Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахстанская религиозная община «Ахмадие» подвергается прессингу властей и единоверцев

13.06.2006 12:09 msk, Ринат Сайдуллин (Алма-Ата)

Казахстан Религия

ХВАТИТ ЛИ АХМАДИЙЦАМ МЕСТА ПОД КАЗАХСТАНСКИМ СОЛНЦЕМ

Никогда еще, даже на полуофициальном уровне, против ахмадийской общины Казахстана не выдвигалось таких серьезных обвинений. На этот раз заведующий отделом Духовного управления мусульман Казахстана Еркин кажи Дунаев в открытую назвал их «филиалом Аль-Каиды» и отметил, что «данное течение признано Всемирной лигой мусульман незаконным». «Духовное управление мусульман Казахстана усилит свою работу по пресечению деятельности подобных организаций», - сказал Дунаев. Когда такое серьезное заявление звучит из уст представителя официального духовенства, оно должно быть как-то аргументировано. Однако пока никаких комментариев ни от одной из сторон не последовало.

Даже по подозрению к причастности в деятельности организаций, вошедших в «черные списки» Комитета национальной безопасности (КНБ), в Казахстане можно попасть за решетку. В настоящее время в исправительных лагерях находится несколько десятков адептов с недавних пор запрещенной в стране исламской партии «Хизб-ут-Тахрир», а год назад, не имея серьезной доказательной базы, городской суд Тараза приговорил двоих казахстанцев к 10 годам лишения свободы по статье «За измену родине», так как их заподозрили в связях с «Аль-Кайедой». Однако до недавних пор никто из членов нетрадиционных исламских течений, таких как суфии и ахмадийцы, не представал перед судом, поскольку их деятельность не противоречила казахстанскому законодательству. Но недавний громкий скандал, связанный с увольнением верхушки государственной телерадиокампании «Казахстан-1», обвиненной в пропаганде суфизма в программах государственного телевидения, вновь поднял вопрос, затрагивающий существование в Казахстане нетрадиционных исламских сект и религиозных организаций.

За последние полгода в некоторых местных интернет-изданиях появились материалы о «суфийском заговоре», конечной целью которого является свержение светской власти и построение исламского халифата (за что, в сущности, преследуют и членов «Хизб-ут-Тахрир»). В некоторых таких статьях суфии и ахмадийцы были связаны между собой: последних называли «суфийской кассой», т.к. якобы именно через ахмадийцев проходят из-за границы средства, выделенные на подготовку «суфийского переворота».

В принципе, сами ахмадийцы, кажется, никак не реагировали на подобные высказывания. Однако «неприятные» ситуации и без того возникали у них в Казахстане и Кыргызстане с самого момента их появления. Сейчас в Республике Казахстан не более четырех сотен сторонников этого течения, хотя первые миссионеры-проповедники из Пакистана появились в регионе еще в начале девяностых. Потом возникла община «Ахмадие», которая зарегистрировала свой устав в 1994 г. Полное название общины - «Национальный Ахмадийский Мусульманский Жамагат Республики Казахстан». Ее первым руководителем в то время стал известный казахстанский писатель, бывший советник президента страны Роллан Сейсенбаев.

В 2004 году в соседнем Кыргызстане это течение даже оказалось в списке экстремистских организаций. Позднее выяснилось, что по ошибке, и из списка ее вычеркнули. В Казахстане вносить в чарты запрещенных организаций ее не торопились, но на всякий случай Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), представляющее официальный ислам, издало фетву, запрещающую мусульманам страны вступать в ряды ахмадийцев. Правда, вместе с ними в списке нежелательных для правоверных мусульман организаций оказались еще исмаилиты, суфии и почему-то даже бахаи, которые никогда не претендовали на роль одной из сект в исламе...

У ахмадийцев же имеется своя версия происходящего. В их рядах считают, что ДУМ Казахстана давно уже борется за монополизацию ислама на территории государства, вовсю используя при этом методы политического давления. Подтверждением тому может служить массированная атака на независимые мечети, находящиеся большей частью на юге Казахстана. К настоящему моменту свыше девяноста мечетей из ста тридцати добровольно или «полудобровольно» подписали договор с представителями ДУМ о переходе под их юрисдикцию. Однако те, кто принадлежит к небольшим, но разветвленным международным движениям (те же ахмадийцы, суфии и исмаилииты) пока еще держат оборону.

