Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Комитет освобождения узников совести Узбекистана обновил списки политзаключенных

19.01.2012 21:01 msk, Б.Намазов

Права человека Узбекистан
Комитет освобождения узников совести Узбекистана обновил списки политзаключенных

Независимая правозащитная организация «Комитет освобождения узников совести Узбекистана представляет свое видение социально-экономического положения страны и ситуации с правами человека и соблюдением демократических принципов.

* * *

На протяжении многих лет официальные власти Узбекистана хвалятся происходящими, по их мнению, в стране демократическими реформами, отмечая улучшения в части соблюдения прав человека. На самом деле, все декларации властей — это популистские воззвания и пустые обещания, не подкрепленные конкретными реальными делами.

В Узбекистане все виды СМИ жестко регламентируются, независимые полностью отсутствуют, а называющие себя таковыми попросту лгут. Цензура официально отменена, но, несмотря на это, зарегистрированные государством СМИ, опасаясь репрессивных мер со стороны властей, неохотно публикуют статьи и материалы, содержащие хоть малую толику критики органов государственного управления.

Независимые Интернет-издания блокируются спецслужбами. Освещение внутренней жизни Узбекистана зарубежными изданиями официальные власти не поощряют и во многих случаях отвергают, аккредитация иностранных СМИ практикуется крайне редко и касается только лояльных к узбекскому режиму.

В 2010 году узбекскими властями были сфабрикованы судебные процессы над независимым фотографом Умидой Ахмедовой, журналистами Владимиром Березовским и Маликом Бобоевым.

Протест сотрудниц телеканала «Ёшлар» Малохат Эшонкуловой и Саодат Амоновой против коррупции, местничества и стяжательства на государственном телевидении обернулся против самих журналисток: они были уволены с работы и оштрафованы на крупные суммы. Объявленную ими голодовку официальные власти проигнорировали.

Нет заметных улучшений и в работе правоохранительных органов Узбекистана, сотрудники которых повсеместно применяют пытки для получения признательных показаний. Заключенные все чаще гибнут от жестокого обращения и отказа в медицинской помощи, особенно страдают осужденные по политическим и религиозным мотивам. Есть случаи изнасилования женщин в следственных изоляторах, отделениях милиции и в местах заключения.

Судебные органы «сквозь пальцы» смотрят на жалобы подсудимых о применении к ним пыток, избиении или других видов давления и шантажа, препятствуют адвокатам в свободном доступе к подследственным. Зачастую адвокаты становятся заложниками сложившейся системы и выполняют лишь роль посредников между осужденными и судебными органами. Принцип презумпции невиновности практически не соблюдается. Основанием для приговоров служат признания подсудимых, самооговоры под пытками и методами шантажа, применяемыми на стадии следствия. Такая практика не только не осуждается политическим руководством страны, но и поощряется его молчанием.

Внедрение института «хабеас корпус» не привело к каким-либо положительным результатам в реформировании судебной системы. Все осталось как и прежде. Число правонарушений со стороны правоохранительных органов не уменьшилось.

Независимость судов, прокуратуры и милиции отражается только на бумаге. Как правило, прокуратура поддерживает версию милиции, а суд завершает процесс своим обвинительным вердиктом. Только в редких случаях суд выносит оправдательное решение, их можно пересчитать по пальцам.

Несмотря на подписание Узбекистаном международной конвенции о запрете детского труда, к участию в сельхозработах продолжают массово принуждать несовершеннолетних, особенно во время сбора хлопка. Правоохранительные органы - милиция и прокуратура - не только не противодействуют этому, но и активно участвуют в привлечении детей к принудительному труду в период хлопковой страды.

В стране продолжает ухудшаться социально-экономическая ситуация. Антинародное правительство бессовестно грабит свой народ. Природные ресурсы страны бездумно распродаются, а местное производство не развивается. Так, природный газ экспортируется в Россию, Казахстан, Кыргызстан, скоро пойдет и в Китай, в то время как местное население даже в крупных городах переходит на уголь и древесное топливо.

