На узбекско-казахской границе процветает контрабанда и нелегальная торговля
Узбекистан закрыл свою границу с Казахстаном в конце прошлого года, но потоки людей и грузов продолжают течь через нее в обе стороны. Нелегальный переход границы приобрел массовый характер и превратился для местного населения в доходный бизнес.
После того, как в мае прошлого года Узбекистан ввел 90-процентную пошлину на импортные промышленные товары и 50-процентную на продовольственные, рынки в Узбекистане опустели и население ринулось за покупками в Южно-Казахстанскую область. Специалисты считают, что именно это обстоятельство вынудило власти Узбекистана принять решение о закрытии границы с соседом.
Специалисты подсчитали, что за пять месяцев с момента повышения импортных пошлин до закрытия границы, рынки южно-казахстанского города Шымкента продали товаров на 4 млн. долларов больше, чем обычно.
Но официальное закрытие границы, как выясняется, не помогло. Дело в том, что поодаль от пограничных пропускных пунктов узбеко-казахстанскую границу никто не охраняет, а власти, по признанию местных жителей, закрывают глаза на ее незаконное пересечение.
Корреспонденту IWPR удалось вполне официально пересечь границу в селе Жибек Жолы, однако на узбекистанской стороне журналистского удостоверения оказалось недостаточно, и пришлось повернуть обратно.
Неподалеку от пограничного поста обнаружилось пять нелегальных пунктов перехода границы, где местные жители подрабатывают в качестве проводников.
Для казахстанского населения это – просто подарок судьбы. Традиционный промысел – скотоводство – приходит здесь в упадок в результате массовых хищений скота. В свою очередь, с узбекистанской стороны заработки так низки, что даже работающим приходится искать дополнительные источники дохода.
За пропуск через границу проводник берет от одного до шести долларов, предупреждая клиента, где его могут остановить сотрудники узбекистанской милиции, и сколько будет стоить откупиться от пограничников, если "засекут".
В селе Жибек Жолы граница между двумя государствами имеет форму канала, поэтому переправа людей и грузов осуществляется на лодках.
Молодой человек, назвавшийся Джимми, перекинул через канал канат и привязал к нему резиновую лодку. За перевоз на таком самодельном пароме он берет примерно по 5 долларов с человека. Джимми пояснил, что никакой опасности пограничники для него не представляют. "Свои люди", - многозначительно произнес "паромщик", потряхивая увесистой пачкой купюр.
У некоторых местных жителей граница проходит буквально на "заднем дворе". Таким везунчикам можно подрабатывать прямо "на дому". В свободное от школы время десятилетняя Карлыгаш сидит во дворе своего дома. Пропуская через двор всех желающих перейти границу, Карлыгаш берет примерно по доллару с человека. На вырученные деньги ее семья покупает продукты и одежду.
Узбекистанские пограничники остановили корреспондента IWPR в 20 метрах от переправы. Проверив документы, они предложили мне покинуть территорию Узбекистана. На вопрос, что делают люди на переправе, пограничник ответил без лукавства: "Контрабандисты".
В начале года узбекские власти потребовали от Казахстана закрыть рынки и пункты обмена валюты в приграничных районах. Замминистра внутренних дел Казахстана Иван Отто заявил тогда, что требования соседей, мягко говоря, необоснованны. "Какое им дело до наших обменных пунктов?" – возмутился он.
Закрытие границы вызвало рост недовольства среди местного населения по обе ее стороны. В начале января на территории таможенного поста "Жибек Жолы" прошла встреча правительственных делегаций Казахстана и Узбекистана, но поиск компромиссного решения по пограничному вопросу не увенчался успехом.
Казахстанские предприниматели продолжают получать сверхприбыли в результате введения в Узбекистане тяжелого налогового режима, однако в Казахстане обеспокоены возможным наводнением местных рынков низкокачественными узбекистанскими товарами. Раньше этого бы не случилось, так как все грузы проходили таможенную инспекцию. Теперь же они поступают в обход таможенных постов.
Беспокойство вызывает и возможное увеличение притока мигрантов из Узбекистана. По оценкам сотрудников южно-казахстанской миграционной службы, если экономическое положение в соседней стране не улучшится, в Казахстан из Узбекистана могут хлынуть около миллиона этнических казахов.
Институт по освещению войны и мира, представительство в Казахстанае