В 2005 г. община «Ахмадие» уже становилась объектом повышенного интереса со стороны финансовой полиции и Комитета национальной безопасности республики. По мнению правоохранительных органов, ахмадийцы аккумулировали крупные денежные средства, а потом незаконно переправляли их за границу, правда, с какой целью все это делается, не объяснялось. Факта передачи денег не отрицают и в самой общине, хотя, по их версии, они были лишь переданы им на хранение одним из членов общины. После того, как деньги были изъяты казахстанскими силовиками, их следы затерялись. А главный обвиняемый в незаконном переводе денег, гражданин Пакистана, спокойно покинул страну: дело против него так и не было возбуждено.

Мурат Телибеков, журналист, а ныне руководитель двух общественных организаций - «Союз мусульман Казахстана» и «Исламский комитет по правам человека» - конкретизирует ситуацию. В свое время ДУМК обратились к казахстанскому руководству «Ахмадие» оказать им спонсорскую помощь для выпуска периодического издания исламской тематики. Те отказались, сославшись на отсутствие средств, после этого у ахмадийцев начались трения с властями. Еще более они усугубились, когда Мурат Телибеков в качестве журналиста вынес эту историю на страницы прессы. В свою очередь г-н Телибеков, как руководитель Союза мусульман, взявшего под свою защиту ахмадийцев, сам неоднократно оказывался на судебной скамье по искам со стороны Духовного управления, требующим закрыть его организацию. Мнение Мурата Телибекова совпадает с оценкой ахмадицев: так ДУМК борется со своими конкурентами, опираясь на поддержку государства.

А единственный иностранный миссионер общины «Ахмадие» - пакистанец г-н Бухари борется за то, чтобы его не лишили разрешения на занятие миссионерской деятельностью. Не имея законных оснований, органы власти, по его мнению, ищут всевозможные лазейки, чтобы юридически запретить ему работать в Казахстане и выслать из страны, но дело пока застряло на стадии бюрократической переписки. Возможно, что последнее обвинение из уст представителя официального духовенства придаст властям дополнительный стимул избавиться не только от г-на Бухари, но и на законных основаниях закрыть маленькую, но вызывающую подозрение, религиозную общину.

И г-н Бухари и Мурат Телибеков сетуют, что Духовное управление напрочь отказывается высказать свои претензии в открытую или просто сесть с ними за стол переговоров, предпочитая другие методы – судебные иски, черный PR и телефонное право.

Ахмадийская община была основана в девятнадцатом веке в Индии Мирза Гулам Ахмад Кадианом и имеет сегодня более миллиона последователей во всем мире. Основные центры находятся в Пакистане и Великобритании. Ахмадийцы делают особый упор на полнейшее отрицание ими насилия и такой исламской доктрины как «газават» – священной войны. Предметом их гордости является приветственная телеграмма от премьер-министра Великобритании Тони Блэра, направленная в общину по случаю последней ежегодной конференции ахмадийцев в Лондоне, где он высказал свое «одобрение позитивного отношения общины ко всем истинным ценностям полицивилизационного общества».

В целом же, несмотря на ненасильственный характер течения, исламский мир достаточно негативно отнесся к появлению еще одной секты. Главное отличие учения ахмадие от традиционных форм ислама в том, что в нем догматы ислама сочетаются с элементами кришнаизма и христианства. Особое неприятие в мусульманской умме вызывает тот момент, что ахмадийцы считают пророком основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада, тогда как по мнению ортодоксальных исламистов, Аллах не посылал на Землю вслед за Мухаммедом других пророков. И хотя ахмадийцы не фигурируют в списках запрещенных или экстремистских организаций, из мусульманских стран их пытаются выжить.

В своем интервью казахстанской газете «Столичная жизнь» заместитель Верховного муфтия республики Алсабеков сообщил: «А я вновь повторяю: где нет контроля и благословения духовных лидеров конфессии, там и творятся в основном нечистые дела». И в данный момент невозможно понять, чьи же все-таки интересы сошлись на маленькой ахмадийской общине: государства, спецслужб или Духовного управления, уверенно расчищающего дорогу в своем намерении подмять под себя духовную жизнь мусульманского сообщества страны.