Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Отдалённые седой зимы угрозы

21.08.2013 11:11 msk, Ядгор Норбутаев

Блоги Экономика Узбекистан Анализ
Узбекистан: Отдалённые седой зимы угрозы

Как определить – выдастся ли будущая зима суровой или будет она мягкой, тёплой? Метеорологи считают, что с достаточной точностью на этот и подобные вопросы ответить пока невозможно, не доросла ещё наука до таких вершин.

Однако отдельные народные приметы для подобного гадания вполне сгодятся. Про одну из таких рассказал мне старый дедушка Пон Ин, кореец-огородник.

С его слов, вам нужно ближе к концу лета, а точнее в августе сходить на рынок и посмотреть, каким уродился репчатый лук. Если на нём много чешуи (шелухи), тогда уж точно жди холодную зиму. Так сама природа-матушка заботится, чтобы луковица не замёрзла в земле и в целости сохранилась до весны. Не скажу, чтобы такой прогноз сбывался всегда и с абсолютной точностью, но всё-таки…

Другой способ - чисто статистический. Среднегодовая температура воздуха для данной местности на протяжении десятков лет практически остаётся неизменной, имеющие же место её колебания происходят в амплитуде 0,1 – 0,2 градусов Цельсия. Это значит, что после очень жаркого лета всегда следует ожидать очень холодной зимы. Точно так происходит и чередование по годам, за «теплым» годом очень часто следует год «холодный». Это к тому, что прошлая зима в Узбекистане отмечена, как самая «тёплая» аж с 1850 года.

Все приведённое выше говорит нам о том, что грядущая зима в Узбекистане (по крайней мере, ей так полагается) должна быть суровой и запросто может стать настоящим стихийным бедствием. На сто процентов в этом уверенными быть нельзя, но вероятность очень высока.

А вот вам и примета уже из нового времени. На протяжении почти десяти последних лет именно в эту августовскую пору, какую бывало узбекскую газету не раскрой, обязательно наткнёшься на статью под дежурным заголовком: «Готовь сани летом!».

В них хокимы (главы администраций) самых различных рангов, от районного до областного, а вместе с ними и руководители отдельных коммунальных служб, «отчитывались» перед читателями о проделанной ими работе в разрезе подготовки к зиме вверенного им хозяйства. Главврачи больниц и директора колледжей им вторили.

Проложено столько-то километров! Отремонтировано столько-то крыш в домах!

И на всё это затрачено... (очень много)! Самоотверженно трудятся следующие работники... Осталось лишь чуть-чуть, всего несколько процентов. Завершим досрочно! Мы заверяем, что, несмотря на трудности будет этой зимой тепло и детям, и взрослым!

Но вот за всё уже почти прошедшее лето нынешнего года в СМИ Узбекистана не появилось ни одной подобной победной реляции! Ни одной!!

Отопление в Узбекистане

К чему бы это, однако? Может быть к тому, что в году «процветания» холодным зимам быть не полагается? Наш Президент не велел?

Наиболее вероятной причиной представляется, что в текущем году на подготовку к зиме просто не было выделено полагающихся средств, или же выделено недостаточно.

Косвенным подтверждением тому является сообщение портала «Uznews.net» под заголовком «Зимой андижанцев согреет мусор». (Бытовой мусор имеется в виду, а не милиционер)

В статье приводится высказывание городского хокима (или его заместителя?) Нурилло Алимова, согласно которому жители микрорайонов теперь должны «сбрасываться» деньгами и на них строить индивидуальные котельные из расчета «одна котельная - на четыре дома». В качестве топлива данный представитель «исполнительной власти на местах» предлагает использовать бытовой мусор, из которого предстоит сначала выделить «биогаз», который и будет затем сжигаться в топках котлов. Господин Алимов при этом ссылается на положительный опыт Китая в данном вопросе. Типа, сам там был и сам всё видел.

Полагаю, что не стоит разъяснять всю абсолютную бредовость данной идеи-фикс.

Остановимся на другом. Дело в том, что в действиях властей Узбекистана в данном случае просматривается вполне определённая рациональность.

Действительно, стоит ли вообще, к примеру, выделять деньги на ремонт котельной, если заведомо известно, что будущей зимой в неё не будет подано ни одного кубического метра природного газа, и всё оборудование так или иначе будет простаивать?

А уголь? – естественно спросите вы. Ведь Узбекистан располагает огромнейшими запасами бурого угля?

