Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

18 июня – день рождения города Ферганы. Вместе с тем в этом году исполняется 125 лет гарнизонному Дому Офицеров

21.06.2004 10:07 msk, Александр Куприн

История

18 июня 1877 года был утвержден «Проект правил устройства города…», наименованного Новым Маргеланом (с 1907 г. Скобелев, с 1924 г. - Фергана). Этот день и принято считать Днем рождения города Ферганы. В день рождения нашего города вспомним, что инициатором его создания был М.Д.Скобелев, первым устроителем - А.К.Абрамов (военные губернаторы). Военному топографу Н.У.Жилину и военным инженерам-строителям Королькову, Синклеру город обязан замечательной планировкой.

В начале основания города и позже большой вклад в строительство внесли архитекторы Леханов, И.Р.Сакович, Э.А.Брун, Г.М.Сваричевский, Бардовский, Бот, Аксентович и другие, озеленитель Г.Г.Оттендорф. Среди первых общественных зданий в городе в 1878 году был заложен и в 1879 построен Гарнизонный дом офицеров, который до революции именовали «Военное собрание», после – ДКА (Дом Красной Армии), ДСА (Дом Советской Армии), а сейчас – Дом офицеров.

Проект здания создал инженер поручик Синклер. Замечательное, надо сказать, образование давали в те времена инженерам, которое вкупе с несомненной одаренностью поручика Синклера позволили создать одно из самых красивых и репрезентативных зданий центра Ферганы. Кстати, именно Синклеру (и Саковичу) во многом город обязан такой замечательной планировкой и устройством улиц. В советскую эпоху к зданию пристроили правое крыло, что, в общем-то, вида не испортило и даже подчеркнуло значительность постройки удлинением протяженности фасада.

В Фергане всегда располагался довольно значительный контингент войск, было много офицеров и поэтому наличие здания такого рода было оправданным. В здании военного собрания были прекрасные залы – зрительный и танцевальный, фойе, бильярдная, библиотека, буфет, комнаты отдыха. Вечером – это был своего рода клуб для господ офицеров.

Прямо с основания, с 1879 г, здесь стали проводиться концерты духовой музыки. Надо сказать, что военным оркестрам в те времена уделяли большое внимание, они были полностью укомплектованы. Например, на фотографии 1880-х годов Сводного военного оркестра 20-й Туркестанской дивизии можно насчитать 140 человек. Военные дирижеры имели специальное образование.

В Новом Маргелане в последней четверти 19 века исправно несли свою службу и вели активную общественную музыкальную деятельность военные дирижеры Андрей Иванович Михайлов (выпускник Петербургской консерватории 1874г) и Григорий Иванович Иванов. В концертах духовой музыки звучали произведения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шуберта и других композиторов. Звучали и произведения из репертуара духовых оркестров г. Ташкента и г. Коканда, как например, пьеса «Лунная ночь на Самаркандских развалинах», вальс «В Туркестанской широкой степи» и др.

В офицерском собрании вокруг А.И Михайлова объединились любители музыки из числа семей офицерского состава и интеллигенции города. В числе любителей были и инструменталисты и певцы. Концерты в военном собрании вносили разнообразие в культурную жизнь города.

Деятельность военного собрания еще более активизировалась с 1903-1904 г, когда в городе резко увеличился контингент войск. Похвальное слово военному собранию оставил в своих путевых очерках по Туркестану, побывавший в 1913 г в Скобелеве публицист Гартенвельд.

В советскую эпоху в деятельности ДКА (1920-1930-е), затем ДСА (1940-1980-е) прослеживаются те же два направления в работе. Он был местом проведения профессиональных, идейно-политических и культурно-массовых мероприятий рядового и офицерского состава и одновременно очагом культуры для горожан.

Это здание помнит и совещания военного командования в Гражданскую войну и отправку воинов на фронты Великой Отечественной, и тех, кто проходил службу в нашем городе: пехотинцев, кавалеристов, летчиков, десантников. Помнит молодых лейтенантов, начинавших службу в Фергане и нередко заканчивавших ее здесь же, уже командирами частей и соединений.

Все они, солдаты и офицеры, кто прошел через Фергану, все они, как показывают письма, встречи, воспоминания, с большой сердечной теплотой вспоминают и Фергану, и ДСА.

Много сменилось за век с четвертью и начальников гарнизонного дома офицеров – работящих и толковых, как например, Горелов, и менее толковых, но все они внесли свой посильный вклад в то, чтобы этот дом оставался притягательным центром для воинов и горожан.

А уж через жизнь горожан Дом офицеров так или иначе проходил красной нитью в детстве ли – на ёлках, в юности, в молодости – на танцах, во взрослости – в кино, в концертах. Оттого и большинство ферганцев и относятся к нему как к чему-то родному, прошедшему через их жизнь и судьбу.

Деятельность Дома офицеров была удивительно многогранна: кино, танцы, концерты, спектакли, встречи, вечера, спортивные соревнования, конкурсы, смотры, студии, курсы, музыкальная школа, биллиард и др.

