Бизнесмен из Ташкента совершил восхождение на Эверест, а теперь собирается дать название самому высокому пику в Узбекистане
Двое альпинистов предпримут в конце августа попытку покорить самую высокую точку в Узбекистане - безымянный пик Гиссарского хребта высотой 4673 метра, чтобы присвоить ему название. В преддверии парламентских выборов спонсировать восхождение вызвалась одна из политических партий. Подниматься на гору будут Ильяс Тухватулин - легендарный спортсмен, член национальной команды, в 1998 году осуществившей первую гималайскую экспедицию альпинистов Узбекистана на Эверест, и Дильмурад Тиллаходжаев - бизнесмен из Ташкента, в мае 2004 года почти дошедший до вершины Эвереста. Многое смешалось в этой истории: бизнес, романтика и политика.
Бизнес
- Синдром менеджера, - таким термином объяснил неожиданный поворот в своей судьбе Тиллаходжаев, в 2001 году добровольно покинувший престижный московский офис одной из транснациональных корпораций, чтобы вернуться в Ташкент. - Это состояние, когда у тебя, вроде бы, уже есть все, что нужно современному человеку: деньги, служебное положение, иномарка... Но вдруг возникает неодолимое желание начать жизнь заново, с нуля, чтобы сделать в ней то, о чем мечтал, может быть, только в ранней юности...
По возвращении из Москвы в Ташкент я занялся организацией предприятия по выпуску натуральных соков. Разумеется, пришлось думать о бренде - какую романтическую идею предложит потребителям новая торговая марка?.. Пришла стандартная, в общем-то, мысль о здоровом, активном образе жизни, возможно, об экстремальном спорте.
Так получилось, что в это время я часто отдыхал в горах, в туристическом комплексе Бельдерсай. Любуясь с балкона отеля на снежную вершину Чимгана, я вдруг подумал, а смог бы сам на нее подняться? Откладывать не стал, пошел сразу. Потом выяснилось, что восхождения так не делают - без подготовки, без специального снаряжения, в кроссовках, джинсах, с рюкзаком. Высоту Чимгана в 3309 метров удалось одолеть лишь с пятой попытки. И только после этого мы с компаньонами по бизнесу и самодеятельному альпинизму, узнав на своей шкуре, что это за спорт, заинтересовались контактами с профессионалами из Федерации альпинизма и скалолазания Узбекистана.
Поразило то, что эта организация в стране, где возможны постоянные тренировки сотен спортсменов, не имеет серьезной официальной поддержки. Гималайские экспедиции национальной сборной, как выяснилось, прежде спонсировал уроженец Ташкента, крупный бизнесмен из Германии Владимир Штайнер. Но что-то у него не заладилось после 2002 года. Теперь он спонсирует альпинистов соседнего Кыргызстана. Наша компания сразу предложила ФАСУ спонсорскую помощь, провела серию мероприятий, я даже сам слетал с ветеранами в Катманду и посадил там, еще не имея на это морального права, свой саженец в легендарном парке восходителей на Эверест. Но мне уже тогда расхотелось оставаться в составе спонсоров и болельщиков, и сильно огорчали предостережения профессионалов, что к восхождениям на большие высоты нужно готовиться десятилетиями. 22 июля 2003 года я стоял на вершине пика Ленина на высоте 7134 метра. Спортсмены удивлялись, как удалась подобная авантюра человеку, занимающемуся альпинизмом не больше года. А мне пришлось заплатить за это восхождение несколькими месяцами тяжелой болезни...
Романтика
Весной 2004 года Тилляходжаев вылетел из Ташкента в Непал, решив заплатить $10000 за участие в восхождении на Эверест вместе с группой альпинистов из России, Италии, США и Германии. Коммерческую разновидность альпинизма иногда называют красивым самоубийством за собственный счет. Заплатил - и иди на свой страх и риск. Но Дильмурад, вспоминая об этом, отшутился, что, мол, к мобилизации внутренних ресурсов по методу "головой в омут" узбекским бизнесменам не привыкать. Он едва не дошел до самой вершины Эвереста, поднявшись на высоту 8680 метров (высота величайшей в мире горы - 8848 м.)
- Что такое 8000 метров? - вспоминает он, - Снимаешь кислородную маску, и чувствуешь, что засыпаешь, как рыба, вытащенная из воды. Первым в 3.30 ночи к вершине вышел мой напарник Дмитрий Москалев. Через 40 минут я. Уже несколько дней как наверху не было никого. Следы замел снег. Потеряв час на выбор правильного маршрута, мы наконец наткнулись на оборванный конец веревки. И начали последний штурм. Скорость - 1 метр в минуту. Расход кислорода - 2 литра в минуту. Кажется, что работает только мозг, легкие и сердце. Обратного сигнала от конечностей не поступает. "Вперед, мужики!" - кричал нам по рации с базы руководитель экспедиции. Никто еще не знал, что с юга надвигается ураган... Об этом не принято говорить, но первое, что мы увидели на восходе солнца - сохранившиеся в вечном холоде тела погибших альпинистов, лежащих и сидящих вдоль веревок по всему гребню. Нас с партнером, разделяло расстояние в три веревки, когда база заметила приближение урагана и объявила по рации, что сегодняшнее восхождение - это, скорее всего, билет в один конец.
Но никакие предупреждения не могли остановить Москалева. Шедшие позади нас повернули назад, а он продолжал подниматься вверх. Я остался ждать его у ледяного гриба, чувствуя, что замерзаю. Тело еще требовало механического движения, но сознание утекало вниз по уже налетевшему ветру. В таких ситуациях принимаешь решение не умом. Перед тем как начать спуск, я достал фотокамеру, переключил ее на режим видео и направил на наступавшую снежную бурю...
И политика?
25 августа Дильмурад Тиллаходжаев и Ильяс Тухватулин отправятся на штурм безымянного пика Гиссарского хребта - самой высокой точки в Узбекистане с намерением покорить эту вершину и присвоить ей название. Организатором экспедиции стал республиканский фонд "Соглом авлод", что переводится с узбекского как "здоровое поколение". Спонсором, по словам Дильмурада, собирается выступить одна из политических партий, о чем будет специально объявлено перед стартом.
- Мне бы хотелось, чтобы об альпинизме в Узбекистане узнало как можно больше людей, - говорит Тиллаходжаев, - Для этого я буду использовать любые средства, и вообще собираюсь посвятить свою дальнейшую деятельность развитию этого вида спорта в нашей стране.
Все фотографии сделаны Дильмурадом Тиллаходжаевым.