O’key! Попробуем объясниться. Бурый уголь, как топливо, имеет теплотворную способность почти в три раза ниже, чем соответствующая у природного газа. Это значит, что имеющееся количество котлов для сохранения прежней мощности котельной следует увеличить так же на две трети. Стояло три котла, допустим, теперь полагается установить ещё два дополнительно. Значит и помещение котельного зала также придётся расширять. А где для этого место в городских условиях? То же самое – и с дымовой трубой. Предстоит увеличивать её диаметр и высоту. Дополнительно на территории той котельной необходимо теперь соорудить хранилище для угля и шлако-золоотвал. Что ещё? Нужны будут новые, более мощные дымососы, дутьевые вентиляторы и батареи циклонов-золоулавливателей. Существующие котлы необходимо будет демонтировать и под ними соорудить подколосниковые камеры для шлака и золы. И так далее. Короче, легче новую котельную построить, чем выполнить подобную реконструкцию!

«Централизованного отопления в нашем районе нет с 1995 года. Почему? Да потому что с распадом Союза в Фергане перестали ежегодно менять дорогостоящие фильтры в трубах на теплоцентралях, препятствующие заизвестковыванию. Вода у нас — артезианская, с высоким содержанием солей. Вот трубы и забились так, что ничего не пропускают. Котельные давно остановлены. Каждый выживает как может. С газом зимой тоже проблемы. Есть только электричество. Отапливаемся электрообогревателями, в сильные морозы напряжение также падает...» - из письма читателей «Ферганы.Ру».
Вы что-нибудь слышали о том, что где-то в Узбекистане увеличивают мощность районных котельных в областных городах и переводят их на топливо-уголь? А малые котельные в колледжах и больницах? Нет? И это при том, что в печать всегда и непременно попадают сообщения о любых маломальских достижениях. Во дворе жилого дома соорудили новую детскую площадку – и все газеты трубят об этом! Или мини-цех обувной запустили в каком-нибудь захолустье, так и об этом немедленно вся страна узнаёт.

Что ещё можно сказать? Только - «Зима план покажет»!

Какова же роль государства в таких массовых «оргтехмероприятиях», как «подготовка к зиме»? Или теперь эта роль, как в городе Андижане, сводится лишь к выдаче умных советов, типа: «копите мусор и вырабатывайте из него биогаз»?

Любой чиновник на это вам ответит: «Государство и в частности его законодательные органы, должны разрабатывать и принимать соответствующие законы». Так оно на самом деле и должно быть.

Ещё недавно намечалось, что к 2012 году будет завершена подготовка текстов двух новых законов Республики Узбекистан: «О газоснабжении» и «О теплоснабжении».

Проект первого из них, «О газоснабжении», действительно был разработан и опубликован в печати ещё в конце прошлого года, а в начале текущего, как пишут в газетах, «прошло его всестороннее обсуждение» на общегражданском уровне.

Данный проект, опять же по сообщениям СМИ, «был одобрен и получил широкую поддержку среди населения», но на рассмотрение Нижней палаты Олий Мажлиса он так и не был вынесен. Видать, что-то там у них не срослось.

Автор этих строк в свое время выполнил подробный анализ основных положений данного проекта Закона и пришел к неутешительному выводу: в случае его принятия в данном виде, настоящий закон повлечёт за собой больше вреда, чем пользы для большинства «потребителей» природного газа в республике. В то же время «поставщики» согласно его, этого Закона, положениям, обретут поистине гигантские преимущественные права, и практически не будут нести ответственности за недопоставку или даже полное отсутствие газа у потребителей.

В частности, монопольный «поставщик» в лице «Узбекнефтегаза» наделяется, согласно данному проекту, правом введения по собственному усмотрению на территории всей республике так называемого «аварийного режима», при котором с «поставщика» полностью снимается любая ответственность за стабильность процесса газоснабжения. И это при том, что при расчётах с «потребителем» газовиками не признаются иные формы, кроме «предоплаты».

К счастью граждан Узбекистана данный Закон пока не был принят, скорее всего его реализацию тихо спустят на тормозах, зато уже появился в печати проект Закона «О теплоснабжении».

Случается порой так, что определённые граждане за соответствующую мзду разрабатывают, а затем лоббируют принятие отдельных законов, выгодных для некоторого круга заинтересованных лиц. Чаще всего такие проекты можно справедливо назвать «вредными» для общества в целом. Но кроме «вредных» порой встречаются и откровенно «глупые» проекты законов. Ясно, что «законотворцы», как в нашем случае, не получат никакой личной выгоды. Они просто по указке начальства на скорую руку состряпали некоторую откровенную чепуху, в которой сами же и разбираются очень поверхностно.

