Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Отец родной! В Туркмении вышла книга о Мяликгулы Бердымухамедове

21.08.2012 02:04 msk, Наталья Шабунц

Туркмения Книжечки

В Туркменистане вышла книга «Верный сын Родины. Дело всей жизни Мяликгулы-ага», в которой подробно, с картинками и фотографиями, излагается биография отца президента республики Гурбангулы Бердымухамедова.

Как и ожидалось, у президента был не только великий дед Бердымухамед Аннаев, о котором уже написана книга и сложены песни, но и великий отец - педагог, кандидат в члены КПСС, бывший начальник отдела исправительно-трудовых учреждений, а ныне - пенсионер.

Книга выпущена Туркменской государственной издательской службой на туркменском и русском языке к 80-летию отца президента.


Труд специалистов Архивного фонда президента Туркменистана, который назван «научно-документальным», подробно озарил жизненную и трудовую биографию «педагога по призванию, кадрового военного и историка-методиста», пенсионера, который «занимает особое место среди почетных ветеранов труда и Вооруженных сил». Книга издана под общей редакцией В.М.Храмова - бессменного и неутомимого идеолога Эпохи независимости.

9 августа 2012 года в актовом зале Туркменского государственного университета имени Махтумкули (впрочем, подобные церемонии прошли и в некоторых других вузах страны) состоялась презентация книги. Собравшиеся приняли «благодарственное Обращение к Президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову, в котором особо подчеркнули непреходящее значение нового издания в деле патриотического, трудового и нравственного воспитания молодежи на ярком примере жизни и деятельности Мяликгулы-ага, являющего собой образец следования идеалам справедливости, беззаветного служения Родине и народу».

Возле Университета я зашла в пустующий книжный магазин - приобрести новинку. Продавщица не смогла скрыть удивления: патриотические книжки и роскошные дорогие альбомы стояли невостребованными глянцевыми рядами.


Я купила «Верного сына Родины» за 12.46 маната ($4.40) и, почти млея от удовольствия, полистала великолепный альбом «Национальный лидер». Я бы и его прикупила, но дорого - за «лидера» просили 96 манат ($36). «Рухнаму» на полках я не заметила.

Выйдя из магазина, я с нетерпением раскрыла приобретение и прочла вступительный раздел «Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов о своих родителях». Цитата: «Если попытаться одним словом дать определение своим… пристрастиям, то я бы употребил термин «умеренность» (пунктуация сохранена). Я тут же достала фотоаппарат и сфотографировала главный символ «умеренности» президента - сияющий вдали новый дворцовый комплекс.

Когда дома я продолжила чтение, то возникло ощущение путешествия на машине времени в советское прошлое 1970-80 годов, когда все смеялись над трудами генсека и изучали их на общих собраниях.

Я не о стилистике. Единственную русскоязычную газету «Нейтральный Туркменистан» (в советском «девичестве» - «Туркменскую искру») я выписываю как юмористическое издание и печально веселюсь над опереточно-муляжными, исступленно-пафосными псевдопатриотическими штампами-клоунадами.

В прошлое вернули уже позабытые слова: «член ВЛКСМ» (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, комсомол - ред.), «делегат районных комсомольских конференций», «член райкома ЛКСМТ» (ленинский коммунистический союз молодежи Туркменистана - ред.), « рекомендации учителей коммунистов», «первичная партийная организация», «кандидат в члены ВКП(б)» (Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) - ред.), «кандидат в члены КПСС» (Коммунистическая партия Советского Союза - ред.), «партийная комиссия», «образовательный и политический уровень», «Университет марксизма-ленинизма», «инструктор политотдела по комсомольской работе», «член партбюро и секретарь парторганизации», «агитатор и пропагандист», «тесный деловой контакт с партийными и советскими органами». Причем в книжке эти словосочетания никак не объясняются и не расшифровываются. Ради эксперимента я стала спрашивать у школьников и студентов, что означают эти слова, - и естественно, не только они, но и тридцатилетние граждане этого не знали.

Каким образом книжка, полная незнакомых слов, «окажет благотворное влияние на патриотическое, трудовое и нравственное воспитание молодежи» и «мировоззренческое становление личности как духовной основы ее дальнейшего всестороннего развития», я не представляю.