Автор этих строк кончал музыкальную школу именно при ДСА. Она была платной, но в конце 1950х – в 1960е, когда городские ДМШ не могли принять всех желающих, она давала возможность приобщения к музыке не только детям военнослужащих, но и многим другим горожанам.

Студии. Среди разнообразных студий, бывших в разные годы при ДСА, прежде всего хочется вспомнить танцевальную студию и её замечательного руководителя Розалию Федоровну Зайцевскую. Сколько воспитанников научила она красоте движений в танцевальном искусстве! Еще до «Серебряной чинары» в Киргули, в Доме офицеров проводились первые городские и областные соревнования – выступления по бальным танцам.

Одни из первых соревнований-первенств по начинавшему приобретать популярность в 1950е годы настольному теннису, были проведены в танцевальном зале Дома офицеров. А какие самые престижные турниры по боксу видела сцена зрительного зала ДСА!

Особенно прекрасны были художественные выставки. Помню выставку замечательного мастера живописи Петра Максимовича Никифорова (1885-1958), которая на меня, зрителя – подростка, произвела просто ошеломляющее впечатление и во многом способствовала закреплению интереса к искусству живописи. Это была самая полная и великолепная по подбору произведений выставка живописца, чьи работы имеются в Третьяковской галерее. Прекрасны были этюды и картины с хорошо узнаваемыми уголками узбекских кишлаков и совершенно изумительны – натюрморты в технике акварели с дарами нашей природы. Позже я встретил у поэта–ташкентца, друга С.Есенина, - А. Ширяевца:

«Ем сочный виноград янтарно–хризолитовый

А в небе бирюза и мысли бирюзовы»

Одна из первых филателистических выставок в 1960-е годы была организована в Доме офицеров. И здесь хочется вспомнить Человека замечательно–щедрой души - коллекционера фотографа Семена Наумовича Каца. В 1960 – 1970е годы ферганцы знали: хочешь, чтобы у тебя было качественное фото – лучше зайти в фотографию при ДСА. Семен Наумович был страстным филателистом с собранием в 35 тысяч марок и увлеченным книголюбом.

В 1980е годы в парке ДСА многократно устраивали свои выставки-смотрины любители-собаководы.

Сколько в залах Дома офицеров за сто двадцать пять лет было проведено концертов, спектаклей – не счесть! В 1930-1970е годы здесь были частыми гостями гастролирующие исполнители и коллективы – и какие!

Моей маме, когда она была молодой девушкой, запомнился концерт в летнем зале ДСА знаменитого Рашида Бейбутова в далеком 1942 военном году. Я помню подростком мой первый выход с родителями на концерт скрипача, лауреата международных конкурсов, Марка Лубоцкого. Помню, он играл каприс Паганини и у него лопнула струна. Он остановился, извинился, сменил струну и продолжал играть, и как играть!

Помню несколько удивленное выражение лица, попавшего прямо с самолета в зрительный зал ДСА, баяниста, лауреата международных конкурсов Федора Полетаева, прилетевшего на «Неделю русского баяна». Перед своим исполнением он высказал восхищение таким прекрасным городом, зданием ДСА, зрительным залом, в котором по верху фризом шли живописные росписи.

Я уже не говорю про десятки известных эстрадных исполнителей и коллективов, на концерты которых и хотелось, и престижно было попасть, про гастроли театров оперетты, кукольных театров.

Новогодние ёлки. Это отдельная и совершенно исключительная страница в деятельности Дома офицеров, даже, если хотите, призвание его коллектива. Какой мог быть в детстве и отрочестве Новый год без ёлки в ДСА, без массовиков-затейников, без Деда Мороза и Снегурочки, без мультиков и без подарков! Эпоха государственных подарков – ёлка и счастливое детство за профсоюзный счёт. И конфеты в подарке перечнем тех времен: ирис фруктовый, ирис Пилот, Ласточка, ЧиоЧиоСан, Озеро Рица, Цитрон, Радий, и если повезёт, «Южная ночь» с мармеладной начинкой.

А к вечеру новогодние балы и вечера тех коллективов, у которых тогда не было вместительных залов – некоторых школ, музыкального училища, пединститута и толпы «чужих» без пригласительных, осаждающих крыльцо и двери входа: «Как попасть, там такие девушки!» А на вечернем балу танцы, конфетти, лотереи, буфет, но без подарков – подарками были юность, веселье и такие девушки! Новогодние ёлки, вечера, балы с 22 декабря по 10 января ежедневно!

Биллиард. Были времена, когда его не было в ДСА, были, когда был. Приходившие играть делились на тех, кто, так, иногда, заглянуть, поучиться – поиграть на время, на рубчик, и тех, для кого биллиард и биллиардная были почти что образом жизни. Изредка разглядывали асы-гастролеры. Здесь в будущем известный актер Александр Абдулов еще в нежном возрасте проходил свои первые жизненные университеты.

