Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

БДИПЧ ОБСЕ надеется на справедливость нового руководства Кыргызстана

20.12.2011 13:04 msk, Фергана

Кыргызстан Права человека
БДИПЧ ОБСЕ надеется на справедливость нового руководства Кыргызстана

Верховный суд Кыргызстана должен расследовать сообщения о нарушениях справедливого судебного разбирательства в деле правозащитника Азимжана Аскарова и других осужденных в связи с трагическими событиями на юге страны в июне 2010 года. Об этом заявила делегация представителей Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) после визита в колонию к известному правозащитнику.

«Мы очень надеемся, что Верховный суд, как высший судебный орган страны, осуществляющий судебный надзор, предпримет действия для предотвращения возможной серьезной ошибки в отправлении правосудия», - сказала глава делегации Ася Иванчева, заместитель руководителя департамента БДИПЧ по правам человека.

В ходе рассмотрения этого дела в судах нижестоящих инстанций наблюдателями, в том числе от ОБСЕ, были отмечены грубые нарушения права на справедливое судебное разбирательство, включая чрезмерное принятие показаний полиции, бездействие властей в условиях запугивания свидетелей защиты и адвокатов, а также непринятие во внимание оправдывающих доказательств и нерасследование видимых следов пыток, говорится в пресс-релизе БДИПЧ.

Аскаров, который сотрудничал с БДИПЧ по проектам мониторинга прав человека в местах лишения свободы на юге Кыргызстана и который много раз поднимал вопросы жестокого обращения со стороны полиции, был приговорен к пожизненному лишению свободы и конфискации имущества на основании обвинения в организации массовых беспорядков, возбуждении межэтнической вражды, захвате заложников и посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

БДИПЧ считает, что для нового руководства Кыргызстана, которое выразило свою приверженность судебным реформам, разрешение дела Аскарова в соответствии со стандартами справедливого судебного разбирательства и обязательствами страны в рамках ОБСЕ будет важным сигналом, отмечается в пресс-релизе.

Ася Иванчева
Ася Иванчева
Как рассказала Иванчева «Фергане», в Кыргызстане делегация БДИПЧ провела два дня. Одной из основных целей визита была встреча с Азимжаном Аскаровым.

- Ранее мы с ним очень активно сотрудничали, он участвовал в наших тренингах на правозащитные темы, - пояснила Иванчева. - Мы встретились также с представителями властей, включая судей Верховного суда, генерального прокурора, с другими чиновниками и, конечно, с правозащитниками. Хотели пообщаться и с членами парламентского Комитета по правам человека, но они были заняты вопросом создания новой коалиции, поэтому мы смогли встретиться только с сотрудниками отдела при этом комитете.

- Как вы оцениваете ситуацию с правами человека в Кыргызстане?

- Проблема соблюдения прав человека непосредственно связана со стабильностью в Кыргызстане и влияет на безопасность его граждан. ОБСЕ подходит к безопасности как к всеобъемлющей концепции. Настоящие безопасность и прогресс могут быть достигнуты, если будут обеспечены не только военно-политическая стабильность и благоприятные условия для экономического развития, но также если соблюдаются прав человека (так называемое «человеческое измерение» ОБСЕ).

Только через усиление гарантий соблюдения прав человека, причем независимо от расовой, религиозной и этнической принадлежности, достигается подлинная стабильность, укрепляется государственность. Только общество, все члены которого чувствуют равную и эффективную защиту государства, гарантирует уровень безопасности, закладывающий солидный фундамент для развития государства.

Прошедшие годы были сложным временем для Кыргызстана. Недавние президентские выборы завершают транзитный политический период. Теперь многое зависит от того, сможет ли новое руководство, сотрудничая с парламентом, трансформировать достигнутые политические результаты в реальный прогресс в области соблюдения прав человека и укрепления верховенства права в стране.

Кыргызстан осуществляет масштабные реформы. Но проблема в том, что многие из них проводятся одновременно.

В числе крупномасштабных - реформа судебной власти. Без наличия эффективной, ответственной и независимой судебной системы говорить о какой-либо защите прав человека затруднительно. Другим приоритетом правительства является борьба с коррупцией. Эти два вопроса очень сильно связаны друг с другом. В последнее время судебная реформа забуксовала, работа Совета по отбору судей была парализована. Мы очень надеемся, что эта ситуация разрешится в ближайшее время.

