Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Увидеть Малахова. О чем мечтают русские долгожительницы в Таджикистане

Увидеть Малахова. О чем мечтают русские долгожительницы в Таджикистане

В Таджикистане не часты случаи, когда старики остаются без опеки близких. Как правило, на старости лет они проживают с детьми и внуками. Тем не менее, в последние годы количество одиноких пенсионеров стало увеличиваться из-за роста миграции из республики молодежи и оттока русскоязычного населения в период распада СССР. По данным на конец 2017 года, в домах престарелых в Таджикистане проживают более тысячи стариков, в том числе 633 мужчины и 384 женщины. Кто-то из них остался без крова, другие не в состоянии за собой ухаживать самостоятельно.

Нашим героиням повезло больше — крыша над головой у них есть. Раиса Фроловичева и Надежда Валеева — одинокие пенсионерки, переступившие 90-летний рубеж. В Таджикистане у них не осталось никого из родных — дети и родственники уехали из республики еще в начале 1990-х. «Фергана» побывала в гостях у двух русских долгожительниц Худжанда (центр Согдийской области Таджикистана) и узнала, как они живут, и кто им помогает.

Раиса Семеновна

Третьего мая жительнице Худжанда Раисе Семеновне Фроловичевой исполнится 96 лет. Свой день рождения долгожительница уже 15 лет встречает в одиночестве — два сына после распада Советского Союза уехали из Таджикистана, а супруг — фронтовик Иван Михайлович Калинкин — ушел из жизни в 2003 году.

Сама Раиса Семеновна считает более верной другую дату своего рождения. «Мама мне часто говорила, что мой день рождения совпал с Вербным воскресеньем. По ее словам, это было 8 марта», — поясняет Раиса Семеновна (в 1922 году Вербное воскресенье выпало на 9 апреля. – Прим. «Ферганы»).

Родилась Фроловичева в Орловской области России. Помимо нее у мамы было еще три дочери. Времена были тяжелые, детей прокормить было трудно, и в 12 лет мама отдала Раису на воспитание своей сестре — тете девочки. Однажды тетя испекла пироги по случаю проводов в армию своего сына. Раиса привела подругу, и они съели почти все пироги. Узнав об этом, раздосадованная тетушка заявила: «Завтра же пойдешь работать».

Тетя отвела племянницу на Рахмановский шелковый комбинат в Павловском Посаде Московской области записывать на работу. Это было 3 мая 1934 года. Но так как у Раисы не было никаких документов, тетя сказала работнице, оформлявшей девочку: «Напишите днем ее рождения сегодняшнюю дату».

Так в 12 лет Раиса Семеновна начала свою трудовую деятельность. На комбинате она обучилась швейному делу. Позже была назначена помощницей мастера цеха. Тут же ее приняли в комсомол. Во время Великой Отечественной войны Раиса Семеновна, как и другие труженицы тыла, работала в три смены — сначала на Рахмановском комбинате, затем на Филимоновской шелковой фабрике. В 1945 году получила медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

После войны женщина познакомилась с мастером по станкам Иваном Калинкиным. Вскоре они поженились. В 1954 году у них родился первый сын Борис. В тот же год Раиса Семеновна закончила обучение в техникуме и защитила диплом по специальности «технолог по качеству шелкоткацкой продукции».

В 1960 году на Филимоновскую фабрику приехала делегация из Таджикистана, чтобы набрать молодых специалистов для работы на шелкокомбинате города Худжанда. Раиса Семеновна одна из первых отозвалась на призыв. Вместе с мужем они решили поехать в Таджикистан. На худжандском шелкокомбинате при участии Ивана Михайловича был налажен цех по производству жаккардовой ткани. А Раиса Семеновна стала мастером этого цеха. В 1964 году у супругов родился второй ребенок — Андрей. Декретный отпуск Раиса Семеновна не брала, работала по скользящему графику — прибегала домой, чтобы покормить ребенка, и снова на работу. Так и вырастила сыновей.


Раиса Семеновна Фроловичева

До 60 лет Раиса Семеновна проработала на родной фабрике. За заслуги была награждена медалью «Ветеран труда». Выйдя на пенсию, еще несколько лет она работала в гостинице «Ленинабад» дежурной по этажу.

