Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: тайные казни в условиях коррумпированной и полной изъянов системы правосудия

18.11.2003 00:00 msk, МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ

Права человека

В опубликованном сегодня докладе «Международной Амнистии» говорится о том, что полная изъянов система уголовного правосудия Узбекистана предоставляет широкие возможности для вынесения неправосудных решений и применения смертной казни в результате судебной ошибки либо крайне несправедливого судебного разбирательства.

«В условиях, когда систематически применяются пытки, коррупция присутствует на всех стадиях, начиная от расследования и заканчивая принятием окончательного решения по вопросу о помиловании, когда суды выносят смертный приговор, не руководствуясь при этом объективными и общепонятными критериями, сохранять и далее высшую меру наказания – смертную казнь – представляется крайне безответственной и неоправданной практикой», - заявила «Международная Амнистия».

В докладе, озаглавленном «Справедливость лишь на небесах»: смертная казнь в Узбекистане, рассматривается применение высшей меры наказания в отношении так называемых «исламских фундаменталистов», а также в делах, не имеющих политической подоплёки. Также расследуются случаи нарушения прав человека в отношении членов семей приговорённых.

Доклад вскрывает некоторые из самых ужасных и пагубных последствий несостоятельности системы уголовной юстиции Узбекистана, когда десятки людей ежегодно казнят в результате несправедливых судебных слушаний. В нём подчёркивается вопиющее безразличие, с которым узбекские власти встречают озабоченность мирового сообщества в связи с применением смертной казни в этой стране. По меньшей мере, в отношении девяти мужчин приговор был приведён в исполнение, несмотря на усилия со стороны Комитета ООН по правам человека. Тем самым, узбекские власти демонстрируют неуважение к международным обязательствам, добровольно взятым на себя Узбекистаном.

«Коррупция настолько глубоко въелась в механизмы власти, что от социального и экономического положения семьи обвиняемого может зависеть, жить ему или умереть. Родственники склонны в большей степени полагаться на действенность взятки, чем на услуги адвоката. «Международная Амнистия» зафиксировала ряд случаев, когда родным приходилось расставаться со своим имуществом, вплоть до полного разорения. Тем не менее, даже уплата крупной суммы денег не всегда спасала заключённых от расстрела».

«Международная Амнистия» отмечает ряд положительных подвижек, в частности, отмену за последние три года не менее одиннадцати смертных приговоров в ответ на вмешательство активистов-правозащитников и международного сообщества. Однако принятых мер оказалось недостаточно для того, чтобы решить кардинальные проблемы, связанные со смертной казнью.

В Узбекистане принято приводить приговор в исполнение в тайне, так что у родных и друзей нет возможности проститься со смертником. Во многих случаях они месяцами, а иногда и годами находятся в неведении относительно того, жив человек или уже казнён. Им не сообщают о месте захоронения, и тем самым лишают возможности оплакать умершего на его могиле. Многие годами безуспешно ищут место, где их родственник нашёл последний приют. Подобная политика, несомненно, является наказанием и в отношении семьи приговорённого. Её члены тем самым подвергаются жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению из-за преднамеренного режима секретности и отсутствия прозрачности во всём, что касается их родных, приговорённых к смертной казни.

«Для меня одной из самых ужасных вещей является то, что я не знаю, где похоронен Дмитрий. Если бы я только знала, где его могила, я могла хотя бы придти туда, чтобы оплакать его и поговорить с ним», – говорит Тамара Чикунова, сына которой тайно казнили в июле 2000 года. Она поставила памятник с портретом сына рядом с могилой своего отца на кладбище в Ташкенте и символично погребла под ним горстку земли, которую освятил для неё православный священник.

Случалось, что родственников подозреваемых в особо тяжких преступлениях брали в заложники для того, чтобы арестовать подозреваемых. Известны случаи, когда их пытали, избивали и угрожали изнасилованием. Местные правозащитники и родственники приговорённых, которые пытались спасти своих родных, подвергались преследованию, запугиванию и угрозам физической расправы.

Ряд соседних государств также неоднократно нарушал свои международные обязательства по защите граждан Узбекистана. В частности, имели место случаи, когда Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан выдавали узбекским властям людей, которых на родине приговорили к смертной казни в результате несправедливых судебных процессов, в ходе которых, по сообщениям, применялись пытки.

В отчёте приводится ряд рекомендаций, в том числе:

Властям Узбекистана следует в качестве первоочередной меры

срочно предпринять шаги по отмене смертной казни путём замены высшей меры наказания для всех ныне приговорённых на более мягкую форму наказания в виде лишения свободы, а также путём введения моратория на вынесение высшей меры и приведение приговоров в исполнение.

Прозрачность и гуманность

Власти Узбекистана должны сделать всё, чтобы члены семей приговорённых не становились объектом нападок и преследований вследствие их родственных связей с лицом, обвиняемым в тяжком преступлении, караемом смертной казнью. Власти обязаны обращаться с родственниками приговорённых гуманно и не подвергать их лишним мучениям.

Предотвратить нарушение прав активистов движения за отмену смертной казни и родственников приговорённых, пытающихся спасти своих родных, и гарантировать им защиту.

Кроме того, необходимо открыть широкой общественности все инструкции и законодательные акты, регламентирующие вынесении смертного приговора; гарантировать заблаговременное уведомление родственников о дате приведения приговора в исполнение; позволить им попрощаться с приговорённым, не ограничивая их кратким свиданием; а также позволить им забрать тело для последующего захоронения и личные вещи казнённого.

Гарантии справедливого судопроизводства

Законодательство Узбекистана должно быть приведено в соответствие с его международными обязательствами в сфере прав человека – в частности, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Конвенции ООН против пыток. Узбекским властям следует прислушиваться к запросам о приостановлении действий смертных приговоров, поступивших от Комитета ООН по правам человека.

Власти Узбекистана должны обеспечить независимость судебных органов власти и уберечь их от разлагающего влияния коррупции.

Им необходимо опубликовать объективные критерии, применяемые при определении высшей меры наказания судами, и гарантировать, что страдающие умственным расстройством лица не подлежат казни и им не может быть вынесен подобный приговор.

С докладом «Международной Амнистии» «Справедливость лишь на небесах»: смертная казнь в Узбекистане, а также с брифингом Узбекистан: несправедливый суд и тайные казни, (на английском языке) можно ознакомиться здесь:

http://web.amnesty.org/library/index/engeur620112003 и http://web.amnesty.org/library/index/engeur620122003 (соответственно).