Ни для кого не является секретом, что вся отрасль центрального теплоснабжения в Узбекистане уже давно поражена смертельным недугом. Причиной данной болезни является постоянная нехватка средств, необходимых для восстановления износа и модернизации основных фондов теплоснабжающих организаций. Это, прежде всего, касается бывших коммунальных учреждений. В «энергетических» организациях дела пока ещё обстоят более-менее нормально, но и в них уже явно заметны очаги разложения и признаки надвигающегося коллапса.

В советские времена система коммунального центрального теплоснабжения республики имела статус «планово-убыточной» и поддержание её в рабочем состоянии осуществлялось во многом за счёт государственных дотаций из местных бюджетов. После того, как республика «обрела независимость», дотирование отросли немедленно прекратилось, и теплоснабжающие организации с тех пор вынуждены все ремонтные и реконструкционные работы вести за счёт собственной прибыли.

Вот тогда-то впервые и образовались так называемые «ножницы».

Для того чтобы поддерживать хозяйство на должном уровне, коммунальщикам теперь по идее необходимо стоимость ремонтных работ, реконструкции и модернизации «закладывать» в стоимость своей конечной продукции. Но считается, что такое как бы «не по карману» большинству населения и государство своею властью ограничивает тарифы на тепловую энергию и горячую воду. Это значит, что какая-то часть котельных и тепловых сетей ежегодно перед новым сезоном отремонтирована не будет. Количество подобных недоработок увеличивается год от года и самым непосредственным образом влияет на стабильность и надёжность работы в целом.

От такой политики страдают все – и «поставщики», потому что не имеют возможности обеспечить стабильность самого процесса теплоснабжения, и «потребители», так как недополучают того, за что платят. «Ножницы» - одни недодают, другие недополучают, и то, и другое образует замкнутый круг.

Государством данный процесс уже давно как пущен на самотёк. Для чиновников гораздо проще в течение каких-то четырёх холодных месяцев в году «отбояриваться» от многочисленных жалоб, чем принимать конкретные решения.

А тем временем вся система теплоснабжения республики ещё где-то, как десять лет тому назад миновала, если так можно выразиться, «точку бифуркации», то есть такое положение, когда всё ещё можно было восстановить и наладить.

Вот потому от нового Закона ожидалось многое.

Узбекские законотворцы и на этот раз подошли к порученному им делу (простите за тавтологию) по-своему «творчески». Они прилежно «переосмыслили» соответствующий Закон «О теплоснабжении» Российской Федерации. То есть в основном всё просто переписали, лишь поменяв местами отдельные пункты. То, что им было непонятно, просто выбросили («непонятно – значит не нужно пролетариату») или же просто вставили не туда, куда полагается, чем окончательно всё перепутали.

Те места в тексте, где узбекский закон выходит за границы своей российской матрицы, буквально бросаются в глаза из-за грамматических ошибок и нарушений формальной логики изложения.

Вот пример. Вводится такой термин: «…физическое лицо, непосредственно (!) присоединяемое к тепловым сетям». Как это следует понимать? Фейсом к трубе приварили и вентиль поставили?

Правильно будет: «физическое лицо, приобретающее тепловую энергию».

Данным проектом Закона в Систему теплоснабжения республики, как в целый организационный комплекс, вводится новая бюрократическая структура от лица государства, а именно: «Уполномоченный орган в сфере теплоснабжения». Так же как и другие подобные органы, главной его функцией является «контроль за…»

Так вот, «Глава 7» называется: «Полномочия уполномоченного органа».

Ну чем не анекдот? При этом все эти новые «органы» не только «разрабатывают нормативно-правовую документацию», но и сами же её (где такое видано?) ещё и утверждают!!

Чего ждали от данного Закона? Не в мелочах, конечно, а в главном, в основном?

Во-первых, конкретизации договорных отношений между «поставщиком» и «потребителем» тепловой энергии. В этой области до настоящего времени нет чётких разграничений зон ответственности, что и влечёт за собой постоянные споры и даже судебные тяжбы.

В данном проекте ничего подобного (в отличие от российского закона) не сделано. Требования данного проекта Закона к Договору между сторонами абсолютно лишены конкретики и специфики. По такому шаблону вполне можно было бы составить Договор между «производителем» и «потребителем», к примеру, макарон.

