Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Нечистый спирт. Как на Памире борются с контрафактной водкой

16.07.2018 11:20 msk, Рамзия Мирзобекова

Таджикистан Разное Общество
Нечистый спирт. Как на Памире борются с контрафактной водкой

Фото с сайта Myslo.ru

Мы стояли на дороге, точнее, сидели на больших камнях, в одном из пригородных кишлаков Хорога — центра Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана, — и ждали транспорт. Я навещала родных, и мой пожилой дядя вышел меня проводить. Через какое-то время к нашей импровизированной «остановке» подошла девушка лет 20-22, а еще через какое-то время подъехал Hyundai Starex, из которого стали высаживать мужчину чуть больше 40 лет, пьяного в хлам. Он с трудом пытался встать на ноги. Еще хуже он справлялся с речью, которая, как потом выяснилось, состояла из ругани и мата в адрес водителя. Люди, которые помогали ему выйти, пытались угомонить его. Но это было совершенно бесполезно.

В это время через мост из кишлака переходили двое молодых людей. Как только они увидели суету на дороге, подбежали к машине. Узнав пьяного мужчину, они подхватили его с обеих сторон и попытались увести. Тот упорно сопротивлялся и продолжал материться. Машина уехала. Мужчина еще какое-то время вырывался из рук молодых людей и ругался ей вслед. Молодые ребята поволокли его на ту сторону моста, а дядя стал рассказывать о нем:

- Совсем молодой, а уже спился. У него дома трое детей. Жена умерла где-то полтора года назад. Сейчас в кишлаке опять начнет со всеми ругаться. Девушка, которая тут была, — его сестренка. Смотри, куда убежала, — сказал дядя, указывая на девушку, которая пряталась за ивами метрах в 100 от остановки, наблюдая, ушел ли брат. — Не знаю, какую дрянь он пьет, но до такого состояния он довел себя за очень короткое время. Мы в молодости тоже пили, бывало и очень много, но чтобы вот так резко деградировать и стать алкоголиками — такого не было. Детей жалко, — вздохнул дядя.

Не водка, а денатурат

— Все это из-за некачественной водки, ее изготавливают на каком-то техническом или самопальном спирте. А такой водкой забиты почти все прилавки в области. Такая водка быстро влияет на организм человека, разрушая его психику и физическое здоровье. Те, кто пьют эту водку, сами говорят, что даже от небольшого ее количества они потом впадают в тяжелое состояние, теряют память в момент опьянения, а после испытывают страшную ломку и зависимость, — рассказывают волонтеры местной группы по борьбе с алкоголем.

Эта общественная группа была образована в ноябре прошлого года. В нее входят более 40 человек — женщины и мужчины из числа жителей одного из микрорайонов Хорога. По их словам, проблема алкоголизма сегодня стала одной из самых актуальных в ГБАО, и ее решение уже требует усилий всего общества.

- В каждом из 18 микрорайонов Хорога — десятки больных алкоголизмом, много семей разрушились из-за этого. Даже были случаи отравления такой водкой с летальным исходом. Слишком много точек продажи алкоголя, особенно некачественного, приходится на такой маленький город, как Хорог. Здесь можно найти водку за 7-10 сомони (менее $1). Разве может качественная водка вместе с транспортными расходами столько стоить? Происходит массовое отравление людей. Наш генофонд под угрозой, — считают активисты группы.


Вид на город Хорог. Фото из соцсетей

Согласно официальной статистике Наркологического центра ГБАО, на конец 2017 года в области было зарегистрировано 262 алкозависимых. Наибольшее количество из них являются жителями Хорога — 140 человек, в том числе две женщины. Из этого числа 29 больных — в возрасте 25-34 года (в том числе 17 жителей Хорога), 71 человек — в возрасте 35-44 года (Хорог — 36), 69 больных — в возрасте 45-54 года (Хорог — 36), 59 — в возрасте 55-64 года (Хорог — 32), 34 — в возрасте старше 65 лет (Хорог — 19). Десять человек в 2017 году зарегистрированы впервые (в Хороге — 6).

По словам одного из докторов центра, в статистику включены только те лица, которые к ним попадают уже в самом тяжелом состоянии — при белой горячке или других тяжелых психологических последствиях алкоголизма, в реальности же их число может серьезно превышать официальные цифры. Но люди не становятся на учет, потому что не считают себя больными.

