Россия впервые поддержала критическое заявление ООН по правам человека в Туркмении
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, "выражающую серьезную озабоченность по поводу нарушений прав человека, которые продолжают совершаться в Туркменистане".
Резолюцию одобрили 72 государства при 37 "против" и 53 воздержавшихся. Россия оказалась единственным государством СНГ, поддержавшим документ.
Никогда раньше ни в одной международной организации Россия не присоединяла свой голос к тем, кто осуждал какого-либо из ее партнеров по постсоветскому пространству. Голосование в ООН по "туркменской" резолюции стало прецедентом.
Еще 16 апреля этого года российский представитель в Комиссии ООН по правам человека голосовал против принятия подобной резолюции. Однако через шесть дней президент Туркмении Сапармурат Ниязов распорядился прекратить в одностороннем порядке действие российско-туркменского Соглашения о двойном гражданстве, заключенное в 1993 году. Это стало вопиющим нарушением всех международных норм. Москва осудила это решение, затрагивающее интересы десятков тысяч жителей Туркмении, получивших за последние годы российское гражданство. В отношениях двух стран возник серьезный кризис.
Туркменское руководство до сих пор не признало ответственности за случившееся. Очевидно, что изменение отношения России к ситуации в Туркмении, обнаруженное в результатах голосования по ооновской резолюции, стало прямым следствием подобной политики Ашхабада.
Знаменательно, что данная резолюция была принята Генассамблеей в канун первой годовщины "событий 25 ноября" в Ашхабаде, или так называемого "покушения" на Туркменбаши. Оно стало поводом для кампании по тотальному уничтожению любого инакомыслия в стране, развернутой туркменскими властями. Показательным примером этой кампании стал принятый спустя два с лишним месяца после ноябрьских событий указ президента Туркмении, трактующий понятие "изменник родины". Таковым в стране уже наступившего "золотого века Туркменбаши" должен быть объявлен всякий, кто "сомневается в правильности политики, проводимой президентом Ниязовым". Это преступление предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения.
Резолюция ООН призывает правительство Туркмении "в полной мере осуществить меры, изложенные в резолюции Комиссии ООН по правам человека от 16 апреля 2003 года. Ашхабад должен информировать комиссию до начала ее 60-й сессии о шагах, предпринимаемых в этом направлении".
В ооновском документе содержится призыв к Ашхабаду "немедленно предоставить Международному комитету Красного Креста, а также адвокатам и родственникам доступ к лицам, содержащимся под стражей". Это требование является, пожалуй, самым важным, поскольку ничего не известно о том, живы ли еще многие десятки осужденных по делу о "событиях 25 ноября", не говоря уже о том, что они лишены какой-либо юридической или медицинской помощи. Имеются документальные подтверждения, что нескольких осужденных нет в живых, но туркменские власти отказываются это подтвердить. Среди тех, о чьей судьбе многие месяцы ничего не было известно, есть и больше десяти граждан России, при этом Ашхабад отказывается допустить к ним представителей российского консульства в Туркмении.
Резолюция ООН полностью дискредитирует все попытки ниязовской пропаганды ссылаться на "одобренный ООН нейтральный статус Туркменистана", как на ширму, за которой Ашхабад скрывает от мировой общественности все ужасы своего режима. Еще несколько недель тому назад представитель Туркмении в ОБСЕ, отвечая на обвинения в адрес своей страны в нарушении прав человека, заявил: "Если в ОБСЕ будет продолжаться политическая шумиха, Туркменистан продолжит конструктивное сотрудничество с ООН и ограничит свои отношения с международным сообществом только рамками ООН, которая признает Туркменистан как одного из самых надежных партнеров...", и далее, что называется, по тексту. Подобный шантаж ОБСЕ возможностью выхода Ашхабада из этой организации и противопоставление ее ООН теперь, после принятия "туркменской" резолюции ООН, теряет всякий смысл. Более того, он выводит деспотический режим Ниязова на обочину цивилизованного сообщества.
Среди тех стран СНГ, кто "вступился" в ООН за Ашхабад, были Азербайджан, Белоруссия, Грузия (представитель теперь уже экс-президента Шеварднадзе), Молдавия, Таджикистан и Украина. Воздержался при голосовании представитель Казахстана. Предпочли за благо устраниться от голосования ("отсутствовали") Армения, Киргизия и Узбекистан. Туркмению, среди прочих, поддержали члены Организации Исламская конференция, Северная Корея, Куба, Китай, Вьетнам, Зимбабве. Сегодня в российской Госдуме состоятся слушания о ситуации в Туркмении, уже вторые в этом году.