Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Третью часть «ночных бабочек» киргизского города Ош составляют жительницы Узбекистана

21.07.2006 18:51 msk, Алла Пятибратова, Ош

Общество

Работорговля. У многих это слово ассоциируется с какой-нибудь экзотической страной, в которой людей продают в рабство на плантации, стройки или в бордель. Однако с явлением "торговля людьми" с некоторых пор столкнулись и страны СНГ. К примеру, Кыргызстан.

Пройдитесь по вечернему Ошу. И возле какого-нибудь кафе, магазина, Дома быта вы обязательно заметите скопления молодых женщин. Точек на "трассе", где торгуют женскими телами, в городе много. Торгуют в саунах, гостиницах, общежитиях, на дому…

Проституцию нарекли секс-бизнесом. Но бизнесом она становится только для тех, кто является хозяином женских тел. А для большинства женщин, превращенных в товар, это не бизнес, а настоящее рабство. Попадают в него вроде бы по-разному, но на самом деле - по схожей схеме. Обычно девушек заманивают обещаниями устроить на работу швеей или официанткой, завлекают возможностью быстро заработать приличные деньги. Девушки соглашаются и - попадают на "трассу".

По оценкам ошского общественного фонда "Подруга", в южной столице Кыргызстана секс-услуги оказывают примерно тысяча женщин от шестнадцати лет и старше. Почти тридцать процентов из них - жительницы приграничных районов Узбекистана, которые приезжают в Ош в поисках работы. Никто из этих девушек, по их словам, не стремился заниматься проституцией. Но - оказались вынуждены это делать.

В ночном Оше они кучкуются в определенных точках секс-обслуживания, под присмотром сутенерш. Редко кто из них работает на себя, обычно на хозяина, вернее, хозяйку, которая и распоряжается их телами.

На первый взгляд, жизнь приезжих "ночных бабочек" почти ничем не отличается от жизни местных секс-работниц. Но они являются гражданами другой страны, и это осложняет их положение. Они пугливы и скрытны, вынуждены осторожничать, и вызвать их на откровенность непросто.

На предложения поработать в Оше соглашаются, в основном, те узбекистанские девушки, которых в родной стране ничего не держит. Одна из них, например, рассказала, что когда умерла ее мать, отец привел в дом другую женщину, а дочь выгнал. Найти работу в Андижане девушка не смогла, да и по сравнению с андижанскими зарплатами даже невысокие, по киргизским меркам, заработки в Оше считает хорошими.

Приехав в Ош, девушка попала в руки сутенерши. Отобрать у новой работницы паспорт и уговорить ее "только попробовать" - дело нехитрое. Не видя иного выхода, девушка согласилась и стала секс-товаром.

Приблизительно такие же истории рассказывают и десятки других узбекских женщин, ставших жертвами работорговли. Их прячут на квартирах. Сутенерши их кормят, одевают по своему усмотрению, покупают им сигареты и спиртное, если нужно. Но денег на руки не дают: "девочки" сначала должны отработать на свою "благодетельницу", которая обеспечила их работой.

Сутенерши знают, как "посадить" свою рабыню "на счетчик". Во время специальных милицейских рейдов немало секс-работниц попадает в приемник-распределитель, откуда их выкупают "мамы", то есть сутенерши. Причем задерживают девушек не за проституцию, она в Кыргызстане законом не запрещена. Забрать могут за какое-нибудь административное правонарушение. Например, за то, что у девушек нет паспортов. Хозяйка выкладывает за освобождение своей "работницы", скажем, тысячу сомов (приблизительно 25 долларов США), а девушке сообщает, что "выкупила" ее за пять тысяч, которые той придется теперь отработать. Таким образом, счетчик включен, и его можно накручивать как угодно долго - пока девушка не перестанет пользоваться спросом и приносить доход. Или пока не надоест своей хозяйке, и тогда та найдет способ выкинуть ее на улицу. Но если девушка симпатичная и у клиентов нарасхват, шансов вырваться у нее нет.

- О них нам обычно сообщают сотрудники приемника-распределителя, куда такие девушки попадают за нарушение паспортно-визового режима, - говорит Алишер Мамажанов, руководитель молодежного объединения "Голден гоал", один из проектов которого посвящен работе по предотвращению работорговли. - Они же все без документов. Но своим, гражданкам Кыргызстана, мы еще можем помочь восстановить паспорт, если они об этом просят, а гражданам соседнего государства - нет... Нередко приезжие девушки оказываются избитыми, ведь сутенерши обращаются с ними жестоко. Тех, чьей жизни угрожает опасность, мы устраиваем в шелтор - убежище для жертв работорговли. Но возвращаться домой никто из приезжих обычно не хочет. Потому, что дома их не ждет ничего хорошего, даже если там у них есть семья. Обычно у этих девушек нет образования, и найти работу в родной стране они не надеются. Своих родителей боятся: если узнают, чем их дочери занимались за границей, проклянут. Но обязательно найдется человек, который об этом расскажет, - выдают свои же подруги. И тогда девушка уже не может показаться родителям на глаза. А замуж такую тем более никто не возьмет.

В фонд "Подруга" заходят и, скажем так, "свободные" женщины - те, у которых есть паспорт и они работают на себя. Таких немного. Они приходят в фонд за презервативами или за направлением на бесплатное лечение. Местный хирург рассказал в приватной беседе, что многим молодым женщинам приходится делать операции, которые напрочь лишают их возможности иметь в дальнейшем детей. Причем врачи, по словам нашего собеседника, сразу могут определить, кто перед ними, - по степени запущенности заболевания: половая сфера секс-работниц в ужасном состоянии от разного рода венерических заболеваний. Девушки, вместо того чтобы лечиться, продолжают выходить на "трассу". А их детородные органы впоследствии только и остается, что вырезать. О защитных средствах заботятся далеко не все, а уж их сутенерши и подавно. Зачем, если взамен "вышедшей в тираж" работницы он смогут найти сразу двух?

Девушки рассчитывают, что заработают денег, станут свободными и бросят свое грязное ремесло. Но болото под названием секс-бизнес затягивает намертво. Как местных "ночных бабочек", так и тех, кто приезжает в Ош в поисках лучшей доли. Это болото стирает личность, ломает психику. Вырываются из него единицы.

Кинофильм "Красотка" с Джулией Робертс - великая американская сказка, задурившая голову не одной наивной девчонке. Российская лента "Интердевочка" куда ближе к истине. Но и она не кажется столь страшной, какой оказывается реальность.