Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Паромы на реке Сырдарья выручают дехкан Ферганской долины, сберегая им время и деньги

02.09.2006 16:50 msk, Андрей Кудряшов (Наманган)

Узбекистан Ферганская долина

Паромы на Сырдарье. Фото ИА Фергана.Ру
Паромы на Сырдарье. Фото ИА Фергана.Ру
Через реку Сырдарья, рассекающую самый густонаселенный регион Узбекистана - Ферганскую долину - на две равные половины, переброшено три капитальных моста. По ним между Наманганской, Ферганской и Андижанской областями круглые сутки движется непрерывный поток машин. Но жители маленьких кишлаков, разбросанных по берегам реки, каждый день пользуются услугами паромных переправ, экономя бензин, деньги и время. Никакого другого "судоходства" местность, лежащая в самом сердце Центральной Азии, никогда не знала. Зато паромы, появившиеся на Сырдарье в середине прошлого века, сегодня превратились в успешные частные транспортные предприятия.

Самый маленький паром, напоминающий речной плот, о путешествии на котором в детстве мечтал каждый мальчишка, движется по реке от поселка Санг Папского района Наманганской области. Принцип его работы, как, впрочем, и у остальных, не требует других затрат, кроме внимания и сноровки паромщиков.

Сырдарью, на всем ее протяжении от места слияния горных рек Карадарья и Нарын до самого Аральского моря, нигде не перейдешь вброд. Древняя река имеет очень глубокое русло и мощный напор. С виду она спокойна, почти как поверхность озера, но в двух-трех метрах от берега начинается стремительное течение, противостоять которому может не всякий пловец или лодка.

Сырдарья – артерия Ферганской долины. Фото ИА Фергана.Ру
Сырдарья – артерия Ферганской долины. Фото ИА Фергана.Ру
Эта сила и тащит прикрепленный к стальному тросу паром со скоростью катера. От паромной команды из двух человек, которым часто помогают сами пассажиры, требуется только умение направлять движение с помощью рулевого весла, подставляя борта потоку под нужным углом. И еще нужно вовремя зацепиться багром за пристань. Вся переправа длится не дольше трех минут.

Паром в Санге принадлежит местному фермеру, приватизировавшему его после роспуска ширкатного хозяйства (колхоза). Летом в светлое время суток паром совершает сотни рейсов. До ближайшего моста - около сорока километров, а это значит, что дехкане, обрабатывающие свои поля на противоположном берегу, с помощью парома экономят часы рабочего времени, немалые деньги, не говоря о бензине, от дефицита которого, особенно в хлопкоуборочную компанию, страдает вся Ферганская долина.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру
Следующий паром в Туракурганском районе похож на настоящее речное судно типа катамарана. Он может перевозить крупные транспортные средства, включая сельхозтехнику или маршрутные такси. Если в Санге паромщики берут с пассажиров "сколько не жалко", то здешняя переправа, до приватизации принадлежавшая управлению автомобильных дорог, сохранила своеобразную твердую таксу: за провоз одного человека, велосипеда, коровы, барана или козы - 100 сумов ($0,08), за переправу всадника на коне или мотоцикле - 300 сумов, с легкового автомобиля - 700 сумов, с грузовика, трактора или тракторного прицепа - 1000 сумов ($0,8).

Паромные переправы на Сырдарье появились в шестидесятые годы прошлого века, когда в Язъяванской и Каракалпакской степях началось освоение земель под посевы хлопчатника и зерновых. Сообразительным узбекским дехканам быстро надоело по несколько месяцев жить вдали от домашнего очага, на полевых станах, кое-как обустроенных на целине. Однажды придумав, как использовать реку для транспортных нужд, они до сих пор успешно эксплуатируют эту милость природы.

Пассажир парома. Фото ИА Фергана.Ру
Пассажир парома. Фото ИА Фергана.Ру
Самый известный паром работает у кишлака Гулдиров вблизи Намангана. Его владелец, руководитель фермерского хозяйства, пенсионер Усмон Туманов гордится тем, что в юности служил мичманом на Северном флоте, и, говорят, поддерживает на переправе истинно флотскую дисциплину. Кроме парома он держит хлопковую плантацию, поля арахиса и пшеницы, утиную ферму, высаживает на берегу реки крымские сосны и тополя, собирается открыть собственную спичечную фабрику, а песчаный пляж возле переправы мечтает оборудовать под курортную зону и даже построить здесь гостиницу в форме корабля.

Правда, курортными эти места назвать трудно. Летним днем в центре Ферганской долины царит удушливый зной с температурой до +45-47 градусов по Цельсию. По ночам у воды роятся тучи комаров. Зимой и весной Сырдарья часто выходит из берегов, затапливая окрестные поля и поселки. Когда наступают маловодные годы, каким оказался и нынешний, большинство кишлаков испытывают острую нехватку питьевой воды из артезианских скважин.

Так перевозят автотранспорт. Фото ИА Фергана.Ру
Так перевозят автотранспорт. Фото ИА Фергана.Ру
Некогда непредсказуемое течение Сырдарьи в прошлом веке было зарегулировано системой водохранилищ и прочих ирригационных сооружений. Оросительная система времен СССР была рассчитана так, чтобы в холодное время года горные водохранилища на реке Нарын аккумулировали избыток воды, а в вегетационный период спускали ее на хлопковые поля Ферганской долины, попутно вырабатывая электроэнергию. Но через десять лет после распада Союза начались новые проблемы. Узбекистан за долги ограничил поставки газа Кыргызстану, не имеющему собственных углеводородных ресурсов. Киргизские энергетики оказались вынуждены в холода запускать турбины Нарынского каскада ГЭС в режим выработки электроэнергии, чтобы как-то обеспечить теплом замерзающие города. По Сырдарье покатились зимние паводки, которые ежегодно затапливают тысячи гектаров сельхозугодий в Узбекистане, а к концу февраля вызывают сильные наводнения на юге Казахстана. Вернулась жестокая летняя засуха и дефицит поливной воды.

Строящееся водохранилище. Фото ИА Фергана.Ру
Строящееся водохранилище. Фото ИА Фергана.Ру
В 2004 году, после особенно крупных неприятностей, Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана приняло решение строить в пустынных предгорьях Наманганской области новые искусственные водоемы, чтобы направлять в них избытки зимне-весеннего "техногенного половодья". Первое из водохранилищ, сооружаемое в устье горного ручья Резаксай, впадающего в Сырдарью, почти достроено, и, возможно, с нынешней осени начнет накапливать воду. Таким образом, сток Сырдарьи в ее верхнем течении может быть снова зарегулирован. Если, конечно, глобальные изменения климата, с недавних пор ощутимые в регионе, не принесут сюрпризов вроде катастрофической засухи 2000-2001 года.

Сырдарья, на берегах которой земледельческая культура начала развиваться тысячи лет назад, до сих пор управляет жизнью около десяти миллионов людей в Ферганской долине, определяя их повседневный быт, род занятий и личное благополучие. Даже глину для строительства традиционных узбекских домов продолжают выкапывать на холмах вдоль речного обрыва.

Глиняный холм Мунчактепа. Фото ИА Фергана.Ру
Глиняный холм Мунчактепа. Фото ИА Фергана.Ру
Несколько лет назад неподалеку от паромной переправы Санга строители присмотрели под карьер для кирпичного завода глиняный холм Мунчактепа. Но археологическая разведка остановила строительство, обнаружив здесь памятники III-V века - целый комплекс древних захоронений в керамических кувшинах-хумах по обрядам зороастризма. А на другом берегу реки сохраняется нетронутой полоса заповедного леса.