Буфет. Что ж, до эпохи частнопита, т.е. в эпоху общепита, здесь временами совсем неплохо кормили и на обед сюда торопились служащие близлежащих учреждений. Замечательно можно было посидеть в летнем буфете в парке и выпить жигулевского… разливного или бутылочного, эпохи натурального пива. В буфете было всё, что позволяло и просто выпить и напиться.

Кино. Тот, кто жил в центре Ферганы, и пропустил новые фильмы в «Новой эре», им. Алишера Навои, «Нурхоне», «Космосе» знал, что по кругу очередности кинопоказа в городе эти фильмы будут обязательно демонстрироваться в ДСА, в зимнем или летнем кинозалах. А жители прилегающих кварталов вообще предпочитали дожидаться, пока новый фильм будет демонстрироваться в их кинотеатре, в «их ДСА».

Кино с начала 20 века и до середины 1980 годов – это не только зрелище на большом экране, магия очарования, усиленная энергетикой единого переживания кинозала, свободная от мелочных бытовых перебивов домашнего телепросмотра, это прежде всего, способ особого публичного присутствия в мире, на людях, который систематически повторяясь, становится потребностью.

Иногда в кинозалах ДСА можно было поймать фильм, почему-то не шедший в других малых кинотеатрах, как например, фильм «Девушки из Такарацуки», абсолютно непонятно как вышедший на экраны в годы советского киноаскетизма.

Танцы, как и новогодние ёлки – это призвание коллектива Дома офицеров. Вечера танцев молодежи – это один из отличительных признаков ушедшей эпохи, если хотите, продукт эмансипированности общества и одновременно средство его эмансипации. Это особый уклад жизни и отдыха, построенный на принципиальном равенстве юношей и девушек в свободе выбора проявления себя в формах публичной жизни и деятельности. Танцы в ДСА – это целая эпоха в жизни многих поколений молодёжи города.

Танцы в Доме офицеров: среда, суббота, воскресенье, 19.00 – 23.30 с двумя перерывами; вальсы, танго, фокстроты, чарльстоны, шейки, твисты – и всё это под эстрадный оркестр «в живую», без всяких «фанер»-фонограмм. Билеты – 20, потом 30, потом 40 копеек. Продавалось 400 билетов на вечер, а зал порою вмещал 5оо человек.

В конце 1950 – начале 1960х даже вывешивались программы танцевального вечера. Многие из отличных эстрадных и джазовых музыкантов, которыми славилась Фергана (вспомним 6 Всесоюзных джазовых фестивалей), начинали свой путь именно с игры на танцах, особенно в парке, Киргули, Текстилке, и конечно же в ДСА, где десятилетиями были сильные эстрадные коллективы.

В Доме офицеров играли в разные годы: саксофонисты Вилли Евстафьев, Борис и Владимир Дворяниновы, Юрий Кортунов, Борис Сметанов, Марат Ишмухаммедов, Леонид Атабеков; трубачи Алик Тищенко, Александр Ручкин, Анатолий Ксенофонтов; тромбонисты Иван Ботов, Валерий Москаленко, Альберт Сантаков; клавишники Геннадий Фрейдкин, Стас Мотковский; басист Валерий Куринкин (Беккер); ударник Игорь Панченко; вокалисты Геннадий Деребизов, Елена Черкес, Петр Либерман и многие другие, кого сразу не удалось вспомнить.

Танцы в ДСА – это вездесущий Исаак Хаскелевич Идесман, попросту Хацкевич завхоз, но негласный начальник Дома офицеров.

Танцы в ДСА – это намагниченная атмосфера молодежной тусовки, особый пульс вечеров, где очень много совпадало в одном моменте: молодость, радость движения, увлеченность кем-то или даже любовь, переполненность жизненными силами и чувствами, когда ты в центре жизни, когда все, кто младше тебя – салаги, а старше – старики, когда у всего есть привкус будущего, который практически совпадал с вечностью.

Конечно, были конфликты и разборки, иногда подогретые буфетом, были и драмы – ведь это был рискованный способ существования в рискованном мире.

1962 год, знакомому завсегдатаю танцевальных вечеров в Доме офицеров: «Ты куда торопишься, Станислав?» «Как куда – сегодня же в ДСА танцы!»

В 1998 году Дом офицеров обновили: отремонтировали, обоим крыльцам вернули первоначальный вид, цоколь облицевали камнем, перепланировали парк. Дом офицеров ожил, заработал. Проводятся мероприятия для воинов, концерты для горожан. Здесь хочется вспомнить одно из лучших стихотворений Галактиона Табидзе «Повторение»:

«Воскресни, говорю воскресни!

Живи, оазис Артачала!

И слезы, и любовь, и песни!

И все – иначе, и все – сначала!

* * *

Об авторе: Александр Иванович Куприн – культуролог, преподаватель Ферганского училища искусств. Архив публикаций в Интернете – здесь.