Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Куда плывут сум, сом и другие валютные рыбки?.. Судьба валют Центральной Азии

15.07.2003 00:00 msk, Элла Таранова, Владимир Березовский

Экономика

ПРИНИМАЯ сомы от постояльцев с российскими паспортами, администратор гостиницы в Бишкеке ностальгически заметила: "Когда уж опять рублями начнем рассчитываться..." Россияне, переглянувшись, оставили вопрос без ответа.

В нынешнем году с небольшой разницей во времени национальные валюты ряда центрально-азиатских государств отметят свое десятилетие. Сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что введение собственных денег в условиях непредсказуемой экономики в начале 90-х годов прошлого века было шагом своевременным на пространстве СНГ.

"Думайте деньгами!" - сказал когда-то Освальд Шпенглер. И лидеры Киргизии, Казахстана, Узбекистана последовали этому совету. Дензнаки испокон веков являлись визитной карточкой страны, по которой специалисты практически безошибочно определяют не только уровень развития денежных отношений, но и приоритеты государственной политики и национальной идеологии.

По-разному шло расставание с рублевой зоной. Но общее было очевидно: вместе с появлением суверенных валют на территорию региона основательно высадился американский "зеленый".

Каждое утро в Ташкенте можно наблюдать типичную картину - женщины-узбечки занимают шумную очередь к ближайшему банку. Рядом - обязательный наряд милиции. Пропуск к заветному окошечку, где выдают доллары за сумы, строго по документам. Затем "зелень" перетекает в самый популярный "Алай-банк" - так называют в узбекской столице по имени крупнейшего городского базара черный рынок. Валютные операции давно превратились в Узбекистане в отдельный бизнес. Все эти годы народ обменивал сумы на доллары и обратно нелегально, каждый раз рискуя "загреметь" на пару лет за решетку. Вначале за доллар давали 25 сумов. Сегодня - 1050. Узбекские власти отдавали себе отчет в том, что новая валюта на плаву не удержится. А потому первым делом обзавелись своей фабрикой Гознака. Мол, сколько надо, столько и напечатаем...

По оценкам независимых экспертов, галопирующая инфляция зашкалила здесь в минувшем году за 80 с лишним процентов. Ставка на хлопок себя не оправдала из-за серьезного падения мировых цен. Тем не менее административный и милицейский ресурс делают свое дело, удерживая доллар в узде. В Узбекистане мало кто сомневается, что нынешние деньги - временные. Примет сразу несколько. Бумага заметно отличается от "настоящей". На банкнотах нет ни одного известного государственного деятеля, ученого или писателя. Пока здесь запечатлились лишь новый парламент и тому подобное. Редкий гражданин рискнет отнести сумы на хранение в узбекский банк. Одни по причине их отсутствия, другие лишние деньги сразу переводят в конвертируемую валюту от греха подальше.

На киргизских сомах практически нет президентов или политиков. Зато эта единственная страна в регионе использовала портреты женщин на купюрах. На одной из них изображена великая "алайская царица" Курманджан Датка. В свое время она наладила политические контакты киргизских племен с Российской империей и сыграла большую роль в присоединении киргизов к России. Учрежденной в республике международной премией Курманджан Датки была удостоена Людмила Путина.

Но как бы ни был киргизский сом любовно расцвечен национальными сюжетами, главным качеством, отвечающим за его жизнеспособность, является возможность им расплачиваться. В определенной мере он оправдал ожидания. Если накануне введения собственной валюты инфляция в Киргизии составляла 2032,7 процента, то по истечении десяти лет самостоятельного плавания ее уровень снизился до 2,3 процента.

Политику Национального банка Киргизии эксперты называют взвешенной и осторожной. Условия малой экономики Киргизии позволяют гибко реагировать на внешние раздражители. Скачки на международных рынках и снижение курса доллара к основным мировым валютам повлекло за собой укрепление валют стран СНГ, в том числе и киргизского сома. Жители Киргизии уже не с таким рвением складывают в кубышку до лучших времен некогда казавшиеся непотопляемыми доллары.

В начале нынешнего года на окраинах Алма-Аты стали выявляться фальшивые деньги, которыми расплачивались на рынках, в магазинах и автозаправочных станциях. Следственная группа ГУВД Алма-Аты в ходе разработок установила личности сбытчиков. В группу подозреваемых был внедрен оперативный сотрудник, с помощью которого при скупке очередной партии тенге мошенники и были задержаны.

Визуально фальшивые купюры трудно отличить от настоящих. По словам председателя Национального банка Казахстана Григория Марченко, случаев изготовления фальшивых тенге высокого качества практически не наблюдалось. Прежде это были, как правило, примитивные подделки, рассчитанные на то, что сбывать их будут в темное время суток, в спешке. Гораздо больше завозится в Казахстан поддельной иностранной валюты. Последний прецедент показал, что фальшивомонетчики свое профессиональное мастерство совершенствуют. И не в последнюю очередь из-за того, что в глазах населения казахские деньги год от года выглядят внушительнее.

Но даже более или менее закрепившиеся на одной планке сом и тенге никому, кроме как в собственных пределах не нужны. Робкие попытки выставить их на продажу в Москве потерпели полное фиаско. Правительства этих республик лишились всяких иллюзий. Перспективы будущего роста и экономического развития здесь многие связывают со скоростью интеграционных процессов в первую очередь с Россией. Не случайно все прогнозные расчеты корректируются с учетом текущих и перспективных российских показателей. Потому и ожидания людей вернуться к общим деньгам, причем понятно к каким, все более усиливаются. Особенно на фоне шагов, сделанных к официальному оформлению Экономического союза четырех. Надежды на создание рублевого пространства подогреваются и сообщениями о том, что в нынешнем году в Белоруссии уже пойдут в ход рубли.

Между тем узбекское руководство грозится сделать сум полностью конвертируемым. К этому его активно подталкивают Мировой банк, МВФ, ЕБРР. Вот тогда будет заменена валюта, а на банкнотах появятся великие узбеки, не исключая Ислама Каримова. А конвертация по западным подсказкам неизбежно обернется падением жизненного уровня населения. Хотя куда уж падать дальше... О единой валюте СНГ в Узбекистане даже не говорят-не интересует в принципе. В республику закрыты дороги банкам Содружества, зато открылись филиалы иранских, турецких, корейских, голландских.

Полностью торжествует на своей территории туркменский манат. Родился он в ноябре 1993-го и был крут-за доллар давали два маната с обликом Туркменбаши. Сегодня официальный курс - 5200 манатов, а на непобедимом черном рынке - все 20000. Понятно, куда народ несет "баксы". Впрочем, туркменское правительство особо не переживает. Оно явно выбрало советскую тактику - регулярно наращивать зарплату и пенсии, пусть даже и не обеспеченные товарами. Это, по идее, должно стимулировать спрос на отечественную продукцию. А чтобы банкнот хватало, Ашхабад к концу года также выстроит свою фабрику Гознака.

Своего рода феномен Средней Азии - таджикский сомони, появившийся на свет три половиной года назад. Против доллара он упал всего раза в два. Какое его ждет будущее в обозримое время, прогнозировать трудно. Не берутся это делать ни западные, никакие другие эксперты. Свободное плавание еще не дает гарантии попасть в нужный фарватер.