Кроме того, сейчас идет обсуждение реформы прокуратуры, в ходе которой роль надзорного ведомства в расследовании преступлений, в том числе применения пыток, будет усилена. Одним из своих приоритетов Кыргызстан обозначил и реформу полиции. Это все важные направления.

В Кыргызстане есть сильное гражданское общество, и это значимое достижение, которым страна может по праву гордиться. Гражданские активисты участвуют в проведении реформ, и это следует приветствовать. В настоящее время идет обсуждение законопроекта о свободе собраний, мы внимательно наблюдаем за этим. Если потребуется, мы, как и прежде, готовы оказать помощь в экспертизе законов.

- По вашим словам, уровень безопасности в Кыргызстане не соответствует стандартам ОБСЕ, права человека нарушаются. Где отмечены наибольшие нарушения?

- Очевидно, что межэтнические столкновения прошлого года сопровождались явными нарушениями прав человека. Они до сих пор бросают тень на всю систему правоохранительных органов и на отношения между различными этническими сообществами Кыргызстана. Для достижения межнационального примирения и долгосрочного мира необходимо, чтобы пострадавшие люди могли уверенно опираться как на правоохранительные органы, так и на судебную систему - для того, чтобы получить доступ к правосудию.

- Судя по многочисленным фактам, которые приводят правозащитники, милиция притесняет пострадавших людей, их осуждают на длительные сроки или даже пожизненное заключение. Как вы оцениваете суровые приговоры, которые выносятся на юге страны, как правило, в отношении представителей одного этнического меньшинства, которое, кстати, больше всех и пострадало в июне прошлого года?

- Мы поднимали этот вопрос на всех наших встречах как в ходе этого визита, так и во время предыдущих. Хочется надеяться, что государственные органы будут обращать больше внимания на этот аспект, потому что он является исключительно важным для достижения безопасности и долгосрочной стабильности. Дело в том, что в соответствии с международными обязательствами, которые взял на себя Кыргызстан, права человека должны быть обеспечены всем гражданам вне зависимости от их этнической принадлежности.

Что касается мониторинга проходящих судебных процессов: в офисе ОБСЕ в Бишкеке создана специальная программа по мониторингу, она распространяется и на дела, связанные с событиями на юге страны. Офис БДИПЧ в Варшаве также старается проводить такой мониторинг, посещать Кыргызстан, в том числе и его южные регионы. Я лично несколько раз была в Оше, Джалал-Абаде и Таш-Кумыре, присутствовала на ряде судебных заседаний по делам, связанным с июньскими событиями. Я считаю, что в плане мониторинга мы делаем все возможное, и если у нас появляется какая-то озабоченность, мы высказываем ее соответствующим госорганам.

- Какие последствия имеют ваши высказывания? Вы отслеживаете исполнение ваших рекомендаций?

- Я хочу привести только один пример: в ходе рассмотрения этих дел в суде неоднократно поднимался вопрос о применении пыток. Вы знаете, что международное сообщество очень внимательно следит за этим вопросом и часто ставит его на повестку дня. В частности, на этот вопрос обращает внимание ООН. На минувшей неделе завершилась специальная миссия спецдокладчика ООН по вопросам пыток, которыми занимается и ОБСЕ. Надо полагать, что и генеральная прокуратура обращает внимание на эту проблему, потому что количество уголовных дел, связанных с пытками, за последние 9 месяцев значительно выросло по сравнению с другими периодами. Разумеется, окончательное решение по всем этим делам будет выносить суд.

Важно не прекращать эту деятельность, продолжать мониторинг, выражать озабоченность и изыскивать пути решения проблем. Значимую роль в этом процессе играет гражданское общество, которое осуществляет мониторинг мест заключения. Важным шагом в деле предотвращения пыток будет создание Национального превентивного механизма - это эффективная система для защиты граждан от жестокого обращения.

- По-вашему, в Кыргызстане действительно существует неравное правосудие с этническим уклоном?

- Точно такой же вопрос задавали и мы в ходе наших встреч, и получали различные ответы.

- Наверное, они зависели от того, встречались вы с Генпрокуратурой или с НПО.

- В какой-то степени, да. Но все-таки я думаю, что каждый понимает, что в этническая предвзятость при рассмотрении дел в суде не приведет к созданию мира. Я надеюсь, что это ни в коем случае не повлияет на исход дела Азимжана Аскарова, за которым мы очень внимательно следим вместе с нашими бишкекскими коллегами.

