настоящего художника поможет правильно подобрать пропорции, ввести дополнительные цвета - и вот оно - яркое, жизнеутверждающее чудо искусства! Порой хочется вычленить орнаменты из метражной ткани, обрамить их и украсить свой интерьер текстильной картиной.

Мастеров, создающих узоры на тканях, называют "абр-бандами", что в переводе с персидского языка означает "связывающий облако". Они наносят узоры на пучки нитей, сложенных по вертикали по длине раппорта. Каждый цветовой отрезок резервируется сложным способом техники обвязки нитей, а затем поэтапно окрашивается. На контурах орнамента получаются расплывы из-за взаимопроникновения красок, и он приобретает нечеткую форму, напоминающую по своим очертаниям облако. Таким образом, при заправке на станок на нити основы уже нанесен узор, а цвет нитей утока определяет колорит изделия. Ткани, созданные подобным образом, называются абровыми, на Западе они известны как икат. Они могут быть сотканы из шелка, хлопка, либо из шелка и хлопка одновременно. В разнообразных по цвету, орнаментации и составу нитей в тканях убедительно подтверждается превосходство ручной работы над машинной",- увлекает посетителей выставки Елена Ладик своим рассказом, неспеша разматывая словесный кокон, заверченный знаниями, легендами, фантазиями.

Представили мастерскую, где усто (мастер) связывает облако?

Подул ветер, волокна смешал, растеклась краска, и яркое облачко окутало женский стан. Все тайны в "Сундучке"!

Альфия Харченко
Ташкент, Узбекистан