В северном Туркменистане набирает обороты дискриминация узбеков
Узбеки в Туркменистане
Из монолога моего знакомого, работника одной из строительных организаций г. Дашогуз, Эркина Мадаминова: "Недавно у нас на работе сменилось начальство, и директор и главный инженер не были туркменами. Ты же знаешь, какое это теперь имеет значение. Уехать бы отсюда": Но ни он, ни другие его соплеменники никуда отсюда не уедут, потому что они узбеки. Узбеки, живущие в Туркменистане.
***
Туркменистан и Узбекистан - две соседние республики в составе бывшего СССР, а ныне два независимых государства, имеющих общую, теперь уже государственную границу. Граница эта была проведена еще в советские времена волевым решением тогдашних руководителей, в результате многие узбекские поселения оказались на территории нынешнего Туркменистана и наоборот, туркменские - в Узбекистане.
Север современного Туркменистана, это осколок некогда могущественного государства Хорезм. Этим и объясняется то, что существенная часть населения Туркменистана это представители узбекской национальности. По численности узбеки занимают второе место после туркмен. В цифрах, это около 12% от пятимиллионного населения страны. Если учесть, что они компактно проживают только в двух велаятах, Дашогузском и Лебабском, то там соотношение резко меняется. В Дашогузе, который граничит с Хорезмским велаятом Узбекистана, узбеков уже около 40% от общего числа проживающих в этом регионе. Но, несмотря на это, теперь они всего лишь одни из многочисленных представителей национальных меньшинств, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Упомянутый в начале монолог, это только один пример притеснения нетуркмен в туркменском государстве. Подобных примеров можно привести немало. Здесь и постепенное превращение русских, узбекских и казахских школ в туркменские, и требование что бы все учащиеся носили исключительно туркменские тюбетейки.
"Мои дети узбеки, учатся в узбекской школе, у нас есть свои национальные тюбетейки, почему же от них требуют носить туркменские головные уборы. Что же это, если не ущемление наших национальных чувств?" - это уже слова моего соседа по этажу, ныне безработного. Между прочим, в 6-ти из 10 квартир в нашем подъезде живут узбекские семьи.
Особо патриотичные руководители учреждений уже требуют, чтобы работницы, независимо от национальности, приходили на работу в национальных туркменских платьях, иначе они первые кандидаты на сокращение. Недавно в военный и полицейский ВУЗы поступил письменный приказ, о том, что бы принимать на учебу только туркмен, хотя де факто это правило существует уже не первый год и не только в указанных институтах. И это все вдобавок к тяжелым экономическим и социальным проблемам, которые испытывают все туркменистанцы.
Конечно, все эти и другие подобные проблема затрагивают не только узбеков, но и все другие национальности.
"Это просто анекдот", - жалуется Антонина Петровна, 30 лет проработавшая делопроизводителем – "я понимаю, что все документы должны быть на туркменском и на новом алфавите, но мои начальники - туркмены никак не освоят эту латиницу. И приходиться мне переписывать входящую документацию на старый алфавит, а исходящую - на латиницу. Если бы не увеличили пенсионный возраст, давно бы плюнула на все и ушла на пенсию".
Можно понять русскую женщину, вынужденную на старости лет стать еще и переводчицей с туркменского на туркменский. Все ее родственники уже давно переехали в Россию.
Но, как показывает жизнь, именно представителям узбекской национальности наиболее тяжело переносить [болезни роста туркменского государства. Они не могут решить все вопросы путем отъезда отсюда , так как ехать им, в отличии от представителей других национальностей, некуда.
Как известно, Россия принимает так называемых русскоговорящих в качестве переселенцев, так же поступает и Казахстан в отношении казахов желающих переехать на историческую родину. А вот Узбекистан в этом вопросе негостеприимен, даже в отношении своих соплеменников. В итоге туркменским узбекам приходиться мириться со своим положением и терпеть. Все дело в том, на сколько этого терпения хватит.
Недальновидная политика властей Туркменистана может привести к непоправимым последствиям. Кажется, что решение данной проблемы лежит на поверхности. Нужно привлекать узбеков в руководство хотя бы на местном уровне или в руководство теми предприятиями, где они сильны. В частности, известно, что узбеки отличные строители, почему бы не привлекать их в этом качестве. Однако теперь в стране строят только турецкие компании и не потому, что они строят лучше или дешевле, а только потому, что в Ашхабаде так решили. А еще, узбеки хорошие земледельцы. Даже в советские времена, как это не парадоксально, южные районы, включая Ашхабад, овощами и фруктами снабжались северным регионом Туркменистана, т.е. узбеками. Но и тут узбекам не повезло.
Аральский экологический кризис, несколько лет маловодья, опять таки непродуманная политика властей практически разрушили сельское хозяйство региона. Тем не менее, наверное, при желании можно, если не разрешить данную проблему, то постараться ее не ухудшать.
Пока же, вместо попыток или хотя бы намерений улучшить складывающуюся ситуацию, власти ее только усугубляют. Ужесточение упрощенного (простите за каламбур) перехода через границу для граждан, проживающих в приграничных районах, уже вызвали несколько столкновений с пограничниками и привели к стихийным митингам протеста, как с туркменской, так и с узбекской стороны государственной границы. Эти события говорят о необходимости совместных действий руководства обеих государств.
Хотя с другой стороны, можно предположить, что Узбекистан не заинтересован принимать мигрантов - в стране переизбыток рабочей силы. И возможно, заинтересован иметь на территории соседа многочисленную узбекскую диаспору в качестве "пятой коллоны". Может когда-нибудь в будущем она и сыграет свою роль.
===============
Оригинал статьи - http://www.erkin.net/chronicle/uzbekivturkm.html