- А каковы ваши выводы как международных, независимых наблюдателей, которые сами присутствовали на процессах, разговаривали с правозащитниками. Имеет ли место этническая предвзятость?

- БДИПЧ не проводило систематического мониторинга всех дел. Я считаю, что делать какие-то обобщения без серьезной статистики было бы безответственно. Мы задавали этот вопрос на встречах с представителями прокуратуры и гражданского общества. В ходе наших встреч с неправительственными организациями с их стороны была высказана сильная озабоченность тем, что, судя по количеству возбужденных дел, этническая предвзятость есть. К этим заявлениям необходимо отнестись серьезно.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем визите к Азимжану Аскарову.

- Я присутствовала на слушании его дела в Таш-Кумыре в октябре 2010 года, в марте 2011 года мы посещали его уже в колонии. Мы виделись с ним вчера, кажется, его настроение немного улучшилось по сравнению с мартом. Он с оптимизмом ожидает предстоящее слушание его дела по апелляции в Верховном суде. Аскаров очень много читает и рисует. Но, беседуя с ним, мы чувствовали, что он сильно травмирован июньскими событиями.

- Какое участие в судьбе Аскарова принимает БДИПЧ?

- Единственная роль, которую мы можем выполнять, это роль наблюдателей. Мы не можем вмешиваться в процесс рассмотрения его дела в суде. Единственно, рекомендуем Кыргызстану выполнять обязательства, которые он взял на себя как страна-участник ОБСЕ. Это - соблюдение стандартов справедливого судебного разбирательства и эффективное расследование любых заявлений о применении пыток.

- Существуют ли реальные судебные возможности для освобождения Аскарова?

- Решение по этому делу будет принимать Верховный суд. Теоретически есть несколько вариантов исхода событий. И они такие же, как и при рассмотрении любого другого дела. Возможно, суд поддержит приговор нижестоящих инстанций, или же приговор будет изменен, Аскаров может быть оправдан или его дело будет отправлено на повторное расследование.

- Аскаров является самым главным заключенным Кыргызстана, неправомерно осужденным за свое давнее противостояние с милицией, за журналистскую и правозащитную активность и за принадлежность к узбекскому меньшинству. Его вина не была доказана в суде. Разделяют ли международные наблюдатели такую точку зрения?

- Дело в том, что, как представители ОБСЕ, мы не можем давать каких-либо комментариев по существу дела. Мы можем лишь комментировать вопросы процессуального характера. Мы находимся здесь именно потому, что Аскаров - видный правозащитник, который нам очень хорошо известен, и мы хотим убедиться в том, что он, как и любой гражданин Кыргызстана, получает право на доступ к справедливому судебному разбирательству.

- Вы считаете, он имеет это право?

- В ходе мониторинга этого дела в судебных инстанциях мы наблюдали процессуальные нарушения, которые вызывают нашу озабоченность. По нашему мнению, соответствующие органы не смогли должным образом отреагировать на случаи запугивания, которые имели место в отношении свидетелей и адвокатов. Не были в должной мере учтены показания, представленные со стороны защиты, следы пыток не расследованы должным образом.

- Что вам говорит правительство по поводу дела Аскарова?

- Этот вопрос лучше задать правительству. Но я надеюсь, что решение в отношении Аскарова все же будет принято судьями, а не кем-то еще.

- Недавно в Кыргызстане началось рассмотрение еще одного громкого дела, связанного с июньскими событиями, - дела Усманжана Халмирзаева. Занимаетесь ли вы им?

- Мы слышали об этом деле, но не присутствовали ни на одном судебном слушании. Мы слышали также о том, что по этому делу имеются разные мнения, так как здесь на поверхность всплывает сложная тематика пыток. Положительный момент в том, что сейчас тематика пыток получила широкое обсуждение и хорошо освещается.

- По какому принципу вы выбираете, какие дела вам следует отслеживать?

- Наш офис в Варшаве работает в 56 странах мира. Поскольку нас не так много, мы не можем мониторить все дела, которые происходят в зоне ОБСЕ. В данном случае одним из критериев явилось то, что мы уже работали с Аскаровым и он проходил у нас обучение. Кроме того, в своей деятельности мы полагаемся на наши страновые офисы, в частности, на офис ОБСЕ в Бишкеке, который осуществляет мониторинг гораздо большего количества дел.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»