Пока в Узбекистане не будет политического плюрализма, не будет и солидарности среди журналистов
8 СЕНТЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СОЛИДАРНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Международный день солидарности журналистов отмечается по решению IV конгресса Международной организации журналистов, состоявшегося в мае 1958 года в Бухаресте, в память о чешском журналисте Юлиусе Фучике, казненном гитлеровцами 8 сентября 1943 года. Книгу "Репортаж с петлей на шее", написанную Фучиком в тюрьме, со временем перевели на 70 языков.
Международная журналистская премия и Почетная медаль имени Юлиуса Фучика присуждаются за прогрессивную профессиональную деятельность, способствующую сохранению мира и развитию сотрудничества и единства журналистов.
Существует ли солидарность среди журналистов Узбекистана и в чем она проявляется? Об этом рассуждают узбекистанские журналисты, а также различные деятели в области СМИ Узбекистана.
* * *
Руководитель узбекистанского бюро IWPR – Института по освещению войны и мира Галима Бухарбаева
- В Узбекистане нет журналисткой солидарности. Почему? Прежде всего потому, что нет независимой прессы. Многие СМИ зависят от государственного финансирования. Есть небольшие группы журналистов, которые поддерживают друг друга морально. О том, что журналисты имеют проработанную стратегию защиты своих интересов, что есть какие-то конкретные институты, общества или юридические инстанции, которые могли бы как один встать на защиту конкретного журналиста или издания, говорить не приходиться.
Когда журналистов лишают аккредитации, не пускают на пресс-конференции – часто это тема для разговоров и сплетен, но никто не думает о том, что нарушаются права журналистов. Пусть это не твое личное право, а право твоего коллеги, но завтра в этой же ситуации можешь оказаться и ты.
Впрочем, есть и положительные примеры солидарности наших журналистов. К примеру, когда в прошлом году арестовали журналиста Руслана Шарипова, мы проводили круглый стол в его защиту, подписали коллективное письмо на имя президента и Министра внутренних дел с просьбой освободить его, так как считаем, что материалы по его делу были сфабрикованы.
Я думаю, что в первую очередь должно меняться мышление самих журналистов. Журналист должен сам себя уважать и если он идет к какому-либо министру, чтобы взять у него интервью, не надо думать, что это милость, которую предоставили для него власти. Обязанность должностного лица отчитаться перед народом. Журналист приходит как представитель народа от миллиона читателей, перед которыми министр обязан отчитываться, потому что он живет за счет денег налогоплательщиков. Директор Ташкентского офиса американской радиостанции «Озодлик»(Свобода)Рахмаджон Кулдашев
- Я думаю, что солидарность существует в нашей стране среди независимых журналистов и представителей иностранных СМИ. Мы взаимно выручаем друг друга, делимся информацией. Кроме того, например, в своем эфире мы широко освещаем случаи правонарушений в отношении журналистов. К примеру, когда избили иракского журналиста, мы посвятили этому две программы и внимательно следили потом за ходом дальнейших событий.
Редактор Интернет–сайта Tribune.uz Эльпарид Ходжаев
- Один из моих материалов был посвящен журналисту Маджиду Абдураимову, который был незаконно осужден на 13 лет. Он был обвинен в том, что требовал взятку от сотрудников банка. Просидев в тюрьме 3 года, Маджид Абдураимов был выпущен по амнистии. Он обвинялся в том, что требовал взятку. Однако, все было, что называется, шито белыми нитками. Так вот он на пресс-конференции сказал, что защищали его только правозащитные организации и зарубежные радиостанции. А местные журналисты, по его рассказам, не только безразлично отнеслись к его судьбе, но некоторые из них (которых он даже не знал) выступали свидетелями с обвинениями в его адрес. У нас не так давно воссоздали Союз журналистов, но эффективность его работы не ощущается. По существу нынешний творческий союз журналистов это карманный союз.
Корреспондент местной газеты, пожелавшая остаться неизвестной
- Каждый сейчас сам за себя. Если на сегодняшний день какого-либо журналиста уволят, даже, если причина этому будет необъективной, то его коллеги в наших условиях постараются, прежде всего, прикрыть себя. Они сделают все, чтобы сохранить свое место, чтобы не оказаться в таком же положении.