Такая же ситуация сложилась и в легкой промышленности: в стране из-за нехватки сырья - хлопка и шелка - закрыты многие фабрики, большая часть этого сырья идет на экспорт.

В Узбекистане не хватает рабочих мест, поэтому многие жители республики выезжают на работу за рубеж, чаще всего - в Россию и Казахстан. По сведениям Федеральной миграционной службы (ФМС) России, в этой стране работают более двух миллионов узбекистанцев. По неофициальным данным, их еще больше.

Часто приезжие из Узбекистана попадают в рабство, и не только в России. Большую часть секс-рабынь в Турции и ОАЭ составляют девушки, вывезенные из Узбекистана. Узбекские чиновники неохотно признают существование этого явления, самым эффективным методом борьбы против рабства они считают огромные биллборды с призывом «Не продай себя в рабство за рубеж!». Как будто быть рабом в собственной стране более почетно.

Коррупция в Узбекистане поглотила все органы власти, в том числе те, что должны с ней бороться: службу национальной безопасности, милицию, прокуратуры и суды. Вот уже в течение 20 лет Узбекистан не покидает пятерку самых коррумпированных стран мира. Хуже дела с коррупцией обстоят лишь в Афганистане, Сомали, Мьянме и Северной Корее.

Узбекистан входит также в пятерку самых авторитарных государств мира, ниже него только Чад и Северная Корея. Таковы выводы авторов исследования «Индекс демократии в 2011 году» (Democracy Index 2011), проведенного британским изданием Economist Intelligence Unit. Узбекистан занял 164-ю строчку рейтинга из 167 возможных.

Узбекистан неустанно хвалится своими успехами в экономике, притом что в рейтинге экономических свобод занимает 164 место из 179. Напомним принципы «узбекской модели» перехода к социально-ориентировочной экономике, изложенные на заре независимости бессменным президентом республики Исламом Каримовым: приоритет экономики над политикой; государство - главный реформатор; верховенство закона во всех сферах жизни общества; сильная социальная политика; эволюционный и поэтапный путь перехода к рыночным отношениям.

Однако этих принципов власть не придерживается: официальные структуры законы не соблюдают, положения Конституции реализуются лишь на бумаге, приоритет экономики над политикой — блеф, власть — главный тормоз, она занята своим самосохранением, о сильной социальной политике можно и не заикаться. Узбекское государство обожает заявлять об углублении демократических реформ, которые в реальности настолько «углублены», что на жизни населения никак не сказываются.

Зато набирает обороты процесс обогащения власть имущих за счет обнищания простого народа. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается день ото дня, среднего звена общества почти нет. Власть в своих действиях руководствуется собственной алчностью. Этот порок полностью овладел всеми, кто имеет хоть какое-то отношение к властным структурам. К большому сожалению, этой болезнью заражаются и другие члены общества.

Государственная идеология в стране отсутствует, если только под ней не подразумевать политику уничтожения любой формы инакомыслия. Оппозиция, как светская, так и духовная, жестоко преследуется. Немногочисленные независимые правозащитники, которые имеют смелость критиковать действия властей, подвергаются различным провокациям и действуют на грани риска быть репрессированным.

Для усиления репрессивных мер против инакомыслия и ради сохранения непопулярной в народе власти руководство страны активно использует такую идеологическую подпитку, как борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Соседство с Афганистаном и «Северная сеть» поставок грузов для войск НАТО в ИРА, ключевым пунктом которой является Узбекистан, еще сильнее укрепляют позиции узбекского правительства, которое старается держать свой народ в страхе и в покорности, грабя природные ресурсы страны в своих меркантильных интересах.

Узбекистан превратился в самое крупное полицейско-репрессивное государство не только в регионе, но на всем постсоветском пространстве. Хотя в стране ежегодно объявляются амнистии заключенных, они, как правило, не касаются заключенных по политическим и религиозным мотивам, а также правозащитников. Впрочем, официальные власти и не признают их политическими заключенными. У настоящих преступников - воров, грабителей, насильников и даже убийц, - выше шансы выйти на свободу.

