IWPR: Беженцы из Андижана свидетельствуют о расстреле мирных жителей
ВЫЖИВШИЕ В АНДИЖАНСКОЙ БОЙНЕ ПОПАЛИ В ЗАСАДУ
Жалил Сапаров - контрибьютор IWPR в Жалалабаде
Им невыносимо тяжело рассказывать о пережитом в эти трагические майские дни. Они говорят, что по ночам им снятся мертвые дети и океаны крови. Они не знают, как дальше жить после того, что произошло в узбекском городе Андижан 13 мая.
В Сузакской больнице (Жалалабадская область Кыргызстана) из семерых раненых со мной согласились побеседовать только двое.
По словам жителя Ташкента Набиджана Юнусова, поступившего в больницу со сквозным пулевым ранением в бедро, он попал на митинг в Андижане совершенно случайно.
«Я занимаюсь бизнесом в Ташкенте и Андижане. В пятницу 13 мая я вышел в город и увидел огромную толпу у здания администрации. Наверное, весь город там собрался. Много было женщин, стариков, детей. У некоторых женщин на руках были младенцы. Я поинтересовался, что происходит и о чем сыр-бор. Выступающие - и женщины, и мужчины - требовали от властей справедливости в судебном разбирательстве по делу группы предпринимателей. Они требовали освободить подсудимых, прекратить государственный террор, требовали свободы и демократии».
«Мы долго стояли и слушали выступления ораторов, никто не хотел расходиться. Милиции не было видно. Но все изменилось после 16 часов. Вдруг на площади появились бронетранспортеры и открыли беспорядочную стрельбу по митингующим».
«Вокруг было множество детей-подростков, и первые пули попали именно в них, многие упали на асфальт как подкошенные. Началась паника, люди стали разбегаться в разные стороны. Я тоже побежал, а солдаты продолжали стрелять по бегущим. Пули скосили немало людей, некоторых раненных нам удалось вынести на руках».
«Пуля просвистела мимо меня. Я оглянулся и увидел, как какой-то мужчина средних лет упал. Все его лицо было залито кровью. Сколько буду жить, никогда не забуду эту картину. Он все время мне снится или стоит перед глазами».
«Спастись удалось благодаря тому, что мы укрылись в подъездах жилых домов. К вечеру нам удалось выбраться за пределы города и мы двинулись к границе с Кыргызстаном. Шли всю ночь под проливным дождем. Среди нас было много раненых, маленьких детей, Голодные и уставшие, мы добрались до села Тешикташ, но там нас ожидала засада. Мы опять попали под огонь правительственных войск».
«Пули унесли жизни еще двоих женщин и троих мужчин. Мы уже ничем не могли им помочь. Несколько человек получили ранения. Когда мы пытались прикрыть собой женщин с детьми, пуля попала мне в бедро. От боли я упал, меня подняли и дальше несли. Только когда нас встретили кыргызские пограничники, мы поверили, что остались в живых».
«Кыргызские медики оказали нам первую помощь, а потом госпитализировали в Сузакскую районную больницу. Нас приняли очень тепло, обеспечили всем необходимым».
«Хочу особо отметить, что не видел ни одного участника митинга, который был бы вооружен. Такие люди, как я, были на том митинге безо всякого злого умысла, и таких было большинство».
«Спасибо нашим братьям-кыргызам, что они нас тепло приняли, помогают, лечат. Здесь мы чувствуем заботу, которую можно ожидать только от родных. Мы не можем вернуться обратно, там всех нас ждет расправа».
Очевидцем страшных событий стал гражданин Кыргызстана, житель города Ош Мухамат Мавлянов, который получил сквозное ранение в руку. Кыргызстанский узбек попал в андижанскую заваруху по воле случая.
«В тот день я был в Андижане по делам. Увидев многочисленную толпу, поинтересовался, что происходит. Ведь и у нас недавно были такие митинги. Долго слушал ораторов, которые рассказывали, что власти преследуют предпринимателей, не дают им нормально работать, навешивают разные ярлыки». «Там было много женщин и детей. Где-то к 16 часам внезапно со всех сторон начали стрелять. Это застало нас всех врасплох. Первые пули попали в детей, которые крутились около митингующих. Полегло много женщин, которые растерялись и не смогли двинуться с места».
«Я побежал вместе с толпой по какой-то улице. Четверо мужчин, бежавших впереди меня, одновременно упали, подкошенные пулями. Пуля попала мне в руку. Я тоже упал, но меня быстро подняли и поволокли в безопасное место, где оказали первую помощь».
«Я своими глазами видел, как погибали дети, получившие ранения в голову. Видел, как падали женщины, как кричали раненые мужчины. Эту кровавую бойню я никогда не забуду».
«Всю ночь мы шли пешком до Тешикташа, а там нас ожидали «доблестные узбекские воины». Они убили еще нескольких из нас».
«Люди махали белыми платками и кричали, что они безоружны, что среди них есть женщины и дети. Но они продолжали стрелять. Одна раненая женщина упала прямо на меня. Её крики пронзили мне сердце. Не знаю, жива ли она, но ее кровь до сих пор на моей одежде».
«При помощи местных аксакалов мы перешли границу и спаслись. Теперь я дома. Я еще никогда так не радовался, что мне выпало счастье родиться в Кыргызстане».