Не исключено, что налоговая проверка Казкоммерцбанка является предложением банку отказаться от финансирования политической партии "Ак Жол"
У крупнейшего казахстанского банка возникли проблемы с налоговыми органами. Не исключено, что это начало кампании по отделению бизнеса от политики в Казахстане
Банк номер один в Казахстане - Казкоммерцбанк (ККБ) - обвиняется в укрытии налогов. После проведения комплексной проверки за 1999-2002 годы у казахстанских налоговых органов появились претензии к банку на сумму 4 млрд тенге (около 30 млн долларов). Как заявила "Эксперту-Казахстан" руководитель пресс-службы ККБ Лариса Коковинец, данные претензии возникли в результате разночтений отдельных норм налогового законодательства: "Налоговики применяют новые нормы налогового кодекса к старым отношениям".
Ревизия не была выборочной - налоговые органы побывали практически во всех банках Казахстана. В некоторых, например в Наурызбанке, налоговики до сих пор штудируют отчетность. Народный банк, ссылаясь на банковскую тайну, вообще предпочитает не распространяться о контактах с налоговыми органами. Второй по величине казахстанский коммерческий банк, "Туран-Алем", выдержав длительную паузу, наконец сделал обтекаемое заявление, что "банк не рассматривает проводимую в настоящее время налоговую проверку его деятельности как налоговое расследование любого вида". Были проверки и в АТФ-банке, которые, по словам председателя правления банка Тимура Исатаева, "завершились вердиктами не очень радостными". В частности, речь идет о доначислении налогов на сумму около 100 млн тенге.
В разговоре с журналистом "Эксперта" г-н Исатаев подчеркнул: "Это достаточно рутинная проверка. У нас есть вопросы по интерпретации налогового законодательства налоговыми органами, а у них, в свою очередь, есть вопросы по интерпретации налогового законодательства банком. Но мы все-таки намерены оспаривать некоторые суммы доначисления налогов. Проблема в том, что налоговики применяют новые нормы налогового кодекса к старым отношениям".
Заместитель председателя налогового комитета министерства финансов Андрей Хорунжий на любой вопрос, даже безотносительно к конкретным банкам, давал предельно короткий комментарий: "Это налоговая тайна". Однако близкий к налоговым органам источник однозначно дал понять "Эксперту", что проверка банков начата по инициативе президента, который в конце прошлого года на Совете иностранных инвесторов заявил о том, что поручил проверить банки на предмет правильности уплаты налогов.
По словам источника, самые большие нарушения были обнаружены в том, что касается создания резервов под обеспечение кредитов, которые по казахстанскому налоговому законодательству можно относить на вычеты. Это удобный путь минимизации налога на прибыль. В то же время и старый, и новый налоговый кодекс, вступивший в силу два с половиной года назад, очень расплывчато объясняют, что и в каком объеме можно относить на прибыль. Так что, скорее всего, причина сегодняшнего конфликта, прежде всего ККБ, с налоговыми органами кроется в несовершенстве законодательства.
Впрочем, пока в этом деле не будет поставлена точка, нельзя исключить и того, что в основании конфликта лежат политические причины. Дело в том, что в Казахстане бизнес и политика тесно переплетены. Крупные бизнесмены, как правило, прямо или косвенно оказывают поддержку политическим партиям либо сами участвуют в их организации. По-видимому, сегодня Казахстан - единственная на постсоветском пространстве страна, где за каждой крупной политической партией стоит финансово-промышленная группа.
Руководство Казкоммерцбанка не является исключением из этого правила. Председатель совета директоров банка Нуржан Субханбердин входит в состав соучредителей партии "Ак Жол" и в ее руководящие структуры. Эта партия образовалась после того, как в 2001 году группа видных государственных и общественных деятелей Казахстана, входивших в общественно-политическое движение "Демократический выбор Казахстана" (ДВК), выступила с заявлением об отставании хода политических реформ от темпов экономических преобразований. Часть членов движения выступала за то, чтобы оказывать давление на руководство страны, другие склонялись к тому, что действовать нужно постепенно. В ДВК произошел раскол. Умеренные реформаторы создали партию "Ак Жол", а радикально настроенные политики остались в ДВК.
С момента образования в 2002 году "Ак Жол" подготовила ряд законопроектов, кардинально отличных от правительственных. Показательно, что судьба практически всех законопроектов одинакова: на первом этапе они подвергаются критике, затем основные идеи становятся содержанием правительственных документов. Несмотря на критику идей, развиваемых партией на протяжении двух лет, отношение к ней в целом было вполне удовлетворительным. Ряд партийных деятелей периодически входил в состав правительства.
Ситуация кардинально изменилась в 2004 году. Намеченные на 19 сентября парламентские выборы стали началом кампании, направленной против "Ак Жол". Показательно интервью, данное советником президента Ермухаметом Ертысбаевым газете "Экспресс-К" в мае этого года. В нем партия "Ак Жол" названа противником режима, а Нуржан Субханбердин - "казахстанским Ходорковским". Впоследствии текст интервью был перепечатан в других центральных и местных изданиях, что является косвенным свидетельством признания статьи в качестве официальной точки зрения администрации президента. С тех пор любые действия властей применительно к ККБ воспринимаются общественностью как политические акции.
Не исключено, что налоговая проверка ККБ является предостережением и неформальным предложением банку отказаться от финансирования политической партии. Без соответствующей финансовой подпитки предвыборная кампания "Ак Жол" обречена на провал, а она сама будет отброшена на задворки политической сцены. С другой стороны, давление на банк может оказаться не единичным мероприятием, а началом кампании по отваживанию ФПГ от партий.
Алма-Ата