Освобождение политических узников и других активистов гражданского общества государство превратило в обменную монету для получения каких-либо политических дивидендов. Так, последние случаи — освобождение Норбоя Холжигитова и Джамшида Каримова - были приурочены к визиту в Узбекистан государственного секретаря США Хиллари Клинтон.

Последняя амнистия была объявлена 5 декабря 2011 года. Пока не освобожден ни один из находящихся в заключении гражданских активистов и политических узников. А их в узбекских тюрьмах, как минимум, 31 человек. Вот что о них известно:

1. Хабибулла Акпулатов, 1950 г.р., правозащитник, осужден в ноябре 2005 года на 6 лет. В 2010 году его срок был продлен еще на 3 года.

2. Исроилжон Холдоров, 1951 г.р, правозащитник и член оппозиционной партии. Осужден по сфабрикованному делу в 2005 году на 6 лет. Инвалид 2 группы, состояние тяжелое, находится в УЯ 64/29 г.Навои. Срок заключения истек.

3. Аъзам Фармонов, 1978 г.р., правозащитник и член оппозиционной партии. После многочисленных провокаций осужден по сфабрикованному делу в 2006 году на 9 лет. Находится в УЯ 64/71 Жаслык.

4. Алишер Кароматов, 1968 г.р., правозащитник, осужден на 9 лет. Находится в УЯ 64/49 г.Карши. Болен тяжелой формой туберкулеза.

5. Насим Исаков 1966 г.р., правозащитник, 20 декабря 2005 года Джизакским горсудом приговорен к 8 годам лишения свободы. Находится в УЯ 64/3 пос. Таваксай Ташкентской области.

6. Абдурасул Худайназаров, 1956 г.р., осужден в декабре 2006 года на 9,6 лет. В колонии подвергается пыткам, летом 2008 года пытался покончить жизнь самоубийством.

7. Мурод Жураев, 1952 г.р., член оппозиционной партии, бывший мэр г.Мубарек, осужден в 1994 году на 12 лет, с тех пор находится в заключении. В 2006 году срок был продлен на 3 года 2 месяца. В 2010 году срок снова был продлен. В настоящее время содержится в колонии УЯ 64/48 г.Заравшан.

8. Мухамаджон Бекжанов, 1954 г.р., член оппозиционной партии, осужден в 1999 году на 12 лет, болен тяжелой формой туберкулеза. Находится в колонии УЯ 64/61 г.Касан Кашкадарьинской области. Срок заключения истек.

9. Мамадали Махмудов, 1940 г.р., писатель, бывший председатель Фонда культуры Узбекистана. Первый раз был осужден 30 декабря 1994 г. на 4 года, освобожден по амнистии 09 августа 1996 г. Вновь арестован 19 февраля 1999 г., приговором Ташкентского областного суда от 18 августа 1999 г. осужден на 14 лет лишения свободы. Находится в колонии УЯ 64/6 г.Чирчик Ташкентской области.

10. Юсупбой Рузимуродов, 1958 г.р., журналист, член оппозиционной партии, Приговором Ташкентского областного суда от 18 августа 1999 г. осужден на 15 лет лишения свободы. Содержится в колонии УЯ 64/46 г.Навои.

11. Самандар Куканов, 1945 г.р., бывший депутат парламента Узбекистана, бывший директор нефтебазы, член оппозиционной партии, в заключении находится с 1993 года, осужден на 20 лет. Содержится в колонии УЯ 64/48 г.Зарафшан.

12. Исак Абдуллаев, 1935 г.р, предприниматель, критик правительства, осужден по ложному обвинению в октябре 2005 года на 10 лет.

13. Гайрат Михлибаев, журналист, находится в УЯ 64/48 г.Зарафшан.

14. Рухиддин Фахриддинов, религиозный деятель, в сентябре 2006 года осужден на 17 лет, находится в УЯ 64/01.

