Из всех городов Узбекистана Нурата - самый экзотический
«НЕБЕСНЫЙ ЛУЧ» НЕ ПОКИДАЕТ НУРАТУ
Фото © А.Кудряшов
В Бухаре, Хиве, Самарканде, или Шахрисабзе можно увидеть куда больше монументальных памятников средневековой архитектуры. Но там они очень тесно соседствуют с современным укладом жизни – административными зданиями и промышленными предприятиями, спальными районами типовых многоэтажных домов, фешенебельными отелями для иностранных туристов, ресторанами и ночными клубами. А когда по пустынным грунтовым дорогам, между восточной окраиной Кызылкума и совершенно голыми скальными пиками одноименного Нуратинского хребта, въезжаешь в Нурату, сразу начинает казаться, что каким-то таинственным образом ты перенесся назад во времени, как минимум, веков на десять. И это только по внешнему облику.
Но сам дух древнего места не передашь в цифровом изображении. Как не удается туристам и даже исследователям запечатлеть на пленку здешнее чудо – призрачный столб света, будто бы поднимающийся за полчаса до рассвета над чашей священного родника, и исчезающей в небе. Паломникам предлагают купить за 1 доллар любительские снимки солнечных бликов, играющих изумрудной на воде в каменной чаше. Однако все они выглядят неубедительной инсценировкой провинциальных фотографов. Остается самим ловить тот момент в предрассветных сумерках, когда воздух вдруг дрогнет и загорится… И всякий раз местные жители объясняют, что Небесный луч, ниспосланный Всевышним еще в незапамятные времена, и раскрывший земные недра, зажигается в этих местах не всегда, а лишь раз в 150 лет, и его появление предсказать невозможно.
Но чудо все-таки происходит. Рассвет обжигает тысячелетние стены Крепости Нур на округлом степном холме, огненной лавой стекает по склону, захлестывая купола мечетей и плоские крыши глинобитных домов, и растворяет последние тени в расщелинах узких улиц. Ударной волной в город врывается жаркий ветер пустыни, и уже через пару минут в нем остается лишь одно пятно спасительной прохлады - знаменитый подземный источник Чашма.
Температура воды в источнике в любое время года и суток, согласно наблюдениям местной метеостанции, держится ровно на отметке 19,1 градус, а волшебные его свойства, согласно поверью, могут исцелить любой недуг, телесный или душевный, включая дурной характер, суету ума, и даже укус бешеной собаки. Впрочем, рядом с бассейном можно увидеть табличку со «строго научным» описанием химического состава подземных вод в миллиграммах на литр:
Хлор - 0,0085
Сульфат - 0,1292
Калий - 0,0035
Магний - 0,0090
Кальций - 0,0302
Кремний - 0,0077
Карбонат - 0,0497
Натрий - 0,0209
Вкус не соленый, но необычный. Попробовали вместе с паломниками, и, о чудо, мигом прошло похмелье!.. И никаких кишечных расстройств, хотя в бассейне, и вытекающем из него арыке, откуда черпали воду, чтоб пить, больших и малых рыб плавало не меньше тысячи…
Подсчитано и сколько воды изливается из Чашмы – 420 литров в секунду.
По данным археологии, культурный слой вокруг Нураты насчитывает около 40 тысяч лет. И можно поверить, что культ родника Чашма с его священными рыбами – королевской форелью - ведет свою историю со времен еще до Заратуштры и Будды. Окрестности абсолютно безводны и были такими всегда. На противоположной от родника окраине города, в степи, среди зарослей верблюжьей колючки и исирика, находится его прототип – около 100 подземных кяризов ( подземных галерей для сбора грунтовых вод и вывода их на поверхность в целях орошения), вырытых, согласно преданию, по приказу самого Александра Македонского, проводившего через эти суровые края свои победоносные фаланги на обратном пути из Александрии Дальней в восставший Самарканд. Впрочем, знатоки этих мест любят шутить, что от Джизака до Нураты любую достопримечательность, будь то высокое дерево, колодец в пустыне или камень на перекрестке караванных троп, принято связывать с именем Македонского. Дескать, с тех пор никто в здешних краях ничего стоящего больше не создал, не откопал, не воздвиг, не построил. Саму Крепость тоже связывают с Двурогим и его полководцем Фархангом, хотя нынешние развалины ее стен на первый взгляд слишком уж хорошо сохранились, чтобы иметь столь почтенный возраст.
Однако кяризы раскрывают суть самого явления – вода, стекающая с Нуратинских гор глубоко под поверхностью грунта, на краю пустыни становится доступной на поверхности лишь с помощью специальных сооружений – горизонтальных и вертикальных шахт, стены которых укреплены камнем. Воде здесь нельзя было не поклоняться. Но если источник в центре Нураты, у подножия крепостного холма, стал святым местом, то воду кяризов и сегодня местные жители используют как питьевую, а также для приготовления пищи и в качестве места для водопоя бесчисленных стад каракулевых овец, пасущихся в Кызылкуме до самого соленого моря-озера Айдаркуля. Водопровод в Нурате тоже есть, но его принцип тот же – колодезный. Трубы проведены из подземных резервуаров в предгорьях.
Большим колодцем выглядит и Чашма – главный источник в форме глубокой воронки с каменным жерлом и геометрией дна, напоминающей растопыренную пятерню – Бешпанджа, Рука Бога. А уже из него вода струится по подземному желобу в бассейн, сооруженный, по-видимому, в IX веке уже нашей эры, одновременно с мечетью и мазаром суфийского святого - Шейха Абу Хасана Нури. Того самого последователя Джунайида, который в Багдаде был осужден Советом улемов за еретические воззрения, но не наказан, а просто выслан на самую дальнюю окраину Халифата, где вновь приобрел авторитет среди правоверных.
Жизнь в Нурате первозданно проста и непритязательна. Без телевидения, сотовой связи и Интернета. Хотя в домах более зажиточных фермеров и пастухов можно обнаружить современные стереосистемы и "видеодвойки". Чем тут живут? Пасут коз и овец, добывают мрамор в карьерах. И ждут, когда Небесный луч благословения снова коснется земли, задрожит его огненный столб над священной водой родника. А секрет чуда прост - он никуда не девается, не пропадает. Горит всегда. Только не всякому дано его увидеть.