Директор российского Центра Защиты Прав СМИ Центрально-Черноземного Региона России юрист Галина Арапова. (Была тренером одного из семинаров ОБСЕ для представителей прессы Узбекистана)
- Если в Узбекистане будут юристы, которые будут ходить с журналистами в суды и будут защищать их в случае, когда на журналистов подают в суд, и если журналисты будут сами инициировать судебные процессы, когда будут активную позицию занимать, вот тогда, может быть, ситуация изменится. А сейчас у меня такое ощущение, что ваших журналистов защищать не от чего. Они ничего такого и не делают. Это российские журналисты весьма смело могут поступить, даже иногда неаккуратно, неосторожно, за что мы их сильно ругаем. А ваших журналистов, наоборот, надо, мне кажется, растормошить.
Директор Центра переподготовки журналистов Узбекистана Гульнара Бабаджанова
- Мне кажется, уже элементы солидарности среди журналистов Узбекистана появились. Думаю, что со временем журналистская солидарность будет укрепляться. Что касается нашего Центра, то мы неоднократно помогали журналистам, например, трудоустраиваться в различные СМИ, если их увольняли. По мере возможностей будем помогать и в будущем.
Сергей Ежков, независимый журналист
- Журналисткой солидарности у нас нет. Каждый молчаливо смотрит, когда кушают другого, а когда кушают его, начинает задумываться. Весной этого года, после серии взрывов в Ташкенте и в Бухаре власти высказывали недовольство работой корреспондентов, работающих на зарубежные СМИ. К примеру, по узбекскому телевидению показывали интервью одного из журналистов «Правды Востока», в котором он говорил, что представители иностранной прессы мать родную за доллары продадут. Причина такого отношения - низкий профессиональный уровень журналистов. Будем смотреть на вещи открыто. Журналисты местных средств массовой информации желают не потерять ту маленькую кормушку, которую имеют. Поэтому и подпевают власти и доказывают ей свою преданность. Ситуация поменяется либо, когда поменяются полностью СМИ, либо когда власть даст определенную команду сверху. Видимо, местных журналистов такое положение вещей устраивает, и они сами не хотят реформ. Уже не осталось на постсоветском пространстве государства, где за деньги расхваливают частные предприятия. К сожалению, материалы, из которых мы узнаем, что кокандским носкам нет равных на планете, а газалкентское печенье пользуется огромной популярностью, составляют большую часть пространства и времени в местной прессе. Занимаясь подобными темами, журналисты в нашей стране могут спать спокойно и не бояться за свое будущее. Кто-то из древних сказал: «Человек, отказавшийся от свободы ради куска хлеба, останется и без куска хлеба и без свободы.
Инера Сафаргалиева, эксперт Центра экстремальной журналистики
- Солидарность среди журналистов в нашей стране понемногу начинает появляться. К примеру, некоторые представители зарубежной прессы, работающие в Узбекистане, очень оперативно реагируют на прессинг по отношению к журналистам и проявляют настойчивое и пристальное внимание к нарушениям прав прессы. Я могу назвать эти факты, они уже есть в нашей стране... Зачастую ситуация с журналистом или СМИ меняется в лучшую сторону, когда оперативно предается огласке какой-либо факт нарушения права работника прессы. В нашей стране это делают пока только журналисты, работающие на иностранные СМИ или независимые журналисты. И в этом я вижу солидарность. Со временем будет больше, так как нельзя стоять на одном месте и ждать участи понукаемого или закланного животного. При условии, что мы, местные журналисты, что-то будем делать для того, чтобы работать, как работают журналисты в цивилизованных, развитых странах. Эволюция требует роста и в Узбекистане. Конечно, хотелось бы, чтобы журналисты и местной прессы были хоть каким-то образом солидарны между собой, но этого пока нет. Они предпочитают проглатывать факты ущемления своих законных прав и, в первую очередь, права собирать и распространять не лживую, а правдивую и значимую информацию. Видимо, это будет продолжаться до тех пор пока они не подавятся и им не станет тошно от лжи и от того, что они распространяют ее… Они сами выбрали себе положение униженных рабов и, конечно же, у них не возникает мысли о том, что можно и нужно стремиться хотя бы к внутренней свободе и солидарности. Считаю, что наш местный прожурналистский сайт «Арена» http://www.freeuz.org, посвященный целиком и полностью проблемам прессы Узбекистана уже сам по себе - примета солидарности.
