Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Взять чужое, или Куда уходит имущество Кадыржана Батырова

09.06.2015 20:50 msk, Мария Яновская, Екатерина Иващенко

Политика Экономика Кыргызстан Права человека Криминал Законы Общество Суд
Кыргызстан: Взять чужое, или Куда уходит имущество Кадыржана Батырова

На фото: Здание бывшего Университета Дружбы народов имени А.Батырова в Джалал-Абаде

В редакцию «Ферганы» написал человек, представившийся Сайдулло Джурахановичем Азимовым. Он рассказал, что его квартиру в доме, ранее принадлежащем Университету Дружбы народов им.А.Батырова в Джалал-Абаде, после июньских событий 2010 года заняли самозахватчики, и его семья, имея на руках все документы о праве собственности, не может их выселить.

Вот что рассказал Сайдулло Азимов и что удалось узнать «Фергане» из своих источников.

В Джалал-Абаде на улице Жамашева (микрорайон Кугарт) был построен дом (№24), который находился на балансе Университета Дружбы народов им.Батырова. Предполагалось, что в нем будут жить сотрудники и преподаватели Университета. Ученый совет УДН в 2007-м году вынес решение, что если преподаватель проработал в Университете более пяти лет, то он может приватизировать квартиру.

Семье Сайдулло Азимова принадлежит квартира №14. «Когда мы получали квартиру, в ней были только голые кирпичные стены, но к лету 2010 года мы ее отремонтировали, завезли мебель, посуду и разную утварь – в ней можно было проживать, - рассказал Сайдулло. – В июне 2010 года меня в Кыргызстане не было, я уехал еще летом 2006 года, а моя мать – осенью 2009. Квартиру мы переоформили на мою тетю, Тешебаеву Кизлархон Файзуллаевну, которая исполняла обязанности ректора УДН до 2009 года. Ремонтом квартиры занимался ее сын».

После июньских событий квартира была взломана, и в ней поселилась некая Уулкан Мамасабирова – как о ней говорят, ОБОНовка (из так называемого «Отряда баб особого назначения»). Документов на квартиру у нее никаких не было, и прав на эти метры она не имела. Однако выселить Мамасабирову не удается уже пять лет, несмотря на решения судов, которые длятся с 2011 года.

Так, 7 мая 2013 года Джалал-Абадский городской суд под председательством и.о. судьи Сулаймана Атакулова вынес решение освободить квартиру от рейдеров, выселением должны были заняться судебные приставы. «Начались наши новые приключения, - пишет Сайдулло Азимов. – Исполнение решения суда неоднократно оттягивалось под различными предлогами. Моей тете Кизлархон Тешебаевой, у которой к тому моменту уже диагностировали рак четвертой стадии, один из приставов-исполнителей предложил помощь – как мы потом узнали, за восемь тысяч сомов. Изрядно измотанная болезнью и хождением по инстанциям, моя тетя согласилась. На следующий день [после получения денег] пристав ушел в отпуск, а квартиру мы так и не получили. Исполнительное производство «зависло», а дело было направлено в архив».

В результате решение о выселении так и не было исполнено, а само дело в архиве затерялось (а может, было уничтожено).

Пришлось все начинать заново. В 2014 году на основании всех необходимых правоустанавливающих документов, а также решения очередного суда Кизлархон Тешебаева все-таки получила ордер на квартиру. Но приставы по-прежнему не исполняли решения и не выселяли незаконных жильцов.

«В феврале 2015 года моя тетя Кизларон Файзуллаевна Тешебаева скончалась, так и не добившись заселения в принадлежащую ей по праву собственности квартиру», - пишет Сайдулло Азимов.

Начался новый виток судебных заседаний. Мамасабирова, захватившая квартиру, опять заявила о своих правах на эту площадь – и не имея никаких документов, решила в суде оспорить выдачу ордера Тешебаевой. Интересы Мамасабировой в суде представлял ее сын, который не скрывал, что является племянником и.о.судьи Джалал-Абадского городского суда Сулаймана Атакулова, что добавило процессу пикантности. «Разве может человек «с улицы» оспаривать выдачу или невыдачу ордера на чужую квартиру, не имея вообще никаких прав на это жилье? Почему ее ходатайства принимаются, для нас остается загадкой», - сказал «Фергане» Сайдулло Азимов.

