Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Фракции Исламского Движения Узбекистана укрепляют контакты с Аль-Каидой

08.11.2006 08:04 msk, Agentura.Ru

Терроризм

На днях пакистанские спецслужбы заявили, что за попыткой подрыва правительственных структур в Исламабаде в начале октября (ракеты были найдены около президентского дворца, парламента и штаб-квартиры разведки ИСИ) стоит отколовшаяся от Исламского Движения Узбекистана группа, связанная с Аль-Каидой. Согласно газете Dawn, спецслужбы указывают на так называемую Islamic Jihad Group (IJG), базирующуюся в Мирали в Северном Вазиристане.

Похоже, что отколовшиеся от базирующейся в зоне племен в Афганистане верхушки ИДУ боевики нашли себе новое применение. В то время как само движение находится в очевидном упадке (последняя попытка лидера ИДУ Тахира Юлдашева его реанимировать случилась в сентябре, когда Юлдашев распространил заявление с угрозами в адрес президентов трех стран – Узбекистана, Киргизии и Таджикистана), его фракции пошли на укрепление контактов с Аль-Каидой.

«Хотя пальцы были в Исламабаде, след был в Мирали», - заявил сотрудник ИСИ на условиях анонимности. Расследование и допрос подозреваемых привели правительство к заключению, что приказ на проведение теракта дал лидер IJG «Яхье» (настоящее имя Наджмиддин Камилидинович Жанов), узбек по национальности, проживающий в Мирали.

По данным пакистанских властей, IJG - это отколовшаяся часть от Исламского движения Узбекистана, и считается, что она ближе к Аль-Каиде, чем материнская организация. Группа была создана после того, как Яхье и его заместитель Мансур Сохаил по прозвищу Абу Хузайфа, также этнический узбек, разошлись с Юлдашевым. В то время как ИДУ базируется в Ване, Южный Вазиристан, группа IJG ушла в соседний Северный Вазиристан.

По информации пакистанцев, все участники атаки в Исламабаде (11 человек) были схвачены, включая трех организаторов на месте. Их имена названы: Халиль (молодой человек лет 25-ти, ранее связанный с Лашкар-е-Тойба), Али Ахмад Гондаль и Мунир. Пакистанские власти утверждают, что вышли на верхушку заговора в Северном Вазиристане по мобильным телефонам арестованных.

А 5 ноября был похищен и убит Малик Зарвали, один из вождей племени Ахмадзой Вазир в местности Шакай в Южном Вазиристане. Согласно информации агентства IRNA, тело Зарвали с пулевыми ранениями было найдено на дороге Инзар. По словам источников агентства, за день до этого машину Малика Зарвали остановили люди в масках и забрали с собой. Источники утверждают, что причина похищения и убийства в том, что Малик Зарвали поддерживал группу полевого командира Ханнана, который поругался с движением Талибан из-за присутствия в регионе узбеков из ИДУ (Талибан разрешил Юлдашеву обосноваться в Вазиристане еще в мае 1999 года). Угрозы в адрес командира Ханнана последовали после того, как он публично возмутился присутствием узбеков в Шакае.

Наращивание контактов ИДУ в Вазиристане с Аль-Каидой и Талибаном происходит на общем фоне укрепления позиций Аль-Каиды в Афганистане, которое началось в конце 2005 года. Именно с конца 2005 года Талибан, действуя в тесном сотрудничестве с зарубежными бойцами, резко повысил свой уровень. По некоторым данным, бойцы Талибана реорганизовались в ячейки от 10 до 25 бойцов, в каждую из которых входит оперативник «Аль-Каиды», обучающий их тактике, применяемой в Ираке. В результате координация терактов улучшилась. В конце 2005 года Талибан стал использовать и новое оружие — смертников. До 11 сентября эта тактика была неизвестна в Афганистане, поскольку истишхад (стремление стать шахидом) был чужд афганской культуре, но теперь шахидизм быстро набирает силу.

До ареста пакистанскими властями пресс-секретарь Талибана Мулла Латифулла Хакими предупреждал, что движение располагает, по крайней мере, 45 террористами-смертниками. Действительно, только в течение последних трех месяцев 2005 года произошло 9 терактов с использованием шахидов, в том числе один в центре Кабула. В 2006 году эта тенденция подтвердилась: смертники подрываются два-три раза в месяц, при этом жертв становится все больше. 17 марта в офисы агентства AP в Кандагаре и Исламабаде по электронной почте пришло послание, подписанное главой талибана муллой Омаром, где утверждается, что вскоре объектами нападений станут военные — как иностранные, так и афганские. В письме также сообщалось, что готовность стать смертниками выразило «большое число» молодых афганцев.

Помимо этого, в Афганистане все больше распространяется практика обезглавливания заложников. Более того, Талибан использует казни для демонстрации своей связи с глобальным движением джихада. «Аль-Каида» также направила двух своих старших офицеров в Афганистан, один из которых отвечает за юг страны, а другой — за север. А заместитель бен Ладена Айман аль-Завахири заявил, что Афганистан становится важнейшим центром джихада.

В результате талибы и боевики «Аль-Каиды» в последние месяцы активизировали нападения в южных и восточных районах Афганистана. В сентябре пакистанское правительство подписало соглашение с главами племен в Вазиристане о прекращении огня. По данным НАТО, после этого количество атак на правительственные силы Афганистана и международные патрули утроилось.

Agentura.Ru