— На самом деле больных, конечно же, намного больше. Не каждый пьющий человек считает себя больным и алкозависимым. Он уверен, что при желании может завязать. Но даже если знает, что страдает зависимостью, не может бросить, потому что ломка при алкоголизме сильнее, чем от наркотиков, хотя проходит она намного быстрее. Все равно не каждый готов терпеть эту боль, — говорит врач.

Перманентная борьба

В беседе с «Ферганой» волонтеры группы по борьбе с алкоголем сообщили, что осенью прошлого года около 3000 жителей Хорога (10% населения города) подписались под обращением на имя председателя области, в котором попросили органы власти взять под контроль проблему реализации низкокачественной алкогольной продукции. В частности, они требовали убрать точки продажи алкоголя из их микрорайонов.

Местные власти поддержали просьбу и вместе с народными депутатами вынесли решение, которое запрещает продавать алкогольную продукцию вблизи таких социальных объектов, как больницы, детские сады, школы. Был наложен запрет на ввоз энергетических напитков «Strike» и «Yaguar», ограничено время продажи спиртного — с 8 часов утра до 17 часов вечера.

Кроме того, были приняты меры по сокращению количества торговых точек, специализирующихся на продаже спиртных напитков, или алкогольных отделов в продуктовых магазинах. Решением председателя области у многих продавцов аннулированы разрешения на продажу алкоголя.


Вывешенный общественными активистами в Хороге плакат, на котором написано: «Бадахшан против алкоголя! Давайте скажем алкоголю «Хватит!» Алкоголь сегодня уже коснулся каждого дома — из-за него люди болеют, страдают семьи, он приносит несчастья и делает детей сиротами. Мы, группа молодых людей, выступаем против алкоголя. Присоединяйтесь к нам, очистим Бадахшан от него. Это время здоровой жизни. Хватит продавать алкоголь!» Фото предоставлено активистами группы по борьбе с алкоголем

По данным главного органа надзора за качеством продукции — областного управления «Таджикстандарта» — на октябрь 2017 года, по ГБАО было зарегистрировано 135 точек продажи алкогольной продукции. Из них 48 действовали в Хороге, остальные в районах: Шугнан — 27, Ишкашим — 16, Рушан — 14, Рошткала — 13, Ванч — 8, Дарваз — 5, Мургаб — 4. При этом 54 точек, в том числе 17 — в Хороге, занимались продажей алкоголя незаконно.

После рейда местных властей из 48 точек, занимавшихся реализацией алкоголя в Хороге, осталось 15. Согласно данным управления «Таджикстандарта», на 1 июня этого года всего по области действовали 64 точек продажи спиртных напитков, из которых 10 работали нелегально. Волонтеры группы активистов отмечают, что некоторые из официально закрытых точек позже возобновили продажу спиртных напитков (в большой степени той самой некачественной водки) из-под полы.

— После принятия решения Маджлиса (Совета. – Прим. «Ферганы») народных депутатов ГБАО от 15 декабря нами проделана большая работа. Хотя должен подчеркнуть, что работу по борьбе с нелегальной алкогольной продукцией мы начали еще до этого. Во время рейдов и выявления нелегальных продаж мы выносили предписания и предупредили торговцев о запрете. Но не все прислушались к этому, некоторые продолжили торговлю, в частности, в Хороге. В следующий раз им уже были выписаны штрафы. Кроме того, мы выявили нелегальную торговлю в 17 домах области. В их отношении также были приняты меры, — говорит глава областного управления «Таджикстандарта» Насриддин Сабзалиев.

Говоря о не соответствующей стандартам водке, Сабзалиев сообщил, что ее тоже было выявлено довольно много. Последняя крупная партия контрафакта была обнаружена совместно с сотрудниками УГКНБ области в Ишкашимском районе в середине июня в количестве 6000 бутылок.

— До этого во время рейдов мы изъяли 31,5 тысячи бутылок водки 188 видов, из которых 69 видов в количестве 5700 штук были признаны нестандартными и уничтожены. Все это было продемонстрировано по местному телевидению. Из продажи были изъяты и возвращены в Душанбе 3723 банок энергетических напитков «Ягуар» и «Страйк», еще 40 мы обнаружили и уничтожили недавно, — отметил глава областного «Таджикстандарта».