Когда семья Калинкиных переселились в Таджикистан, старшему сыну Борису было 7 лет. После окончания средней школы Борис поступил в Институт гражданской авиации в Риге. Окончив вуз, он остался в этом городе, там и женился. В последний раз Раиса Семеновна видела своего старшего сына в 1991 году. Когда он уезжал, сказал ей на прощание: «Мама, может, это последняя наша встреча». Так и получилось — с тех пор пенсионерка сына своего не видела.

Второй сын Андрей после окончания школы поступил в Ташкентский государственный институт культуры имени Абдуллы Кадыри. Учился по классу баяна. Закончив учебу, вернулся в Таджикистан, работал учителем музыки в средней школе №13 Худжанда. После распада Советского Союза Андрей с женой и двумя детьми уехал в Москву.

Пятнадцать лет тому назад умер муж Раисы Семеновны, инвалид ВОв Иван Михайлович Калинкин — кавалер орденов Отечественной войны, Георгия Жукова, а также около десяти боевых и трудовых медалей. Вместе они прожили почти 50 лет. Раиса Семеновна осталась совсем одна.

«Знаете, почему я долго живу? — спрашивает Раиса Семеновна и сама отвечает. — Потому что всегда со всеми мирилась, шла на уступки и компромисс. За 50 лет совместной жизни с мужем между нами много бывало споров, но никогда не было ссор. В конце концов я ему говорила: «Ваня, давай останемся при своих мнениях». И еще я всю жизнь работала, и работа давала мне заряд. Пока я двигаюсь, я буду жить».

Поэтому Раиса Семеновна старается все делать сама — готовит, моет, стирает, гладит. До последнего года она часто выходила на улицу, гуляла. Теперь выходить стала реже — трудно спускаться и подниматься на четвертый этаж. Продукты ей приносит социальный работник Хусния, она же помогает пенсионерке с уборкой квартиры. Пенсия у Раисы Семеновны 520 сомони (около $60) плюс ежемесячное пособие от властей в размере 105 сомони ($13). Деньги небольшие, но, по ее словам, на жизнь их хватает. Женщина благодарна соседям, которые почти ежедневно навещают ее. На праздники иногда приходят поздравить представители местных властей.


Раиса Семеновна

Три года назад Андрей приезжал навестить маму. «Перед приездом он сообщил мне по телефону, что купил билет, но число не назвал. Утром восьмого марта кто-то звонит в дверь. Открываю, смотрю: стоит один мужик. А он с улыбкой говорит: «Здравствуй, мама!» Я его сразу и не узнала, ведь не виделись сколько лет. Обняла его и говорю: «Как я тебя ждала». Он неделю был со мной, потом вернулся в Москву. В этом году накануне Нового года отправил немного денег», — рассказывает Раиса Семеновна.

На сыновей она не в обиде, говорит — у них своих проблем хватает. Рада, что не забывают о ней, звонят: «Борис у меня тоже хороший. Когда звонит, говорит: «Мама, это я, твой любимый сын». А я ему отвечаю: «Рада слышать твой голос. Ты всегда в моей душе, сынок. Я обнимаю тебя». Не было бы длинной и дорогой дороги, приехал бы навестить меня. Ведь у него свои проблемы. Надо помочь дочке, внучке. Несмотря на это, Борис накануне Нового года отправил бандероль с моими любимыми шоколадками и немного денег. Я всегда Борису говорю, чтобы не забывал и своего брата, Андрея. Ведь они самые родные», — говорит пенсионерка.

У Раисы Семеновны еще есть младшая сестра Надежда, но она тоже далеко: «Ей 86 лет, живет в Подольске, как и я, одна. Где-то недалеко от нее проживает ее сын. Раньше переписывались по почте, теперь нет. Очень хочется повидаться, пока мы живы...».

Надежда Ивановна

В квартале Бахор города Худжанда проживает другая одинокая пенсионерка, ветеран Великой Отечественной войны Надежда Ивановна Валеева (в девичестве Собянина), известная среди соседей-таджиков, как Умеда-оча — бабушка Надежда (имя Умед(а) в переводе с таджикского означает «надежда»). Первого марта она перешагнула 90-летний рубеж. Поздравить юбиляршу пришли представители местной власти, соседи, друзья, а также консул Российской Федерации в Худжанде Валерий Бондаренко.

