Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

На государевой службе. Как у киргизского общества отобрали собственное телевидение

На государевой службе. Как у киргизского общества отобрали собственное телевидение

Генпрокуратура Киргизии возбудила уголовное дело против оппозиционного политика Омурбека Бабанова. Его обвиняют по ряду уголовных статей, таких как «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя» и «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Немалую роль в деле Бабанова играла Общественная телерадиокорпорация (ОТРК) – главный на сегодняшний день пропагандистский рупор власти Кыргызстана. Именно через «общественный» телеканал власть продвигает в массы свои спорные инициативы, «мочит» оппонентов и критиков режима. Через экраны телевизоров власть внушает людям, «что такое хорошо и что такое плохо», а с помощью подручных политологов и юристов на недовольных навешиваются ярлыки врагов народа и нации.

В идеале, основными принципами функционирования общественного телевидения должны быть максимальная доступность, независимость от финансового и административного ресурса и эффективный контроль со стороны общества. Увы, всё это не про ОТРК. За те шесть лет, что прошли с момента принятия закона о создании такого рода вещателя, идея общественного телевидения была благополучно загублена.

Телевидение как главный судья

Общественный телеканал давно используется как «сливной бачок» спецслужб, которые прибегают к его медийным мощностям, когда нужно создать образ врага из очередного недовольного властью. Преследование инакомыслящих как бы подгоняется под требования общественности.

Далеко за примером ходить не стоит. Ниже, по ссылке можно прочитать, как именно с подачи ОТРК на автора данной статьи наклеили ярлык «разжигателя межнациональной розни». В результате под одобрительное улюлюканье националистов спецслужбы возбудили уголовное дело, после чего вынудили бежать из страны.


Этот же прием был использован против активистки Лейлы Назгуль Сейитбек, которая защищала права заемщиков, получивших ипотечные кредиты. С помощью ОТРК власти постарались выставить активистку мошенницей, возбудив соответствующее уголовное дело. В результате она также была вынуждена уехать из страны.

После прессинга, устроенного журналистами ОТРК, были арестованы, а позже приговорены к длительным срокам заключения политики Бектур Асанов, Кубанычбек Кадыров, Эрнест Карыбеков и Дастан Сарыгулов. Власти обвинили их в подготовке переворота и государственной измене. На деле же они пытались привлечь внимание общественности к проблемам на узбекско-киргизской границе.

Оперативные записи, которое ОТРК использует, шельмуя недовольных, к телевизионщикам попадают от чекистов. Стоит напомнить, что председателем Госкомитета национальной безопасности является бывший пресс-секретарь Аскара Акаева Абдиль Сегизбаев. При нынешнем президенте Сегизбаев занимал должность заведующего отделом информационного обеспечения президентского аппарата. Так что он отлично владеет навыками нагнетания страстей вокруг той или иной личности. По инициативе Сегизбаева при «конторе» была создана служба анализа и прогнозирования рисков национальной безопасности, которую он же и возглавил. И только потом стал главным чекистом.

Стоит отметить, что обслуживание интересов руководства республики гарантирует телеканалу безбедную жизнь. В 2017 году из государственного бюджета на содержание ОТРК было выделено почти 450 млн сомов (более 6,5 млн долларов). На предвыборной рекламно-агитационной работе в этом году ОТРК заработал еще 50 млн сомов (около 730 тыс. долларов). Это данные только об официальных поступлениях, а неофициальные «благодарности» выше названных цифр в несколько раз.

Раздавить любой ценой

Пропагандистская сущность главного телеканала страны проявилась во всей своей «красе» в ходе последней предвыборной кампании: поток надуманных и зачастую откровенно лживых обвинений в адрес соперников провластного кандидата в президенты не прерывался несколько месяцев. В частности, главный оппонент и изначальный фаворит предвыборной гонки, лидер партии «Республика» Омурбек Бабанов был представлен как продажный политик, продвигающий исключительно интересы зарубежных олигархов.

Не чурались на телеканале изготовлением и монтажом роликов, в которых других кандидатов выставляли сепаратистами, националистами и прочими врагами рода человеческого. Затем эти «агитки» крутились в прайм-тайм на ТВ и активно тиражировались в соцсетях.

Вот по одному такому ролику Генпрокуратура и решила привлечь Бабанова к ответственности. В сообщении надзорного ведомства говорится, что: «28 сентября в ходе предвыборной агитации кандидат на должность президента Кыргызстана Омурбек Бабанов провел встречу с жителями микрорайона "Амир-Тимур" ("Он-Адыр") Оша, преимущественно узбекской национальности. Выступая перед собравшимися с публичной речью, Омурбек Бабанов, с целью получения голосов узбекской части населения, высказал мнение об ущемлении прав лиц узбекской национальности, о якобы существующем национальном неравенстве в стране и давлении на лиц узбекской национальности со стороны государственных органов, после чего призвал их активно сопротивляться данному положению».

Прокуратура настаивает, что в представленных роликах признаков монтажа не обнаружено. При этом проведенная комплексная филолого-политологической экспертиза установила, что высказывания Бабанова содержат призывы к возбуждению межнациональной вражды.

