Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Ташкентском Доме фотографии состоялась презентация альбома и открытие выставки «Лангар. Обитель и люди», посвящённых 2700-летию города Карши

23.07.2006 22:12 msk, Нигора Хасанова (Ташкент)

История
В Ташкентском Доме фотографии состоялась презентация альбома и открытие выставки «Лангар. Обитель и люди», посвящённых 2700-летию города Карши

- Дело в том, что толчок к появлению этой выставки к нам пришёл из-за рубежа, из Франции. После 1-го Ташкентского международного фотоконкурса «Дорогие наши старики» (2002г. – Н.Х.) одна из его лауреатов, получившая достаточно скромную награду, французская фото-художница Северин Васселин привезла в Узбекистан свою выставку, и, приехав сюда, стала настойчиво стремиться именно в Катта Лангар. Мои коллеги знали, что есть такое место, но о том, что оно так широко известно за рубежом, в частности, во Франции, и значится во французских туристических путеводителях, мы узнали впервые. Недаром С.Есенин сказал: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Видимо, это как раз тот случай, когда милая девушка фотограф из Франции помогла нам лучше взглянуть на те святыни, которые у нас рядом в Узбекистане. И поэтому Т.К.Кузиев организовал фото-экспедицию в это место, и четверо наших известных фотографов – Турсун Али, Виктор Ан, Виктор Вяткин и Шахноза Усман – выехали в Лангар, жили там несколько дней, снимали и эти святыни, и людей, которые там живут. Практически большинство из них – это потомки членов суфийского братства Ишкийа, которое было известно в средние века. Здесь были достаточно сложные отношения с другими суфийскими братствами. Но братство Ишкийа обладало очень высоким авторитетом в мусульманском мире, и в этом месте на протяжении веков хранились святыни ислама, в т.ч. один из самых ранних списков Корана, так называемый Коран Усмана, а также некоторые предметы, касающиеся лично Пророка Мухаммада. Люди, живущие в Катта Лангаре, хранили не только эти вещественные моменты, но главное – они стремились и стремятся сохранять дух жизни своих великих предков. Нам показалось, что это удивительное явление, очень важно – что люди живут как бы не в «выдуманной старине», а реально соединяют в себе и традиции предков, и всё-таки это наши современники, живущие в современном Узбекистане. Эта органичность соединения традиций и современной жизни, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы к ней приглядеться пристально. Всё это помогает сделать альбом «Лангар. Обитель и люди» и выставка, на которой представлена большая часть фотографий из этого альбома.

История суфийского братства Ишкийа, которое является ответвлением другого знаменитого братства Тайфурийа, подробно изложена во вступительной статье кандидата исторических наук Б.Бабаджанова «Лангар. Обитель бога на земле». Насколько известно, первый шайх этой линии, поселившийся в Мавераннахре - Абу-л-Хасан ал-'Ишки (XIII в.) -современник Баха' ад-дина Накшбанда (ум. в 1389 г.). В полемиках с последователями последнего адепты 'Ишкийа очень образно выразили духовную основу мистического Пути (тарика) своего братства: «Любовь к Богу ('ишк) поглощает сердце Путника (салик) настолько, что он не может осознавать всё происходящее вокруг, и никто... не сможет сбить их с избранного ими Пути». Конечная цель Пути - всепоглощающая страсть и любовь к Богу ('ишк, отсюда и название братства). Другими принципами братства были: личный аскетизм, отрешённость от мирских дел, «удаление из сердца и разума всего, кроме Бога» и т.п. Основу же духовно-психологической практики составляли частые уединения с духовными концентрациями (муракаба), глубокими погружениями «в себя». Как говорили последователи братства 'Ишкийа, основным условием таких духовных упражнений должно быть то, чтобы они проводились «вдали от городов и шумных базаров», в местах, где «были бы слышны только ветер, шум воды и пение птиц». Вот почему лангары - обители 'Ишкийа расположены в тихих уголках, которые действительно вполне располагают к глубоким размышлениям.

Именно поэтому, по мнению учёного, они и получили название «Лангар», которое в данном случае обозначает «божественный и райский уголок земли, обитель Бога на земле», вполне гармонирующий с духовными исканиями человека, приносящий ему душевное равновесие и создающий особый настрой для духовных упражнений. Основу ритуальной практики 'Ишкийа составлял зикр-и джахр, сопровождаемый особым ритуальным танцем (ракс). Этот ритуал представлял собой многократную рецитацию определенных имен Бога, или принятых в братстве формул восславления. На первых этапах формулы произносятся с гортанным резким выдохом. Как замечают многие исследователи, этот ритуал очень близок к древней и доисламской культурной и ритуальной традиции местных народов. Именно суфизм был очень лоялен и восприимчив к традиции местных народов и часто впитывал в себя и даже сохранял древние культурные традиции (песенную, изобразительную и пр.).