Читая подробную биографию рядового партийца среднего уровня, можно понять, как активно советская власть продвигала способных туркмен, нацеливая их на обучение и профессиональный рост - та самая советская власть, руганная-переруганная в период независимости именно теми, кто успел сделать при ней успешную карьеру.

Книга написана в жанре «житие святого коммуниста».

Составители собрали все, что смогли найти. Постарались. И даже напечатали аттестат зрелости героя с пятью «тройками». Я невольно вспомнила историю ретивого бургомистра из маленького немецкого городка, который верноподданно развешивал везде портреты Гитлера и даже поместил фюрера в общественных туалетах. Перестарался. Попал в концлагерь.

Мне жаль молодежь, которую заставят зубрить этапы трудовой биографии отца президента. Я лично запомнила, что он возглавлял отдел исправительно-трудовых учреждений Управления внутренних дел марыйского облисполкома в 1980-1982 году. «В своей трудовой биографии Мяликгулы Бердымухамедов прошел славный путь от учителя средней школы родного села до подполковника внутренней службы». Особое впечатление на меня произвела работа президентского папы в центральном аппарате Министерства плодоовощного хозяйства Туркменской ССР, где он возглавлял административно-хозяйственный отдел и курировал вопросы гражданской обороны. Подумала - вот бы возродить такое министерство! Оно гораздо нужнее, чем Национальное космическое агентство. Хотя нет… Тогда овощи и фрукты могут совсем исчезнуть, а космос от нашего Агентства особо не пострадает.

Из книги стало известно, что «будучи секретарем партбюро министерства, М.Бердымухамедов входил в состав комиссии по подготовке и проведению государственных праздников и знаменательных дат».

Теперь понятно, откуда у сына такая неистребимая страсть к государственным праздникам. А бюджетный народ и студенты мечтают о «празднике домашнего очага», чтобы им наконец-то дали возможность и право провести выходные и праздники в кругу семьи, а не тащили на принудительные концерты и открытия эпохальных объектов.

Меня очень заинтересовал научный труд Мяликгулы-ага «Формирование и развитие межнациональных отношений в процессе и воспитания учащихся», написанный им во время работы в Научно-исследовательском институте педагогических наук Министерства образования Туркменистана. Это сейчас особенно актуально. Интересно, сын читал эту работу, если он выдавливает русскоязычное население из страны, как и его предшественник, всю двадцатилетнюю эпоху торжества национализма?

7 февраля 2012 года Меджлис (парламент) Туркменистана принял Постановление о присвоении воинской части 1001 имени почетного ветерана органов внутренних дел М.Бердымухамедова. Отец президента в 1960-е годы отслужил в этой воинской части несколько лет. В кабинете, где работал Мяликгулы-ага, полностью восстановлена обстановка тех лет, даже телефонный аппарат того времени разыскали. А в комнате «Галкыныш» («Возрождение») открыт прижизненный музей М.Бердымухамедова.

Очевидно, что после этой книги необходимо восстановить и коммунистическую партию, которая так много сделала для отца президента.

Книга богато иллюстрирована архивными документами и фотографиями. Есть даже «ковер-портрет Мяликгулы Бердымухамедова, сотканный его снохой Огульгерек Атаевной Бердымухамедовой - супругой президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. 1993 год». Ну вот, я впервые узнала хоть что-то о супруге президента. А также о том, как зовут его сестер, об «умеренности» которых так много говорят (есть даже негласный бесценный для Туркмении статус - «подруга сестры президента»). Его сестер зовут Дурдынабат, Гульнабат, Мяхри, Гульджамал и Огульджамал. О ком будет следующее «научно-документальное издание»?

В выдающемся фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» есть философски-ритуальный вопрос: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к Храму?» У нас, к сожалению, все идеологические дороги, тропы и тропинки ведут к господину Храмову - а значит, к незатейливым, примитивным пропагандистским штампам-матрицам и полному отсутствию нравственных тормозов. Этот стиль давно получил название «храмовщины», что созвучно восточному слову «харам», означающему все нечистое, запретное и даже греховное.

Наталья Шабунц, Ашхабад

Международное информационное агентство «Фергана»