В мае 2015 года очередной суд вынес очередное решение в пользу настоящих владельцев квартиры. Суд признал законными все выданные документы на квартиру. Решение вступило в силу 29 мая, но на руки истцам его до сих пор не выдали: в канцелярии суда объясняют тем, что не успели напечатать. На днях стало известно, что рейдеры снова подали апелляцию. В частном порядке сотрудники суда сами предлагают обращаться в вышестоящую инстанцию: мол, в Джалал-Абаде правды не добиться.

Недвижимость Батырова

Как выяснила «Фергана», этот случай рейдерского захвата – далеко не единичен. И проблема именно в том, что речь идет о бывшей собственности Кадыржана Батырова, одного из лидеров узбекской общины Кыргызстана, учредителя и президента частного Университета Дружбы народов. Батыров был признан виновным в организации массовых беспорядков в июне 2010 года, сепаратистской деятельности и в возбуждении национальной, расовой религиозной или межрегиональной вражды и заочно приговорен Джалал-Абадским городским судом к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Еще до суда Батыров получил политическое убежище в одной из стран Европы.


На этом любительском видео запечатлен момент нападения и разгрома здания Университета им. А.Батырова в июне 2010 года

Процесс национализации имущества Батырова шел довольно долго. Только в октябре 2014 года прокуратура Джалал-Абадской области полностью завершила процедуру конфискации его имущества, была создана специальная комиссия, которая должна была определить дальнейшую судьбу этой собственности. Как сказал в интервью «Вечернему Бишкеку» прокурор Джалал-Абадской области Кылычбек Токтогулов, «сейчас собственником 28 объектов является государство. Половина одного из объектов (здания Медицинского центра им.Кадыржана Батырова) уже передана в ведение Минздрава, другая половина здания будет принадлежать судебному департаменту. Остальные 27 объектов переданы во временное оперативное управление полномочного представительства правительства области. За распределением следит правительственная комиссия». Как утверждал директор Фонда по управлению госимуществом Дуйшен Ирсалиев, в казну от национализированных объектов к октябрю 2014 года еще не поступило ни копейки.

Среди национализированных объектов - здание Университета дружбы народов, дом отдыха в селе Арстанбап Базар-Коргонского района, имущественный комплекс обществ с ограниченной ответственностью «АЛ-КАБ» и «ЭКРОС». В 2011 году стоимость всех объектов оценивалась в $3,5 млн.

В феврале 2015 года стало известно, что создается отдельное государственное предприятие по управлению национализированными объектами. Полномочный представитель правительства в Джалал-Абадской области Жумагуль Эгембердиева сообщила на пресс-конференции, что «все конфискованное в доход государства имущество Батырова перейдет на баланс этого предприятия при Фонде управления госимуществом, где и будет решаться их судьба».

В марте 2015 года в прессе стали мелькать сообщения о судьбе тех или иных объектов, ранее принадлежащих Кадыржану Батырову. Так, Азаттык сообщил, что в Сузакском районе продан принадлежащий Кадыржану Батырову земельный участок площадью в 12 га. По факту продажи земли в отношении сотрудника сельской управы Ташбулак и районного управления Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество возбуждено уголовное дело.

Дом, принадлежавший Университету

Дом, где находится и квартира Сайдулло Азимова, принадлежал Университету Дружбы народов, а значит, тоже является бывшим имуществом Кадыржана Батырова. В доме этом 52 квартиры.

Как удалось узнать «Фергане» из собственных источников, дом этот на свои деньги построил Кадыржан Батыров, чтобы там жили преподаватели Университета. Но после прихода к власти Курманбека Бакиева в 2005 году у жильцов начались проблемы: с дозволения младшего брата Бакиева, Марата, многие квартиры были захвачены, людей выкидывали с применением физической силы. Университет пытался судиться с рейдерами, писал жалобы во все инстанции, все суды подтверждали: да, это захват, - и выносили решения о выселении. Но захватчики обжаловали эти постановления судов (не имея на руках никаких свидетельств о собственности), и Верховный суд «почему-то» отправлял эти дела на новые рассмотрения.