Специалисты «Таджикстандарта» утверждают, что технического спирта в контрафактной водке нет, но при этом признаются, что они не имеют такого оборудования, которое позволяет изучить все параметры состава спиртных напитков.

— Мы определяем качество водки, то есть насколько соблюдены пропорции составляющих компонентов, таких как метанол, альдегид, масло сивухи. Но мы не можем определить природу их происхождения. Для этого нужно совсем другое оборудование, а оно очень дорогое, — говорит специалист лаборатории ведомства Джамиля Маликова.

Кто травит народ?

Власти ГБАО говорили о проблеме некачественного алкоголя еще до того, как появилась общественная волонтерская группа. Летом прошлого года председатель области Шодихон Джамшед, поднимая эту тему, отметил, что количество алкогольных напитков, не соответствующих стандартам качества, на рынке ГБАО в разы превышает аналогичные показатели других областей страны.

«Ежегодно по области продаются алкогольные напитки на сумму 11 миллионов сомони ($1,23 млн). Для области с населением в 200 тысяч человек это чрезмерно большая сумма. Алкогольные напитки оказывают негативное влияние на генофонд нации. Сегодня по области официально зарегистрированы 300 человек, страдающих алкоголизмом. И это далеко не полная картина», — заявил он и поручил всем ответственным лицам усилить надзор в этом направлении.

Однако не все компетентные органы добросовестно выполняют свои обязанности.

— 90% рынка алкогольной продукции в области составляет некачественная водка. Мы сократили число магазинов, продающих алкоголь, строго взялись за качество, но тем не менее проблема все еще остается. Действительно, многие просто стали продавать водку из-под прилавка. Этим уже должны заниматься надзорные органы, в том числе правоохранительные, но никаких самостоятельных действий с их стороны нет. Мы инициируем совместные рейды, но необходимо, чтобы они самостоятельно постоянно контролировали ситуацию в этой сфере. Это входит в их компетенцию, но они бездействуют, — поясняет зампредседателя области Тоджиддин Назришоев.

Активисты же сетуют на то, что со стороны властей тоже уже нет того первоначального рвения. Они считают, что за этим доходным бизнесом, скорее всего, стоят важные люди, которые не позволят закрыть его.

— Все очень хорошо начиналось. Руководство области, города и депутаты нас поддержали. Мы совместно проводили рейды, вроде бы очистили прилавки, убрали «нелегальный» товар, но через какое-то время все опять возобновилось. Когда мы приходим в магазин, как покупатели, то водка есть, а когда проводятся рейды, то ничего нет. Их кто-то предупреждает. Очевидно, что это чей-то большой бизнес. Мы слышали, что в Душанбе есть специальные цеха, которые производят эту «паленую» водку и отгружают ее именно для Бадахшана. Это самый отдаленный от столицы регион, и контроль над качеством продуктов здесь слабее, поэтому производители контрафакта не боятся попасться, — уверены волонтеры.


Погрузка спиртного на одном из складов Душанбе для отправки в Хорог. Фото из соцсетей

О том, что в столице существуют цеха по производству низкокачественной алкогольной продукции, подтвердил «Фергане» один из бывших работников прокуратуры области. По его словам, несколько лет назад совместно с правоохранительными органами Душанбе и Вахдата они обнаружили и закрыли 7 цехов по производству нестандартной и низкокачественной водки в Вахдате и один цех в Душанбе. Вся продукция этих цехов отправлялась исключительно в ГБАО.

— Тогда их закрыли, но не факт, что они потом не открылись в другом месте. Это огромный бизнес, доход от которого исчисляется, возможно, сотнями тысяч долларов. Вряд ли от него так легко откажутся, — сказал наш собеседник.

Несмотря на это, волонтеры, противодействующие алкоголизации населения в ГБАО, намерены продолжать свою работу — проводить разъяснительные беседы с местными жителями, школьниками, студентами, инициировать проведение рейдов вместе с госорганами.

— Будем обращаться во все инстанции — министерства и ведомства, которые должны контролировать эту сферу и следить за исполнением законов. Тем более, что эта отрава готовится в Душанбе, поэтому вопрос должен решаться и там, — заключили они.

Рамзия Мирзобекова

Международное информационное агентство «Фергана»