Экономику Узбекистана нельзя изменить за 500 дней
Прошлой осенью я впервые побывала в Узбекистане, а на днях довелось вновь посетить Ташкент. За полгода в стране произошли разительные перемены к лучшему. Правда, этому во многом способствовало проведение в мае сего года экономического форума ЕБРР. К этому событию в столице возвели наконец все долгострои, отремонтировали фасады старых зданий, привели в порядок улицы... Но не это, конечно, главное.
В глаза бросаются отличия, которые свидетельствуют об изменении экономической ситуации в стране. Еще в прошлом году правительство установило новые ставки таможенных пошлин на импорт: 90% на промтовары и 50% - на продовольственные. Затем ставки были снижены до 70% и 40% соответственно, однако объем торговли успел значительно сократиться. А поскольку в то же время был закрыт на реконструкцию основной городской промтоварный рынок, товарно-денежные потоки переориентировались на соседний Казахстан.
Сегодня постепенно все возвращается в прежнее русло. По данным независимого американского исследовательского центра "Пью Рисерч Сентер", 62% населения Узбекистана оценивает текущую экономическую ситуацию как благоприятную. Хотя власти признают, что малому и среднему бизнесу пока приходится трудно, а МВФ отмечает, что реформы в стране проводятся медленно. Эксперты Фонда порекомендовали правительству Узбекистана провести либерализацию валютного курса, так как без этого, по их мнению, серьезные экономические реформы просто невозможны.
И с прошлого года правительство стало развивать и укреплять внутренний валютный рынок. Начали с унификации валютных курсов. Еще полгода назад здесь существовало два обменных курса - черного рынка и официальный. Разрыв между ними был довольно значительным, но уже в июле разрыв между обменным курсом Центробанка и черного рынка достиг рекордно низкого уровня. Государственный курс составил 974 сумов за 1 доллар США, а курс черного рынка - 990 сумов за доллар (ранее этот разрыв составлял около 70%). К ноябрю Узбекистан планирует перейти к полной конвертации своей валюты. Был также упрощен порядок продажи иностранной валюты через обменные пункты: отменены требования по предъявлению визы иностранного государства и проездных документов. Общий разовый лимит на приобретение наличной иностранной валюты и дорожных чеков увеличен более чем в два раза - до 2,5 тыс. долл. в квартал. Да и число обменных пунктов заметно увеличилось. В начале 2000 года в республике их действовало всего 350, а сегодня только в столице работает более 400 обменников. В гостиницах и супермаркетах уже установлены банкоматы, которыми, конечно, пользуются еще далеко не все жители...
О том, почему валютная реформа в стране проходит медленно, я спросила у зампредседателя Агентства внешнеэкономических связей Узбекистана Хасана Исламходжаева.
- Экономику невозможно изменить за 500 дней, - не без намека на известные российские обстоятельства, улыбаясь, объясняет мой собеседник. - Поэтому мы предпочитаем поэтапное развитие. Это означает постепенную трансформацию в рыночную экономику, целью которой является достижение максимальных темпов роста и одновременное обеспечение общественно-политической стабильности. При проведении экономических реформ мы просчитываем и позитивные, и негативные последствия. Но реформа необходима. От нее во многом зависит привлечение иностранных инвестиций, в которых Узбекистан очень нуждается. А для широкого привлечения средств необходимо отменить валютные ограничения.