Деятельность Алмалыкского горно-металлургического комбината серьезно повлияла на экологию района
Поселки Мугул и Кераучи Пскентского района Ташкентской области расположены прямо у подножия рукотворного плато высотой около 300 метров и площадью в несколько десятков километров. Эта возвышенность фантастического вида - многолетние отвалы Алмалыкского горно-металлургического комбината (АГМК). В ветреную погоду - а ветер в этих местах дует почти каждый день - с вершины плато поднимаются тонны токсичной пыли, застилая свет солнца.
Пыль разносится по окрестностям и оседает повсюду ржавым налетом с едким кислотным запахом. От нее першит в горле, слезятся глаза. По данным комплексной геолого-экологической экспедиции, обнародованным в 2004 году Ташкентским инфоцентром «Среда обитания», даже в мясе скота, пасущегося на полях вокруг отвалов, содержание тяжелых металлов - меди, цинка, кадмия и свинца - превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в десятки раз. В коровьем молоке, например, превышение ПДК при отдельных замерах достигало 50 раз.
- Бычки и коровы, которые постоянно едят такую траву и пьют такую воду, сами долго не живут, - сказал мне пастух на краю поля, за которым уже виднелись крутые склоны отвалов. - Их даже трудно откормить до товарного веса.
Для демонстрации сказанного пастух предложил мне пнуть ногой кустик верблюжей колючки, по внешнему виду ничем не отличавшийся от обычного. Со стеблей и листьев растения поднялось серебристое облачко, быстро въевшееся белесым налетом в кожу ботинка. Такие же белые пятна были заметны вокруг на почве.
Всего в пятистах метрах от этого места уже начинался поселок, а чуть дальше река Ангрен несла свои воды к Ташкентскому водохранилищу. Кстати, исследования ила, проведенные инспекцией Госкомприроды в месте впадения реки в «Ташкентское море», как его любят называть жители узбекской столицы, в летние дни отдыхающие на его пляжах, так же выявило содержание в нем тяжелых металлов и даже радионуклидов.
Насколько все это сказывается на здоровье людей? Ведь, по утверждению медиков, повышенное содержание меди, например, ведет к нарушению процессов кровообращения, расстройству пищеварения, воспалению слизистых оболочек.
- Мы как-то не привыкли задумываться об экологии, - отвечают жители поселка. – Других проблем полно. Хотя у нас многие заболевают раком, особенно, почему-то раком желудка и двенадцатиперстной кишки. Почти все болеют и бронхиальной астмой. А как же иначе, когда пыль каждый день сыплется с неба, как снег?..
Анализ данных медицинской статистики, согласно данным центра «Среда обитания», собранным в районе Алмалыка в середине 90-х годов, еще тогда выявил растущий уровень заболеваемости аллергией, бронхитом, расстройствами нервной системы, пищеварения, органов кровообращения, эндокринной системы, обмена веществ.
Высоким был и процент онкологических заболеваний. Многое ли изменилось с тех пор? Без точных цифр об этом судить сложно, но можно сказать одно - гора отходов вблизи населенных пунктов лишь многократно выросла, и экологи продолжают направлять во все инстанции настоятельные рекомендации о том, что с рекультиваций загрязненных земель нельзя медлить.
На сегодняшний день исследования комплексной эколого-геологической экспедиции выявляют повышенное содержание тяжелых металлов в организмах местных жителей - в их крови, зубах, волосах.
Вершина зловещего плато, при ее посещении, способна поразить воображение своего рода мрачным величием. Здесь нет ни кустика, ни травники. Нет ни птиц, ни даже муравьев. Вокруг только груды мертвой породы матовая белая корка под ногами и все тот же удушающий, доводящий до тошноты кислый запах. Идеальные декорации для съемок фантастического боевика про иные миры. И громоздкие силуэты «Белазов», каждые десять минут подвозящих снизу новые порции отходов, в густом пыльном мареве больше напоминают какие-нибудь марсоходы, блуждающие по поверхности мертвой планеты.
С южного края трехсотметрового обрыва как на ладони видны, неустанно дымящие ядовито-рыжим, трубы АГМК, а совсем рядом с ними - окраина города, прилепившегося вплотную к градообразующему предприятию.
Самый окраинный микрорайон Алмалыка в народе называют «Китайской стеной», из-за длинного ряда панельных домов, выстроенных в одну линию у городской черты. Когда направление ветра меняется, пыль с отвалов летит прямо сюда. Но и здесь жители не считают плохую экологию наиболее острой из существующих проблем. Как и в большинстве небольших городов Ташкентской области, их больше волнует социальная неустроенность - безработица, задержки с выплатой зарплат и пенсий, отсутствие перспектив.
- Мне 22 года и я нигде не работаю, - говорит Алексей. - Сижу на шее у родителей. На АГМК зарплаты сравнительно неплохие, до 100 тыс. сумов ($100). Но это почти единственное действующее сейчас предприятие на весь город, и вакансий там нет. Если даже рабочие места там иногда освобождаются, на них предпочитают брать специалистов со стажем. Молодежи деваться практически некуда. Воровать?.. Мебельная и ковровая фабрика давно уже не работают. Мои друзья кое-как промышляют на автомойках. Нет никакого будущего. Я хотел бы уехать в Россию, но не хватает для этого «стартовых средств». Даже квартиру толком не продашь. Трехкомнатная у нас стоит примерно $1500 (Для сравнения, в Ташкенте - до $10 000, а в соседнем с Алмалыком Ангрене - всего $100. – прим. Ред.). А экология?.. Когда начинает дуть, закрываем все окна. В любую жару.
Две молодые женщины, прогуливавшиеся с детьми в колясках, выразили озабоченность:
- Очень много случаев патологий среди беременных. Много больных детей. Особенно аллергией. Наши, Слава Богу, здоровы. Но все равно тревожно. Эту пыль мы сами хлебаем с рождения. Может быть выработался иммунитет?..
Сходные мысли, правда весьма осторожно, высказывают и экологи. По их мнению, население экологически неблагополучных районов может в некоторой своей части превращаться в своего рода «биохимических эндемиков», чьи организмы вырабатывают нечто вроде привычки к существованию в условиях, отличных от стандартных. Что, впрочем, не означает, что у них нет «эндемических заболеваний», вызванных устойчивым изменением обмена веществ...
Не хотелось бы сгущать краски, но от подобных размышлений опять же невольно возникают ассоциации, уводящие в сторону мрачных фантасмагорий. Нет, Слава Богу, никаких мутантов в этих местах не появлялось. И хочется верить, что до этого никогда не дойдет. Но здоровье и благополучие будущих поколений со всей очевидностью требуют неотложной заботы сегодня.