В Ташкенте проходит выставка, посвященная творчеству Максима Пенсона – классика фотоискусства Узбекистана
С 4 по 18 марта в Центре современного искусства Ташкента проходит выставка «Неизвестный Пенсон», организованная Посольством Швейцарии в Узбекистане, Академией Художеств и Ташкентским домом фотографии. В экспозиции представлено больше сотни уникальных фоторабот, включая подлинники 20-50 годов прошлого века, выполненные классиком фотоискусства Узбекистана Максимом Пенсоном.
Приехав в Туркестан в 1914 году, Максим Пенсон начал работать учителем рисования в одной из школ Коканда, а в последствии стал крупнейшим фотолетописцем истории края в период становления советской власти, в военные и послевоенные годы.
Тридцать лет проработав фотокорреспондентом республиканской газеты «Правда Востока» и всесоюзного информационного агентства ТАСС, он сделался автором нескольких тысяч актуальных репортажей, портретов людей, жанровых снимков, запечатлел строительство Большого Ферганского Канала, освоение Голодной степи, и другие важнейшие события того времени.
Заслуженную славу классика узбекской фотографии Максим Пенсон не обрел при жизни. В 1938 году его работа «Узбекская Мадонна» получила Гран-при на международной выставке фотоискусства в Париже. Но на родине он продолжал вести жизнь скромного труженика. Обширнейший фотоархив Пенсона, не востребованный государством, был чудом спасен его потомками из разрушенного ташкентским землетрясением 1966 года старого дома, сохранен и популяризован. Сегодня творчество Максима Пенсона известно знатокам фотоискусства во многих странах мира, издаются фотоальбомы. По свидетельствам очевидцев, на одной из последних выставок мастера, проходившей в Европе, Анри Картье Брессон более часа не мог оторваться от экспозиции.
Дочь фотохудожника Дина Пенсон
Богатейшее творческое наследие Максима Пенсона продолжает раскрывать новые грани. Дочь фотохудожника Дина Пенсон сообщила о своих планах издания новой книги «Неизвестный Пенсон», где будут представлены ранее не публиковавшиеся произведения 20-50 годов, а так же фотографии, которые любил и особенно выделял сам автор.
По словам потомков, Максим Пенсон был самоотверженным до фанатизма энтузиастом профессии.
- Рабочий день отца начинался с 9 утра в редакции сдачей очередного репортажа, - делится воспоминаниями Дина Пенсон. - Потом он отправлялся на новую съемку. Домой приходил в 7-8 вечера, не переодеваясь, начинал проявлять пленки, отснятые за день. Спал с 9 до 12, а потом до утра печатал и обрабатывал фотографии. Так было всю жизнь. Без выходных и семейных праздников. Когда однажды редакция выделила ему бесплатную путевку в санаторий, он подарил ее друзьям… Для него не существовало ничего, кроме творчества. До сих пор, разбирая его архивы, даже с точки зрения современной техники фотографии, мы не перестаем удивляться, как он умел находить необычные ракурсы, фиксировать самое главное, точно передавать настроение.
По мнению ташкентских искусствоведов, сравнение творчества Пенсона с творчеством других мастеров советского фотоискусства, посещавших Узбекистан, не вполне правомочно.
- Он жил здесь, каждый день снимал этих людей, смотрел не взглядом путешественника, ищущего экзотики, а находил приметы истории среди окружавшей его повседневности, - говорит Дина Пенсон.