Алишер Таксанов, независимый аналитик, журналист
Глобальной солидарности среди журналистов в Республике не существует. Существует локальная солидарность отдельных групп, которая отстаивает интересы своих коллег, защищает их права. В большей степени это связано с личными симпатиями, а не с профессиональной оценкой их деятельности. Одна из причин слабой солидарности среди представителей СМИ в том, что правительство сознательно разделяет журналистов на своих и не своих, на хороших и плохих. «Хорошие» в понимании правительства журналисты награждаются, им предоставляют различные социальные льготы, увеличивают заработную плату. «Плохим» не дают аккредитацию, у них затруднен доступ к информации, им всячески показывают, что они держат неправильный курс. Правительство стремится создать контролируемые общества для журналистов. К примеру, Творческий Союз журналистов, Независимая ассоциация электронных СМИ, которые очень редко говорят о существовании цензуры, о других серьезных проблемах среди журналистов Узбекистана. Еще одна проблема - сексотсво в наших СМИ. Внедренные спецслужбами люди стучат на своих коллег по работе. В связи с этим журналисты перестают открыто говорить о проблемах в стране, в самих СМИ, критически подходить к тем или иным вопросам. А те организации, которые действительно в состоянии помогать журналистам, не могут зарегистрироваться, их информация порой блокируется в Интернете и не публикуется в официальных СМИ. Это, к примеру, местный журналистский Комитет свободы слова и выражения, организация «Азия-мониторинг» - по исследованию СМИ, Интерньюс. Пока не будет политического плюрализма в стране, не будет и солидарности среди журналистов, которые разделены сегодня на 3 лагеря: два враждующих между собой и один нейтральный.
Хусниттдин Кутбиддинов, корреспондент узбекской службы радио «Озодлик» (Свобода)
- С полной уверенностью могу сказать, что солидарность среди корреспондентов иностранной прессы в Узбекистане существует. Если, права какого-либо журналиста нарушаются, его коллеги активно это освещают в своих СМИ. К сожалению, журналисты местных изданий, радио и телевидения этого не делают. Хотя, конечно, хотят такой солидарности, мечтают об этом. Ради этого, в принципе, был создан Творческий Союз журналистов, идея которого сплотить все работников прессы. Но я не замечал, чтобы наши журналисты активно начинали освещать случаи незаконного ареста или увольнения своих коллег. Хотя, по моему наблюдению, до 1994 года сплоченность между всеми журналистами была сильная. Мы друг за друга горой стояли. В этом году проходит много судебных процессов, связанных с деятельностью журналистов. На телекомпанию «Орбита» подали в суд местные предприниматели, ташкентская негосударственная некоммерческая организация «Интерньюс» судится с городским Управлением юстиции. На эти суды не пришел не один журналист местных СМИ. С другой стороны яркий пример солидарности среди иностранных корреспондентов в том, что они эти темы широко освещают. Или, например, в Джизаке закрылось независимое телевидение. Почему бы местным СМИ не выступить с ярким протестом против такого нарушения свободы слова? Это делают только представители иностранной прессы. А, например, в Казахстане была попытка принять новый закон о СМИ. Так там так запротестовали представители местной прессы, что добились своего. Вот она солидарность! А как смело журналисты выступают против режима в Таджикистане, который пытается заглушить независимые СМИ! А в Узбекистане этого еще нет. Я думаю, что никто не мешает нашим журналистам столь же активно бороться за свои права, просто дело в страхе и неуверенности самих же работников местных СМИ. Пока присутствует этот страх, ни о какой солидарности в среде работников местных средств массовой информации не может быть и речи.