Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Пресса в Узбекистане пока не стала "четвертой властью". Но сдвиги есть

03.06.2002 00:00 msk, Виктория Панфилова

Уже практически месяц как в Узбекистане де-юре существует свободная пресса. 7 мая начальник Государственной контрольной инспекции по охране гостайн в печати Эркин Камилов, занимавший этот пост в течение 44 лет, был отправлен на заслуженный отдых. А 13 мая впервые в истории узбекские газеты вышли в свет, не получив разрешения цензуры. Средства массовой информации находились под неослабным контролем государства с момента обретения республикой независимости в 1991 г. Цензура не пропускала в печать материалы, противоречащие политике правительства, а также подвергающие его критике.

Эксперты полагают, что данный факт - результат дружбы Ислама Каримова с Западом. На протяжении последнего времени международные организации с завидной периодичностью выступали с осуждением политики Ташкента в отношении СМИ и все-таки смогли изменить ситуацию. Однако при этом, подчеркивают чиновники, с отставкой главного цензора понятие "государственная тайна" не исчезло. И хотя официального перечня секретов в Узбекистане пока нет, все же необходимо и впредь сохранять бдительность. Теперь в стране единственным руководящим документом для местных журналистов будет закон о средствах массовой информации. А комитет, занимающийся выдачей лицензий СМИ, оставляет за собой право отобрать лицензию в любой момент.

Президент Каримов в беседе со своими западными коллегами отмечал, что "в Узбекистане уже есть понимание необходимости свободы слова, однако при этом "четвертой властью" пресса еще не стала". В ходе беседы с канцлером ФРГ Герхардом Шредером узбекский лидер подчеркнул: "Мы все еще далеки от международных стандартов". В этой связи Узбекистану предстоит многое сделать в области либерализации СМИ. "Свобода слова и печати имеет определяющее значение и находится в ряду первоочередных задач. Нашей целью является построение открытого, правового, демократического государства, поэтому мы должны проделать большую работу в этом направлении", - отметил президент.

По мнению известного социолога Баходира Мусаева, фактическая отмена цензуры - это большое завоевание и первый реальный шаг правительства Узбекистана на пути формирования демократических институтов. Он также отмечает, что "печать, телевидение и радио переполнены официозом, но в то же время существует информационный вакуум. С другой стороны, нет фактического доступа к информации".

Вместе с тем, как отмечают эксперты, в республиканских газетах критических материалов стало гораздо больше. Безусловно, воспитанные в условиях жесткой цензуры узбекские журналисты не могут себе позволить "лишнего". "Самоцензура, боязнь писать правду, отвечать за свои статьи, проводить журналистские расследования, нежелание критиковать власть за ошибки и просчеты, ссориться с правительством, если оно делает что-то не так, - все это еще живет в душах нашей журналистской братии", - говорит независимый журналист Алишер Таксанов. По его словам, отмена цензуры "вызвала бурную радость". Журналист говорит, что, "по подсчетам главного редактора радиостанции "Грант" Ало Ходжаева, с начала 2002 г. инспекция только в правительственной газете "Правда Востока" сняла 15 статей. Но теперь былые стычки с цензорами будут вспоминаться как анекдоты. Например, газета "Молодежь Узбекистана" в сводке погоды вместо "сегодня жарко, но завтра холодный ветер с севера снизит температуру" написала: "Нам жарко. Север нам поможет!" На следующий день редактора вызвали в инспекцию и строго спросили: "Какой такой север - Россия, что ли? И как поможет?" Правда, и в новых условиях работать журналистам будет непросто. С отставкой главного цензора понятие "государственная тайна" не исчезает.

Есть и другое мнение. Как считают многие журналисты, произошедшие кадровые перестановки, какими бы неожиданными они ни были, не изменят общую ситуацию со свободой СМИ в Узбекистане, система контроля над прессой продолжит работу, так как цензуру никто не отменял. "Ужесточат законодательство, повысят налоги или пошлину на ввоз бумаги, сделают оплату за телефонные разговоры повременной, чтобы ограничить интернет, кого-то из журналистов убьют руками мафии, чтобы другие боялись писать о коррупции, завалят редакции исками о возмещении морального ущерба, разорят СМИ штрафами и т.д. и т.п", - прогнозирует Карим Бахриев.

А ведь еще совсем недавно правительство республики обязывало редакторов всех СМИ представлять в компетентные органы планы всех критических материалов на год вперед. Это было мотивировано тем, что "хорошо продуманный план позволит избежать неактуальной критики". Тогда возмутились не только местные журналисты, но и международные организации, которые расценили данную меру как попытку властей заставить прессу замолчать.