"Нафталиновый оратор": о визите Бжезинского в Ташкент и его высказываниях в адрес России
"В ближайшие двадцать лет ни одна страна в мире не сможет бросить вызов Америке", - не раз заявлял во время пребывания в Ташкенте известный американский политолог Збигнев Бжезинский. Бывший помощник президента по национальной безопасности сейчас состоит консультантом Центра стратегических и международных исследований США.
По мнению именитого политолога, на роль супердержавы не могут претендовать ни Россия, ни Китай. Поднебесную, экономические успехи которой бесспорны, будут сдерживать внутренние проблемы, в частности, малый валовой доход на душу населения и сохранение в стране старого политического режима при широких реформах. Китай не сможет доминировать даже в регионе, хотя влияние его будет, бесспорно, расти, успокоил заокеанский авторитет.
Расцвету России, по его мнению, также помешает внутренняя борьба между теми, кто смирился с новыми реалиями, и теми, кто еще надеется восстановить былой режим. Но западное мышление здесь победит имперское по одной простой причине - западный выбор более перспективен, уверен Бжезинский.
В России есть силы, утверждает он, не согласные с тем, что на постсоветском пространстве возникли новые независимые государства, и призывает их руководство быть бдительными и ориентироваться на лучшее, стремиться к демократии, т.е. к Америке. Те, кто сделает такой выбор, по словам политолога, всегда могут рассчитывать на поддержку, а если нет - то "многие из нас будут разочарованы". Бжезинский полагает, что среднеазиатский регион ни в коем случае не должен попадать в сферу влияния ни одной из крупных держав, поскольку тогда он может стать объектом разрушительной конкуренции. Он не скрывает, что США не хотели бы видеть здесь экономическое влияние Франции, Германии, Италии...
Как видно из многочисленных встреч, консультаций, интервью, именитый политолог просто не заметил происшедших за последние годы изменений. Россия по-прежнему ассоциируется у него с бывшим Союзом и вместе с Китаем, по сути, остается главным врагом Америки. Однако, судя по тому, как он активно и многословно убеждал своих собеседников в том, что ни России, ни Китаю не суждено стать сверхдержавами, - сам он в этом все-таки не уверен.