Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Не умильная пастораль». Фильм о жизни женского православного монастыря под Ташкентом будет показан московским зрителям

10.05.2005 10:48 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

История

26 мая в Москве в рамках IX Форума национальных кинематографий состоится показ фильма "Пасторальная", снятого в 2004 году элитарным прозаиком и теоретиком авангардного искусства, преподавателем философии в православной семинарии Ташкента Кириллом Султановым. Сюжет фильма по сценарию Галины Виноградовой, если его можно назвать сюжетом, не «разворачивается», а, скорее – «напряженно покоится» в женском монастыре вблизи города Дустабада (Солдатское) на монастырских подворьях и плантациях риса у берегов Сырдарьи. Фабула - музыка Бетховена, императивно пронизывающая мета типичный видеоряд»: обжигающей подлинности портреты, картинки средневекового быта и внутреннего «духовного ландшафта» единственной православной обители, не затерявшейся посреди исторических и природных ландшафтов современного Узбекистана.

«Пасторальная» - не первая попытка Кирилла Султанова синтезировать из классической музыки и документального кинематографа некий новый «закадровый» жанр философского кино манифеста. На Фестивале кинодокументалистов Центральной Азии и Казахстана в начале 2004 года в Ташкенте он представлял на показ экспериментальную работу «Музыка и мы», главной темой которой была авторская гипотеза, что в сознании современного человека так называемое «музыкальное впечатление» перестает быть исключительной «монополией» музыкантов. Несмотря на то, что фильм «Музыка и Мы» обрел тогда некоторое признание у экспертов, и был отмечен бурными аплодисментами зрителей, сам Султанов, в интервью корреспондентам Фергана.Ру, назвал свой тогдашний опыт «печальным» и сделал признание, что не рискнул выставлять новый фильм «Пасторальная» на суд зрителей и критиков своей страны, опасаясь, что избранная на сей раз тема одних не затронет совсем, а других напротив - заставит быть слишком пристрастными…

- Я не отважился презентовать фильм в Ташкенте, - сказал Султанов. - Потому, что не могу представить аудиторию, которой он мог быть вполне интересен. Верующим может не хватить в нем «набожности», а музыкантам музыки. Авангардисты же и просто интеллектуалы могут отнести его к разновидности «социального реализма». В «Пасторали», возможно, явно недостает изображений икон или богослужебных сцен. Но я считаю, что русское православие и Бетховен звучат в нем полно, без смысловых купюр. Собственно, сложности в восприятии оттого и должны возникнуть, что я вновь поставил целью своего рода синтез, а не иллюстрирование одного другим. Хотя, не спорю, возможно, моё «кинематографическое прочтение Бетховена» может действительно оказаться не многим лучше моего же киношного прочтения Шнитке и Вареласа в «Музыке и мы».

Фергана.Ру: - И, все же, опять музыка... И снова попытка синтеза. Но каким будет на сей раз «манифест»?

К.Султанов: - В фильме «Мы и Музыка» была так называемая «современная музыка» 20 века, уже на глазах ветшающая, тем, впрочем, и полюбившаяся. А в «Пасторальной» – истинная современная музыка. Без кавычек.

Фергана.Ру: - Ты имеешь в виду Ludwig Van Beethoven, Symphony No.6 in F major, Op.68 "Pastoral", Philharmonia Orchistra, Herbert Von Karajan, 1953, Kingsway Hall, London?

К.Султанов: - Нет, я имею в виду Бетховена № 6, "Пасторальную", фа-мажор, опус 68, Лондонский Филармонический, Герберт фон Караян, 1953 и (так уж и быть) Kingsway Hall? Ну, а кого же еще?!.. Это прямо вытекает из первого фильма, где музыкант говорит: «Начинаю как бы понимать, что Бетховен современнее многих современников.

Фергана.Ру: - Спирихин уже успел высказался из Вены, что «Пасторальная» замышлялась тобою как очень каверзная вещь. Вообще.

К.Султанов: - Очень каверзная. Считай, «академическое кино исполнение»: все пять частей. Строго программная, концептуальная (как это теперь говорят) музыка – до того строго, что я привлёк к ней сцены из жизни Свято-Покровского православного женского монастыря в городе Дустабаде, что под Ташкентом. Прежде это было село Солдатское, потому что сюда из императорской России ссылали солдат, проштрафившихся борьбой за правду и свободу, за человеческое достоинство и социальную справедливость. Очень бетховенская местность, по-моему. И очень русская, как «Лунная соната». Теперь там русских мало, хотя, впрочем, там и прежде мало кто интересовался Бетховеном…

Фергана.Ру: - …Которого любили Толстой и Ленин?

К.Султанов: - Ну, любили. И что? Я тоже люблю. Хотя Спирихин не любит.

Фергана.Ру: - Но, все же странно: Бетховен и… православные монахини?

К.Султанов: - Монахинь в «видеоряде» всего две, остальные - инокини, то есть послушницы. Либо очень юные, либо уже пожилые. Среднего возраста женщины, даже истово верующие, по слову Настоятельницы монастыря, все же больше надеются на себя, чем на Бога, предпочитают дом, семью, мирскую суету. А вот дети и старики - те идут охотно. У нас в стране, во всяком случае. А женский монастырь потому, что это подвижничество - не для хилых мужских плеч и характеров, как будет видно из фильма.

Фергана.Ру: - Но почему, все же, Бетховен?..

К.Султанов: - А потому, что молятся они за всё человечество, за весь мир. Нет, я понимаю, что стилистика едва ли совместима - венский классицизм и русский монастырь, тем более – в Узбекистане. Но если честно, не я выбирал. По сценарию фильм намечался только про монастырь… Чистая «журналистика». Но когда я начал снимать, то увидел, что они чаще в поле трудятся, чем молятся в уединении. И в какой-то момент во мне сам возник этот музыкальный мотив - что называется, бессознательный плагиат. Потом обнаружил, не без изумления, что напеваю 2-ю часть «Пасторальной» Бетховена. По-видимому, это был единственный пункт, в котором во мне самом могли сойтись творческое бунтарство и православная ортодоксия, – плэнер, любовь к природе, любование сельскохозяйственными угодьями…

Фергана.Ру: - Пастораль?..

К.Султанов: - Да, по-моему, это общее «слабое место», в котором авангардист и ортодокс практически неотличимы друг от друга. Это показалось интересным, и я начал складывать заново. И даже боюсь, что-то получилось. Например, Вячеслав Аносов смотрел все картинки без музыки и отдельно слышал музыку и не мог сообразить, каким образом они могут составить целое, но а просмотрев фильм, признался: «Теперь, мол, не представляю, а какая другая музыка «села» бы лучше, чем эта. Без ложной скромности скажу, что не каждому суждено стяжать такую оценку у друга.

Фергана.Ру: - Это интересно.

К.Султанов: - Очень интересно. Но, скорее, в плане «чистого искусства». Затем уже начинаются большие сложности…