Трудовая миграция из Киргизии: население охвачено чемоданными настроениями
Обнародованные только что данные исследований киргизских экспертов на тему устойчивости экономического положения республики показали, что ежегодные трансферы от работающих за рубежом граждан страны составляют примерно от 200 до 500 миллионов долларов. Однако реального количества денег, поступающих в Киргизию, как правило, по экспресс–переводам, никто не знает.
Прошедшей весной на первой двухсторонней встречи глав межправительственной киргизско–российской комиссии по торгово–экономическому сотрудничеству премьер–министр республики Феликс Кулов заявил, что работающие за рубежом кыргызстанцы ежегодно переводят на родину 400 миллионов долларов. За сотнями миллионов валютной наличности можно увидеть поддержку не просто родственников, а уже целых городов и сел, которые выживают исключительно благодаря занятости своих родных в Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Алма-Ате, Астане и десятках других городов бывшего СССР.
История тридцатитрехлетнего бишкекчанина Максата (имя изменено по его просьбе) типична для многих киргизских гастарбайтеров. Он оказался в пригороде Алма-Аты, поддавшись на заманчивые уговоры друга. Слишком выгодным было предложение потрудиться три летних месяца на возведении элитного спортивного центра. Однако вместо обещанных ежемесячно 500 долларов, оплата Максата составила всего лишь 25 долларов за весь период. «Это хорошо, что нам удалось забрать паспорта и не попасть в руки казахской миграционной полиции. Конфликт произошел из–за того, что мы потребовали от наших работодателей ежемесячной оплаты и улучшения условий», - говорит Максат. Питались киргизстанцы раз в день, «за счет заведения», макаронами или картошкой. По словам незадачливого гастарбайтера, «за ежедневные 10–12 часов работы казахстанские строители требовали минимум тысячу долларов в месяц, с бесплатным трехразовым питанием и восьмичасовым рабочим днем».
Впрочем, Максат, даже имея подобный горький опыт, все же твердо намерен покинуть пределы Киргизии. «Все равно достойной работы здесь нет и, видимо, не будет. Сплошные политические разборки, а до экономики ни кому во власти дела нет», - констатирует он.
Проводимые в республике опросы и исследования показали, что за счет заработанных «на чужбине» средств респондентам удалось улучшить качество питания, повысить доступ к услугам образования и здравоохранения, значительно изменить элементарные бытовые условия. Одной из главных причин продолжающегося вот уже более пяти лет роста цена на бишкекскую недвижимость местные риелторы связывают, в основном, с постоянным потоком «миграционных денег».
Согласно официальным данным за 2005 год, около сорока тысяч киргизстанцев покинули родную землю, чтобы перебраться преимущественно в Россию и Казахстан. На одном из правительственных заседаний данные показатели были расценены уже не как миграция, а как «эвакуация» населения. Ряд аналитиков объясняют накрывшую республику миграционную волну не только отсутствием в Кыргызстане работы и политической стабильности, но и желанием легализоваться в России до начала новых выборов российского президента. А вдруг будут отменены те преференции, которые были предоставленные Кремлем киргизской стороне для трудовых переселенцев? – задаются вопросом ищущие лучшей доли граждане Кыргызстана.
Несмотря на высокую безработицу многие сектора экономики страны начинают испытывать дефицит профессионалов. Остро ощущается нехватка кадров в энергетике, нужны учителя и медицинские работники. Официальная статистика гласит, что 90 процентов выезжающих на заработки за рубеж - граждане в возрасте от 19 до 45 лет. Из них примерно около 50 процентов имеют дипломы о высшем образовании. Эти демографические показатели говорят о том, что киргизстанцы едут в Российскую Федерацию не просто в качестве разнорабочих, а для карьерного роста. «В различных российских регионах несколько раз проводились социологические исследования на профпригодность прибывающих из стран СНГ граждан. Самые высокие и положительные оценки, в плане добросовестного и профессионального отношения к работе давались киргизстанцам», - отмечает председатель Славянского фонда республики Валерий Вишневский. По его словам, пик русскоязычной миграции в республике прошел еще в 1994 г. В последние годы «чемоданными настроениями» охвачено преимущественно коренное население.