Так, в судебных тяжбах, прошло четыре года, и наконец, все же было принято «окончательное решение» о выселении. И буквально 7 апреля 2010 года, в день, когда начиналась апрельская революция, судебные приставы совместно с силовыми структурами должны были полностью выселить захватчиков. Но из-за начавшихся волнений и смены власти никакого выселения не состоялось. Когда же Университет обжаловал действия (вернее, бездействие) судебных исполнителей, те ответили: была такая обстановка, что мы не могли ничего исполнять.

А потом случились майские волнения в Джалал-Абаде и, наконец, июньская трагедия. Кадыржан Батыров бежал из Кыргызстана, ректор Университета тоже. И преподаватели остались один на один с ОБОНовками, которые не собирались покидать их квартиры. Мало того, после июньских событий под шумок были захвачены и остальные квартиры «батыровского дома».

Началась череда судов. Как нам удалось узнать, у десяти преподавателей УДН были ордера на проживание в квартирах «батыровского дома»; кроме того, существовал приказ ректора УДН 2009 года о сдаче квартир в аренду с последующим оформлением собственности. В июле 2012 года действующий ректор УДН выносит приказ о передаче этих десяти квартир в собственность преподавателям. (Заметим в скобках, что хотя здание Университета стоит в руинах, сам Университет продолжал функционировать, три года занимался переводом студентов в другие вузы, в т.ч. российские, платил налоги на имущество и землю. Налоги эти оплачивались за счет действующего лицея «Олимп». Ректор назначается решением учредителя, Карамат Батыровой, жены Кадыржана Батырова).

После приказа ректора о передаче квартир в собственность преподаватели подают заявления в Госрегистр с требованием зарегистрировать их право на квартиры. Госрегистр отказывает, объяснив свое решение так: «Это имущество Батырова, определением Джалал-Абадского городского суда от 12 марта 2012 года на дом наложен арест, поэтому квартиры зарегистрировать невозможно».

В ответ собственники подают в Межрайонный суд Джалал-Абадской области на Госрегистр – и выигрывают дело. В августе 2012 года Межрайонный суд Джалал-Абадской области обязал Госрегистр зарегистрировать право собственности. Однако через четыре месяца семеро захватчиков узнают об этом решении Межрайонного суда и подают кассационную жалобу в Джалал-Абадский областной суд с требованием отменить его. И 10 декабря 2012 года Джалал-Абадский областной суд выносит решение об отмене, признав первоначальные доводы Госрегистра обоснованными.

В ответ собственники квартир подают жалобу в Верховный суд. И Верховный суд выносит решение: то, что дом под арестом, не является препятствием для регистрации собственности, потому что в законе о регистрации недвижимого имущества об этом ничего не сказано. Верховный суд отменяет решение Областного суда и направляет дело на пересмотр.

Дело вновь возвращается в межрайонный суд Джалал-Абадской области…

В результате этих бесконечных многолетних судов, оспариваний и отмены решений шестеро собственников из десяти все же сумели заселиться в свои квартиры (двое из них продали жилье киргизам, после чего захватчики освободили жилплощадь), а четверо так и маются: и квартира вроде их, и вселиться в нее нельзя – занято.

Оставшиеся квартиры, право собственности на которые не подтверждено, вроде бы конфискованы в пользу государства, и комиссия будет решать, кому они достанутся.

Что будет с квартирами, которые захвачены ОБОНом, - тоже большой вопрос. В законе «О социальной защите членов семей погибших и пострадавших лиц в результате событий, произошедших в апреле-июне 2010 года», ст.10, говорится: «Пострадавшим лицам гарантируется безвозмездная передача в частную собственность занимаемых ими жилых помещений государственного и коммунального жилищного фонда в установленном законодательством порядке».

