Перегруппировка радикальных исламистов в Средней Азии
После того как американские военные обосновались на узбекских базах, президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что его страна находится в безопасности и угрозы вторжения летом исламских боевиков не существует. Тем не менее власти обеспокоены деятельностью радикальных исламистов, прежде всего - связанных с Исламским движением Узбекистана (ИДУ). Некоторые аналитики считают, что ИДУ в настоящее время осуществляет перегруппировку сил после значительных потерь, понесенных в результате антитеррористической кампании в Афганистане.
Обеспокоенность властей усиливается благодаря неопределенности, связанной с судьбой военного лидера ИДУ Джумы Намангани. Ранее сообщалось, что Намангани был убит в ноябре в ходе молниеносной войны в северном Афганистане. Однако по сообщениям некоторых региональных СМИ, в том числе казахстанской газеты "Мегаполис, Намангани жив. "Сообщения о его смерти являются фальшивками, которые он сам придумал", - утверждал "Мегаполис" в феврале этого года.
В апреле Каримов сказал в интервью узбекскому телевидению, что в ближайшие месяцы у ИДУ не будет возможности устраивать мятежи на узбекской территории. В течение трех лет в летнее время Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан пытались поставить заслон рейдам мятежников, осуществлявшиеся с баз ИДУ в Афганистане. "Насколько нам известно, остатки Талибана, Аль-Каиды и других группировок все еще находятся на территории Афганистана, - сказал Каримов. - Но они уже не могут, как раньше, вторгнуться на территорию среднеазиатских государств".
"Возможен саботаж и другого рода акты, - продолжил Каримов, - однако организованных вторжений, имевших место в последние три года, в 2002 году не ожидается".
Хотя от ИДУ и не ожидают военной активности, эта организация продолжает привлекать в свои ряды новых бойцов и восстанавливать материально-техническое снабжение своих отрядов. По данным казахстанской газеты "Караван", опубликованным в марте, продолжающиеся экономические трудности в Узбекистане подталкивают молодежь к вступлению в ИДУ. Кроме того, решение Каримова о предоставлении в распоряжение американских военных узбекских баз облегчает привлечение новых бойцов в отряды ИДУ. Против военного присутствия США настроены многие узбеки, особенно те, кто проживает в оплоте ислама - Ферганской долине. "ИДУ с каждым днем все легче создавать все новые отряды, оно действует под лозунгом: Ташкент полностью продался неверным", - говорится в статье, опубликованной в "Караване".
Что касается лидера ИДУ Намангани, то он, как сообщается, был похоронен неподалеку от Кабула. Таджикские власти заявили в конце декабря, что будет проведено экспертное расследование с целью идентификации останков Намангани. И хотя американские власти публично заявляют, что Намангани мертв, по российским разведданным Намангани жив и пытается осуществить перегруппировку сил ИДУ в Таджикистане.
Информацию о Намангани трудно подтвердить, однако нет сомнений, что сеть ИДУ, хотя она и пострадала от антитеррористической кампании, продолжает существовать и действовать, - говорят аналитики. Бойцы ИДУ играли активную роль во время интенсивных боевых действий в ходе операции "Анаконда", и американские представители в частных беседах признают, что небольшие отряды талибов и ИДУ продолжают наносить удары по силам коалиции в районах, примыкающих к Пакистану. Многие новые отряды впоследствии оказывались уроженцами среднеазиатских государств.
После начала антитеррористической кампании многие бойцы ИДУ явно решили выйти из игры. Некоторые аналитики считают, что боевики нашли убежище в Таджикистане, где ИДУ сохранили тренировочные лагеря и базы снабжения. Эксперты полагают также, что симпатизирующие ИДУ жители Ферганской долины предоставляют боевикам, прибывающим из Афганистана, кров и пропитание.
По данным американской разведки, в течение года ИДУ может подготовить многонациональные партизанские отряды общей численностью до 5 тыс. человек. Быстрое расширение сферы деятельности торговцев опиумом и героином из Афганистана говорит о том, что радикальные исламисты будут иметь доступ к средствам, которые позволят экипировать новых рекрутов и оплачивать их работу.
Боевики ИДУ осуществляют деятельность и за пределами Средней Азии. По данным Центрального командования США, несколько отрядов ИДУ находятся в Иране, где, как утверждают американцы, они проходят подготовку и получают поддержку иранских Стражей исламской революции. Другие бойцы, в том числе политический лидер ИДУ Тахир Юлдашев, вероятно, скрываются в труднодоступных районах Пакистана или в Саудовской Аравии.
ИДУ продолжает создавать угрозу безопасности для государств Средней Азии безотносительно к тому, мертв Намангани или он остался в живых. Сообщения о воскрешении Намангани подчеркивают существование скрытой угрозы. Подогревая беспокойство, ИДУ нагнетает напряженность в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане, осложняя отношения этих государств с Россией, Ираном и Пакистаном. Фактически, угроза, исходящая от ИДУ, вынуждает среднеазиатские правительства продолжать преследования по религиозному признаку, что, в свою очередь, приводит к радикализации приверженцев ислама.
От редакции: Арти Макконнелл - эксперт, освещающий события в Средней Азии, в
настоящее время живет и работает в Москве.