15. Акрам Юлдашев, религиозный деятель, в мае 1999 года осужден на 17 лет.

16. Мадмаров Абдулла, 1972 г.р., осужден по подозрению к причастности к «Хизб ут-Тахрир». Содержится в У/Я 64/29 г.Навои.

17. Мадмаров Хабибулла, 1974 г.р., осужден по подозрению к причастности к «Хизб ут-Тахрир». Находится в У/Я 64/51 г.Касан.

18. Мадмаров Абдулахад, 1972 г.р., осужден по подозрению к причастности к «Хизб ут-Тахрир». Содержится в У/Я 64/71 Жаслык.

19. Салижон Абдурахманов, 1950 г.р., правозащитник, журналист, приговорен к 10 годам заключения в 2008 году. Находится УЯ 64/49 г.Карши.

20. Агзам Тургунов, 1952 г.р., правозащитник, оппозиционер, осужден на 10 лет заключения осенью 2008 года. Находится в УЯ 64/49 г.Карши.

21. Жамол Кутлиев, детский врач. С 1990 года возглавлял отделение партии «Эрк» в Гиждуванском районе. Арестован 10 ноября 2005 года. Бухарским областным судом по уголовным делам в марте 2006 года приговорен к 7 годам лишения свободы. Содержится в колонии УЯ 64/3 пос. Таваксай Ташкентской области.

22. Хазрат Ахмедов, 1940 г.р., учитель школы. Арестован 11 ноября 2005 года. Бухарским областным судом по уголовным делам в марте 2006 года приговорен к 4 годам лишения свободы. Содержится в колонии УЯ 64/3 пос. Таваксай Ташкентской области). В 2010 году ему продлили срок заключения.

23. Зафар Рахимов, мастер по ремонту автомобилей. Член Кашкадарьинского областного отделения ОПЧУ, арестован в апреле 2007 года. В октябре 2007 года Каршинским городским судом по уголовным делам приговорен к 6 годам лишения свободы.

24. Юлдаш Расулев, мастер по ремонту автомобилей, предприниматель. Член Кашкадарьинского областного отделения ОПЧУ, арестован в апреле 2007 года. В октябре 2007 года Каршинским городским судом по уголовным делам приговорен к 10 годам лишения свободы.

25. Дильмурод Сайид (Саидов), журналист, член правозащитного общества «Эзгулик», 30 июля 2009 года осужден Тайлакским районным судом на 12,5 лет.

26. Ганихон Маматханов, 25 ноября 2009 года районный суд Ферганской области приговорил его к пяти годам тюремного заключения.

27. Гайбулло Жалилов, правозащитник ОПЧУ из Карши. 18 января 2010 года полевым судом Бухары осужден на 9 лет.

28. Хамдамова Мехринисо, 1969 г.р., член ОПЧУ. 12 апреля 2010 года осуждена на 7 лет лишения свободы в колонии общего режима.

29. Хамдамова Зулхумор, 1960 г.р., 12 апреля 2010 года приговорена к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

30. Рахматова Шахло, 1965 г.р., член ОПЧУ, 12 апреля 2010 года приговорена к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

31. Хайрулло Хамидов, 1975 г.р., журналист, популярный спортивный комментатор и поэт. 27 апреля 2010 года суд Янгиюльского района Ташкентской области приговорил его к шести годам лишения свободы за «незаконную организацию общественных объединений или религиозных организаций».

Ситуацию в Узбекистане могут улучшить только НАСТОЯЩИЕ демократические реформы. Эволюционный метод перехода к демократии не приведет к положительным результатам, если не реализовать главные принципы - соблюдение основных свобод граждан, открытость и прозрачность властей. Какими бы демократическими лозунгами не вуалировала власть свои действия, в реальности она остается обыкновенной диктатурой. Руководство страны должно это осознать и сделать нужные выводы, пока свои выводы не сделал народ.

Бахадыр Намазов, независимый правозащитник-журналист, председатель Комитета «Освобождения узников совести Узбекистана», г.Ташкент

Международное информационное агентство «Фергана»