Надежда Ивановна родилась в городке Задонск, что недалеко от Воронежа. Ее мама была учительницей русского языка и работала в школе, где учился писатель Иван Бунин. Войну Надежда Ивановна встретила в 13-летнем возрасте. В 15 лет она окончила местное ПТУ по специальности «токарь», и ее направили в город Илецк, где на военном заводе она шлифовала снаряды для фронта. После войны Надежда Ивановна пошла учиться в медицинское училище. В 1955 году она по направлению приехала в Таджикистан, где устроилась на работу на Чкаловскую (ныне Бустонскую) санитарно-эпидемиологическую станцию. Работала вместе с врачом Александром Владимировичем Быховским, который писал научную диссертацию по проблеме влияние урана на здоровье людей.

«Когда он узнал, что я на оборонном заводе работала, сказал заведующему отдела кадров: «Я ее беру на работу». Ездила измерять радиационные фоны на шахты и рудники, где занимались добычей и производством урана — в Табошар, Янгиабад в Ташкентской области. На основе моих замеров и анализов Александр Владимирович потом защитил свою диссертацию в Москве», — вспоминает Надежда Ивановна.


Надежда Ивановна Валеева показывает свои старые фото и удостоверения

В 1960 году она вышла замуж за Римуса Кашафовича Валеева, который работал инженером управления машинного орошения Худжанда. Они прожили вместе 48 лет — до его смерти. Единственная их дочь Людмила ушла из жизни раньше родителей — в 1994 году, оставив после себя двоих детей.

«После школы Люда поступила в Томский политехнический институт. Там вышла замуж за своего однокурсника. Сейчас ее дочке Татьяне 33 года, а сыну Алексею 30 лет. У них свои семьи. Пока дочь была жива, каждый год приезжала в Таджикистан с внуками навестить меня. Вот уже 24 года, как я не видела своих внуков. Иногда звонят. Но я понимаю, что им тоже нелегко. Сама я в последний раз была в России в 1970 году», — рассказывает Надежда Ивановна.

Дважды в неделю к пенсионерке приходит Дильбар — сотрудница отдела социального обслуживания на дому престарелых и инвалидов Худжанда. «Уже год она ходит, помогает убрать квартиру, стирает, покупает продукты питания, — говорит Умеда-оча. — Я к ней привыкла. Пенсия у меня 450 сомони ($50). Мне этого хватит. Еще по праздникам дают деньги и подарки».


Надежда Ивановна с соцработницей Дильбар

Надежда Ивановна любит готовить и смотреть телевизор. Особенно ей нравятся ток-шоу. Есть у нее заветная мечта: «Хочу встретиться с Андреем Малаховым — чтобы он меня пригласил на свою передачу «Прямой эфир», и я бы прочитала свои стихи, посвященные России. У меня их много, например, вот:

Россия, Россия,
Дом мой родной,
Как я хочу быть
Вместе с тобой.
И больно мне,
И горько мне,
Что Россию свою
Вижу я только во сне.
Россия, Россия,
Тебя я люблю,
Как матушку свою».

Когда мы попрощались, Надежда Ивановна просила через эту статью передать Андрею Малахову привет и ее координаты (адрес и телефон есть в редакции). «Скажите, что я поклонница его программы. Я буду ждать его звонка, готова поехать в Москву и участвовать в его передаче. Помимо стихотворений о родине, мне есть, о чем с ним поговорить», — сказала она.


Фото на прощание

«Мы их ценим и любим»

В настоящее время в 12 из 18 городов и районов Согдийской области Таджикистана функционируют отделы социального обслуживания на дому престарелых и инвалидов. По словам заведующей такого отдела города Худжанда Замиры Хомидовой, совместно с председателями махаллинских (квартальных) комитетов они выявляют одиноких женщин и мужчин преклонного возраста.

«Мы закрепляем за ними своих сотрудников, которые помогают им решать бытовые проблемы. Среди них есть много русскоязычных граждан. Иногда их посещают представители генерального консульства России в Худжанде. Это хорошо, так как одинокие люди всегда ждут прихода какого-то человека. Им не хватает собеседника, который готов их выслушать. Мы всегда говорит своим социальным работникам, чтобы они были терпеливы со своими подопечными, слушали их рассказы и не ограничивались оказанием два раза в неделю двухчасовой услуги, а чаще им звонили и интересовались их проблемами. Ведь бывали случаи, когда с одинокими людьми случалась беда при запертых дверях, и никто об этом не знал. Поэтому мы все стараемся, чтобы одинокие пенсионеры, особенно русскоязычные, на старости лет не чувствовали себя ненужными, забытыми и брошенными на произвол судьбы. Мы их ценим и любим», — сказала в заключение Замира Хамидова.

Тилав Расул-заде. Фото автора

Международное информационное агентство «Фергана»