Значит – это кому-нибудь нужно. Зачем актер Виктор Сухоруков выучил узбекский язык
Постер фильма «Звезды»
На прошедшей неделе в Выборге завершил работу 26-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». В конкурсе игровых фильмов участвовала картина Александра Новикова-Янгинова «Звезды», главный герой которой приезжает из Узбекистана в Москву, на заработки. Вроде, знакомая и уже освоенная российским кино история. Только герой тут – русский, а финал – счастливый. Уже интересно.
«Звезды» – дебют в полнометражном кино молодого режиссера Александра Новикова-Янгинова. Родом он из Ташкента. В 2011 году окончил ВГИК, режиссерскую мастерскую Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика. «Звезды» снимал на студии «ВГИК-дебют», под руководством продюсера Федора Попова. В прошлом году на этой студии был сделан фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» молодого режиссера Александра Ханта - картина была отмечена гран-при того же Выборгского фестиваля, прошла по многим российским и зарубежным киносмотрам и попала в шорт-листы всех отечественных кинопремий.
Кадр из фильма “Звезды”
«Звезды» были приняты в Выборге неплохо (хотя и остались без наград), на пресс-конференции шли споры, что говорит о том, что картина как минимум небанальная. И правда, на фоне многих других фильмов, представленных в Выборге, «Звезды» подкупают внятностью повествования и авторской позиции. «Я верю в то, что человек в любых условиях должен оставаться человеком – тогда он будет вознагражден», – сказал на пресс-конференции Новиков-Янгинов. Так он ответил на обвинения в неорганичности хеппи-энда этой истории бесправного гастарбайтера.
Вкратце о сюжете. Узбекистанец по паспорту, русский по происхождению Юрий Алексеевич Дербенёв отправлялся в Москву не затем, чтобы мешать бетон на стройке. Дома он был уважаемым (хоть и не богатым) человеком – учителем русского языка и литературы. Просто дочка заболела, и пришлось ехать в российскую столицу, чтобы разузнать насчет лечения и возможности заработать пристойным способом. Но все пошло не так. Родственник оказался в бегах, никто не встретил, вот и пришлось Дербенёву идти к землякам-гастарбайтерам, попутчикам по поезду «Ташкент-Москва». И работать пришлось с ними – на стройках и ремонтах. Юрий Алексеевич (по прозвищу Гагарин) прекрасно знает узбекский, со своими новыми коллегами общается на равных.
Образ этого странного, не от мира сего человека получился во многом благодаря исполнителю главной роли – Виктору Сухорукову. Его герою приходится хлебнуть «прелестей» жизни в столице бывшей империи. Выжить и не потерять себя помогает чувство солидарности с земляками. Дербенёв-Гагарин попадает в бригады к узбекам, киргизам, ташкентским армянам… Все ценят его незлобивость, стойкость к тяготам работы и быта. В том, как показана в фильме гастарбайтерская среда, мерещится своеобразный постсоветский интернационал. Продюсер картины Федор Попов сказал на пресс-конференции в Выборге: «Это история людей, оказавшихся на просторах бывшего СССР, как перекати-поле». А режиссер добавил: «Не тяжелый быт гастарбайтеров для меня был главным, а человеческие отношения между персонажами».
Кадр из фильма “Звезды”
В ряду обращений кинематографистов к болезненной теме трудовой миграции «Звезды» Новикова-Янгинова выглядят фильмом удивительно жизнеутверждающим. Нет в нем монотонно-минорного звучания. Время от времени в повествование вплетаются шуточные закадровые комментарии к переводу с узбекского на русский. «Я считал, сколько раз смеялись зрители во время показа – 20!», - сообщил журналистам продюсер.
Кульминацией сюжета становится заказ очередного босса Дербенёва, по которому учитель русской словесности должен убить конкурента рыночного торговца – тогда ему, учителю-гастарбайтеру, вернут документы. Дербенёв берется за мокрое дело (документы-то нужны, без них не будет работы и денег, которые идут на лечение дочки), но в последний момент бросает его. Конкурент остается жить, а Дербенёв лежит на обочине трассы, где его и подбирает благородный русский дальнобойщик.
Примечательно, что такой финал был воспринят кинокритиками как неорганичный – от истории про гастарбайтера ждут привычной артхаусной «жести», а тут тебе добрый дальнобойщик и известие о том, что дочка пошла на поправку. Возможно, «Звезды» дают новое дыхание острой теме, и нужно время, чтобы его почувствовать и оценить.
В связи с этим вспоминается эпизод, имевший место в декабре 2017 года на церемонии закрытия московского фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Награждали игровые и документальные фильмы на сложные темы (в том числе, о проблемах мигрантов и гастарбайтеров). Отсидевший длинную церемонию президент фестиваля, классик советского кино Марлен Хуциев вышел на сцену затем, чтобы объявить киносмотр закрытым, и обратился к собравшимся с неожиданным призывом: «Ну снимите, наконец, комедию о правах человека!» Зал замер, а потом взорвался хохотом и аплодисментами. Пафос правозащитного мероприятия был разбавлен небеспочвенным предложением 90-летнего мудреца-жизнелюбца. Комедией «Звезды» Александра Новикова-Янгинова, конечно, не назовёшь, но и в жанровое определение «драма» картина тоже не вписывается.
Кадр из фильма “Звезды”
Узбекистанский кинематограф после распада СССР долгое время испытывал трудности, до недавнего времени в год выходило всего около 15-20 картин. Однако несмотря на это в стране помимо сериалов и популярных комедий регулярно появляются фильмы, попадающие на зарубежные кинофестивали. Например, в 2006 году картина Юсуфа Разыкова «Девичий пастух» получила гран-при фестиваля азиатского кино во французском Везуле, фильм Назима Аббасова «Луноликая» в 2009 году получил два приза на фестивале стран Азии. Африки и Латинской Америки в Инсбруке, лучшим фильмом кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» в 2012 году стала лента Аюба Шахобиддинова «Небеса — моя обитель». В этом году фильм «Стойкость» Рашида Маликова получил приз жюри российской кинокритики на Московском международном кинофестивале.
Согласно планам правительства Узбекистана, к 2020 году количество фильмов, выпускаемых в республике, должно вырасти до 30. В республике также активно занялись международным продвижением национального кино: в этом году в рамках кинорынка на Каннском кинофестивале впервые открылся узбекистанский павильон. Кроме того, власти отменили для зарубежных компаний плату за съемку на объектах культурного наследия.
Дарья Борисова