Во-вторых, в проекте данного Закона практически отсутствует освещение требований к процессу ценообразования в сфере выработки и транспорта тепловой энергии. Указано просто – «согласно установленным тарифам», и всё.

И ещё одна «бомба» замедленного действия заложена данным проектом Закона. В процессе теплоснабжения жилых домов в качестве «поставщика» тепловой энергии выступает теплоснабжающая организация, а в качестве «потребителя» - жильцы отдельных квартир. При этом опять же в качестве организации, занимающейся эксплуатацией и ремонтом внутренних систем отопления и горячего водоснабжения, выступает ТСЖ («Товарищество собственников жилья»). Выходит так, что эксплуатацией одной системы теплоснабжения, вполне условно разделённой на «внешнюю» и «внутреннюю», занимаются две организации, взаимоотношения которых никак не определенны законом. И это есть величайший нонсенс!

Лист данного проекта, по которому, указывая на ошибки и неточности, ваш покорный слуга прошёлся с маркёром, стал совсем жёлтым, как будто подхватил он «болезнь Боткина». Перечисление всех недостатков документа заняло бы здесь целую бумажную простыню.

Что требовалось в принципе от данного проекта Закона?

Он, прежде всего, должен был обеспечить единство правоприменительной практики в данной области. Установить предельно чёткие правила взаимоотношений отдельных субъектов процесса центрального теплоснабжения, обеспечить синхронность их действий, конечная цель которых - надёжность и экономичность.

Только при таких условиях можно добиться (ах, мечты!) значительных инвестиций в данную отрасль и превращения теплоснабжения в нормальный бизнес.

Кстати, российский закон реально предусматривает подобное. Имеется в виду создание саморегулируемых теплоснабжающих организаций, функционирующих на коммерческой основе.

Почему бы и нет? На основе льготных государственных кредитов строится (или реконструируется) отдельная котельная для, к примеру, одного-двух десятков многоквартирных жилдомов. При этом топливо выбирается из расчётов надёжности его поставки, будь то уголь или даже мазут. Современные котлоагрегаты обеспечивают экологически чистое сжигание практически любого вида топлива. При правильной постановке приобретать тепловую энергию будет не намного дороже, чем жечь зимой в квартирах электричество для обогрева. Главное в этом деле – высокая и гарантированная надёжность.

Эй, жильцы, кому надоело мёрзнуть? Вы согласны платить немного больше при условии, что тепло в ваших квартирах будет гарантировано?

Всё это в условиях Узбекистана очень напоминает нечто из области ненаучной фантастики…

В качестве резюме можно с большой долей уверенности предположить, что данный проект Закона так и останется на бумаге. И это даже хорошо, нечего людям головы зря морочить.

Главное же обстоятельство дела состоит в том, что правительство республики ни в коей мере, ни на йоту фактически не заинтересовано в решении данной проблемы. Не хватает у него на это ни средств, ни опытных специалистов под рукой, да и нет самого желания что-нибудь сделать. Поэтому и распускаются повсюду слухи о «волшебном биогазе», о каких-то мистических «возобновляемых источниках энергии», о том, что «локальное теплоснабжение гораздо экономичней централизованного».

В такой «холодной» стране, как Швеция, между прочим, около 80 процентов больших жилых домов оборудованы системами центрального теплоснабжения, как наиболее экономичного, и только в 20 процентах малых жилдомов преобладает электрическое отопление.

…Тем же временем в Узбекистане в преддверии будущей зимы пока особенно никто, так сказать, и не «чешется». «Хлопковая кампания» на носу, это всех заботит гораздо больше.

А зима? Что зима? Столько лет люди терпели, так и ещё каких-нибудь четыре месяца потерпят. Тут главное «пообещать» народу – скоро придёт весна и опять начнётся у нас всеобщее процветание!

Хотя возможно, что кое-кого из Высшего Руководства приближение холодов особо и не беспокоит, так как уже сами они ...того... «лыжи навострили».

Ислам Каримов и тепло

Послесловие

Когда данный текст уже был написан, в печати неожиданно всплыл «отчёт» газовиков Узбекистана «о проделанной работе».

Работники газового хозяйства с гордостью сообщили о достижениях: проведена ревизия и технически ремонт газораспределительных пунктов (ГРП) в количестве 72,9 тыс. единиц, а также реконструировано и капитально отремонтировано 144 км. газораспределительных сетей и проч.

И это очень похвально!

Только следует заметить, что в 2011 году данные показатели были значительно выше.

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»