«Фергана» уже предлагала своим читателям ознакомиться с оригинальной речью политика и решить, есть ли в его словах эти самые призывы, о которых твердят прокуроры (слушать и читать тут fergananews.com/news/27026).

Инструмент системы

Как же так получилось, что телеканал, который называется «общественным», стал представлять исключительно интересы правящей верхушки? Является ли это нормой? Если нет, что надо делать, для исправления ситуации? С этим вопросом «Фергана» обратилась к специалистам.

Политический обозреватель Нарын Айып, который некоторое время работал в телерадиокорпорации, откуда ушел из-за разногласий с руководством канала, считает, что именно из-за того, что во времена Бакиева и Акаева КТР (предшественник ОТРК) был рупором власти, после апрельского переворота 2010 года Временное правительство сразу же сделало его «общественным». «Через конкурс был сформирован Наблюдательный совет, который в декабре 2010 года провел выборы генерального директора, была разработана и принята редакционная политика. Но свои функции общественного телеканала ОТРК выполнял максимум 3-4 года, пока новые власти не стали скатываться в тот же авторитаризм, которым было отмечено президентство и Акаева, и Бакиева.

Вместе с тем, по мнению Айыпа, аналогичные процессы происходят сегодня не только в сфере СМИ, но и во всех областях экономики, политики и общественной жизни. «Так что ОТРК – не исключение, – подчеркивает эксперт. – Механизм здесь тот же самый, что использовался для формирования послушных парламента или судов – отбирались на должности люди, за которыми числятся какие-либо нарушения закона или коррупция. В обмен на то, что власть закрывает на это глаза, любой депутат, судья, чиновник или возглавляемые ими организации становится «ручными».

Член Наблюдательного совета ОТРК политолог Игорь Шестаков считает, что когда разрабатывался и принимался закон об Общественном телевидении, авторы не учли главный механизм, а именно то, что делает гостелерадио корпорацию реально общественным ТВ. «Нужно было заложить механизмы, при которых жители республики могли бы финансово оценивать, насколько их устраивает политика телеканала, – считает Шестаков. – Нужно было предусмотреть оплату, как это происходит в странах Европы, когда граждане платят абонентскую плату за Общественное телевидение».

По словам политолога, недавно он читал интервью экс-президента Розы Отунбаевой, в котором она заявила, что ее не устраивает то, как ОТРК сегодня выполняет миссию Общественного ТВ. «Но я хотел бы напомнить Розе Исаковне, – заметил Шестаков, – что в бытность ее президентом Наблюдательный совет выбрал гендиректора, но его кандидатура не устроила аппарат главы государства и на следующий день было голосование уже за другого кандидата. Сейчас такой ситуации нет».

Господин Карыпбеков, вам слово

Руководит сегодня телеканалом умеющий пристроиться при любой власти 38-летний атамбаевский любимчик Илим Карыпбеков. До середины 2000-х годов Карыпбеков позиционировал себя защитником свободной и независимой от властей прессы. Однако жизнь «на вольных хлебах» Илиму Майрамбековичу оказалась не по душе и он решил реализовать свой потенциал в связке с руководством страны. В 2009 году его должность зазвучала так — руководитель службы взаимодействия секретариата президента Курманбека Бакиева.

Чем закончилось правление Бакиева, напоминать лишний раз не стоит. Секретариат, который возглавляла медиа-дива Оксана Малеваная, почил в бозе и, казалось бы, на карьере «принципиального» Илима на этом можно было бы поставить точку. Но его опыт пригодился новым властям. Малеваная характеризовала своего протеже Карыпбекова как очень работоспособного молодого человека. В то же время известна еще одна отличительная черта этого персонажа: он никогда ни с кем не бывает искренним.


Все кадры Оксаны Малеваной (вторая слева) хорошо устроились в наше время. Илим Карыпбеков – крайний справа

После работы в секретариате Карыпбеков стал одним из управленцев национализированного сотового оператора «Мегаком», где отвечал за юридические вопросы и национализацию компании. Затем он руководил главными воздушными воротами страны – аэропортом «Манас». И вот, наконец, нынешняя должность, связанная с такой близкой и почти родственной для него журналистикой – генеральный директор Общественной телерадиокорпорации республики.

Карыпбеков активно рекламирует себя и свою работу в соцсетях, наслаждаясь комплиментарными комментариями поклонниц. Я тоже написал ему несколько вопросов с просьбой прокомментировать деятельность якобы Общественного телеканала. К сожалению, ответов так и не получил. Я всё-таки надеюсь, что Карыпбеков найдет время и удовлетворит наше любопытство. Ведь мы, в отличие от ОТРК, даем возможность высказаться всем сторонам.

1. ОТРК считается общественным телеканалом. Насколько это словосочетание соответствует действительности?

2. Должно ли общественное телевидение финансироваться из государственного бюджета?

3. Согласны ли вы с утверждением отдельных политиков, что ОТРК стал рупором властей?

Улугбек Бабакулов

Международное информационное агентство «Фергана»