Кем себя считают ОБОНовки, захватившие чужие квартиры, и кем их считает местная администрация, - неизвестно. Возможно, что и пострадавшими.

«Элдик», у которого все под контролем

Государственное предприятие «Элдик», призванное заниматься управлением бывшего имущества Кадыржана Батырова, возглавил Нурмамат Сулайманов. «Фергана» решила задать господину Сулайманову несколько вопросов (интервью записывалось почти месяц назад, возможно, с тех пор осведомленность г-на Сулайманова возросла – ред.)

- Ваше госпредприятие занимается только управлением бывшим имуществом Батырова или всеми объектами, которые были национализированы на юге страны после июньских событий 2010 года?

Нурмамат Сулайманов: - Госпредприятие официальное, находится при Фонде госимущества Кыргызстана, указ о его создании был подписан в начале марта тогдашним премьером Джоомартом Оторбаевым.

«Элдик» будет управлять имуществом только Батырова. Отдельное предприятие было создано по той причине, что на все имущество Батырова был наложен арест, и государство не могло заниматься этим делом дальше, все ставили грабли, поэтому было принято решение открыть госпредприятие, чтобы оно следило за работой имущества Батырова и дальше, и чтобы оно приносило прибыль.

- Что входит в национализированное имущество, раньше принадлежащее Батырову (в СМИ упоминалось, что там 27 объектов – в том числе Университет, бывший медцентр и проч.)? Есть ли список? Что именно из этого ваше ГП взяло на баланс и какова общая стоимость этих объектов?

- Я не могу сказать точно, какие это объекты и сколько их. Есть лицей, детский садик, кирпичный завод, дробилка, асфальтовый завод, пансионат в Арслан-Бобе. Многие здания полностью сгорели, там пустые места, и на их месте надо что-то создавать. Да, был еще медицинский центр, но он также полностью сгорел, остались только стены и крыша, сейчас его здание передано Минздраву, точнее, кардиологическому центру.

До нас по имуществу Батырова работала специальная комиссия, они и создавали список, который затем проверяли в органах. Но я с ним еще не ознакомился, я только 2 мая получил приказ о назначении меня на эту должность. ГП еще пустое стоит, поэтому ничего конкретного я вам не могу ответить. Теперь будет создана новая комиссия, которая проверит все имущество Батырова еще раз и поставит на баланс нашего ГП.

- Что будет с этими объектами потом?

- Государство ремонтировать сгоревшее имущество не будет, мы будем все эти объекты сдавать в аренду, все объекты будут работать.

- Рынок «Шабдалызар» и магазин «Кыргызстан» входят в этот список?

- Магазин не входит, а рынок поделен на три или четыре части, одна муниципальная, одна еще чья-то и еще одна часть наша. Сейчас мы с этим разбираемся.

- А дом с квартирами преподавателей Университета им.Батырова?

- Дом есть, но там живут не преподаватели, а самозахватчики. Как так получилось? До нас, пока дом находился без хозяина, там и заселились все желающие. Теперь мы будем разбираться в этом деле. Нет, я не могу обещать учителям, что они получат свои квартиры обратно, но разбираться мы будем. Кстати, там есть уже и купленные квартиры, у людей даже есть документы.

- Как будет использовано здание Университета?

- Его просит МВД, больница, школу там хотят сделать. Много предложений и много кто хочет заняться этим зданием. Министры пусть решают. Я буду думать, как его использовать, вносить предложения, но решать этот вопрос будет Фонд госимущества.

Что касается других объектов, то они работают. Я говорю про заводы. Там работают сезонные рабочие. Я с ними виделся, но договоры еще не заключал.

* * *

Судьба национализированного имущества Кадыржана Батырова становится все загадочней. Очень интересно будет проследить, кому достанется в результате этот куш, кто станет бенефициаром процесса – и будут ли соблюдены права тех, чья собственность была захвачена рейдерами.

«Фергана» будет следить за развитием событий – в том числе и за возвращением квартиры семье Сайдулло Азимова.

Подготовили Мария Яновская, Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»