В Ташкенте прошел семинар ООН по правам этнических меньшинств Узбекистана
19 января в ташкентском Русском Культурном Центре (РКЦ) прошел семинар "Интеграция этнических групп в полиэтническое общество Узбекистана: правовые аспекты". Следует отметить, что это первое в республике мероприятие на подобную тему. Семинар был организован в рамках программы правительства Узбекистана "Содействие в целях развития", реализуемой при поддержке ПРООН и регионального проекта управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии.
В семинаре приняли участие представители ООН, ОБСЕ, Национального центра по правам человека, руководители различных культурных центров, в частности Республиканского Интернационального Культурного Центра, а также Центра правовой и деловой информации РКЦ. В ходе работы "круглого стола" обсуждались темы международных стандартов в отношении этнических групп, а также обеспечение в законодательстве республики гражданских, социальных и культурных прав лиц, принадлежащих к этническим группам.
По словам советника по правам человека ПРООН Евгения Абдуллаева, "на территории Узбекистана, помимо коренного населения, проживает огромное количество других народностей и более 130 этнических групп. Из них русскоязычное население составляет 2 млн. человек, включая более 1 млн. русских. Поскольку республика присоединилась к большому числу международных документов по правам человека, в том числе и по правам лиц, которые принадлежат к этническим группам, она тем самым, взяла на себя обязательства перед международным сообществом по содействию культуре этих лиц, по обеспечению различных прав на использование родного языка". Этот аспект, по мнению Абдуллаева, нашел отражение в законодательстве Республики Узбекистан.
Как рассказала координатор регионального Проекта "Стандарты ООН в отношении лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам" Анита Тримайлова, декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам была принята Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1992 года. "Однако сегодня вопрос стоит в том, кого считать меньшинством, потому что не существует признаков, по которым этническое меньшинство можно назвать таковым. Их нельзя определить ни по количественному признаку, ни по другим характерным признакам, таким как религиозный, этнический, культурный и языковой, - убеждена Тримайлова. - Это очень спорный вопрос и уже много лет специфика данной терминологии не находит консенсуса во всем мире. Но в тоже время, все эти группы объединяет потребность в специальной защите, как со стороны государства, где эти люди проживают или на данный момент находятся, так и со стороны международного сообщества".
С нею согласился и Абдуллаев: "В законодательстве Узбекистана термин национального меньшинства не используется, так как, прежде всего, стоит вопрос о сложности правового определения этого термина. Сказывается политика советского времени 30-х годов, когда проводилась насильственная ассимиляция различных этнических групп. Сами представители национального меньшинства не выступали с инициативой введения в законодательство определения своих прав. Все это нашло отражение и в нашей Конституции, где превалирует обеспечение прав индивидуума над коллективом или этническим меньшинством",- сказал Евгений Абдуллаев.
В ходе дискуссии был поднят вопрос об обращениях местного населения в Национальный центр по правам человека по поводу ущемления своих прав. Как отметила Эльвира Саидова, главный специалист этой организации, "обращений со стороны индивидуальных лиц по вопросу национальной дискриминации не было. Были случаи ущемления прав на религиозной и образовательной почве. Более того, еще одним позитивным шагом нашего правительства стало то, что в ноябре 2004 года дети-беженцы из других стран, находящиеся на территории республики, получили доступ к образованию", - сказала Саидова.
Заместитель директора Республиканского Интернационального культурного Центра Сергей Иващенко от себя добавил, что со стороны правительства идет интенсивная поддержка и гарантия существования различных культурных центров на территории Узбекистана, а их сейчас - 138 и расположены они практически во всех областях республики. Вдобавок, в ходе программы и фестиваля "Узбекистан - наш общий дом" все нации, проживающие в республике, имеют возможность проявлять свои способности, организовывать фольклорные и культурные мероприятия. "Существенным фактором явился тот факт, что в ходе последней избирательной кампании в городские Кенгаши выдвигались три представителя национальных культурных центров, и один из них стал депутатом", - добавил Иващенко.