В своей статье Б. Бабаджанов представляет реконструкцию среднеазиатской линии духовной преемственности 'Ишкийа по рукописным источникам в следующем виде: Абу-л-Хасан ал-'Ишки'! Худай-Кули (ум. в 1419 г.)'! его сын Шайх Мухаммад (ум. в 1451-52 г.)'! его сын Шайхзаде Илйас (ум. в 1472 г.)'! его сын Шайхзаде Абу-л-Хасан II (ум. в 1488 г.)'! его сын Шайхзаде Мухаммад Садик (ум. 1545 г.)'! его сын Абу-л-Хусайн Ахунд (ум. в 1560г.). Трое последних погребены на мазаре Катта Лангар. Их предки были выходцами из округи гор Нур-ата (Кух-и Hyp, северо-западная часть самаркандского оазиса). Здесь расположен самый первый лангар братства 'Ишкийа - Астана-ата, который со временем тоже превратился из суфийской обители в значительный по размерам погребально-поминальный комплекс (зиёраггох). К западу от мавзолея в XVI в. построено здание (8,2x26 м.) для суфийских радений (ханака) в виде двухчастной открытой галереи. В настоящее время ханака Астана-аты отреставрирована и здесь проводятся пятничные и праздничные молитвы. На комплексе имеется мавзолей (7,5x8 м.), в интерьере которого расположены три надгробия, отмечающие могилы Худай-кули шайха, его сына Мухаммед шайха и внука- Шайхзаде Илйаса. Надписи на надгробиях Астана-ата, помимо обычных сведений о погребённых (даты смерти, титулатура, краткое родословие), содержат другую интересную информацию о первых шайхах 'Ишкийа. В надписях надгробия Шайхзаде Илйаса упоминается о его хадже в Священные города (Мекку и Медину). Надгробие Шайхзаде Илйаса 'Ишки бесспорно является самым выдающимся творением художественной обработки камня во всей Центральной Азии. Нанесенный на верхней плоскости надгробия из черного мрамора узор представляет собой великолепно исполненный аллегорический символ, называемый в старых рукописях даста, то есть букет, помещенный в коническую вазу. В суфийской иконографии это изображение символизировало духовное совершенство, к чему собственно и стремились суфии. Исследователи отмечают, что некоторые положения мистического Пути 'Ишкийа стали одной из четырёх основ (наряду с Йасавийа, Кубравийа и Накшбандийа) в доктринах позднесредневековых братств региона (например, бухарского братства Ишан-иИмла').

Что касается сложностей во взаимоотношениях с другими братствами и адептами, упомянутых Ю.В.Подпоренко, то согласно одному из местных преданий причиной для разногласий могли послужить претензии самих шайхов на подлинность принадлежавших им Коранов. После того, как некто Баба 'Ишки, происходивший «в округе Мекки» из местной знати, стал признанным авторитетом среди местных улемов, он поссорился с одним из руководителей; конфликт будто бы произошел из-за того, что оба шайха претендовали на то, что являются владельцами «подлинного Корана Османа ('Усмана)». Амир Мекки «наслал на семью Баба'Ишки холеру (ваба)». Последнему удалось будто бы спасти своего малолетнего сына, который был спрятан в перемётную сумку (вместе с упомянутым Кораном), посажен на белого верблюда, который, выйдя из Мекки, шёл до тех пор, пока не истощился горб; этим местом, согласно легенде, оказался Катта Лангар. Как это часто бывает, легенда отразила реальные события. Что касается Корана, то наряду с другими старинными экземплярами, его считали знаменитым «Кораном Усмана». В исламском мире существует с десяток древнейших экземпляров Корана, на подлинность которых в качестве знаменитого Корана Усмана претендуют их владельцы или хранители. По преданию, именно этот экземпляр держал в руках халиф Усман, когда был убит ворвавшимися во дворец. Один из таких экземпляров Священной книги хранится в Духовном управлении мусульман Узбекистана. По заключению знаменитого исследователя Франсуа Дероша и других, экземпляр Корана из Катта Лангара намного (по крайней мере, на полтора века) древнее Корана, хранимого в Духовном управлении. По их мнению, катта-лангаровский экземпляр переписан никак не позднее середины VIII в.

Подытоживая историю Катта Лангара, Б.Бабаджанов констатирует тот факт, что былые обители (лангары) 'Ишкийа прошли обычную для суфийских центров эволюцию: вокруг обители и затем могилы основателя ветви братства и его потомков появлялись огромные кладбища (мазаристан), где старались быть погребёнными ближайшие ученики (муриды), почитатели, местная знать и даже представители правящих династий. Традиция, заложенная некогда на суфийских обителях-лангарах, имеет свои отголоски ив наше время. Лангары' Ишкийа остаются местом традиционного паломничества, несмотря на утрату главных реликвий – Корана и рубища (хирки) Пророка Мухаммада. Сегодня в мечети «Лангар ата» остался лишь сундук, изготовленный по приказу правителя Бухары Музаффар хана (1865-1885), в котором и хранились когда-то священные рукописи и рубище. От знаменитого Корана «Усмана (Османа)» осталось всего 12 листов, которые переданы на хранение в Духовное управление мусульман Узбекистана, некоторая часть листов катта-лангаровского Корана находится в хранилищах Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН (81 лист), один лист – в институте востоковедения АН РУз, ещё два листа хранятся в Бухарской областной библиотеке имени Ибн Сины. В целях сохранения рукописи для потомков, каллиграф Хабибулла Салих сделал две копии 12 листов, хранящихся в Духовном управлении мусульман Узбекистана. Одна из них была передана на своё прежнее место хранения – в мечеть «Лангар ата», другая находится в «Фонде источников» Ташкентского Исламского университета. Именно Ташкентским Исламским Университетом было одобрено издание альбома, а в качестве спонсора выступил государственно-акционерный коммерческий банк «Асака».

Галерею фото-образов современного Лангара дополняет экспозиция изделий народного и декоративно-прикладного искусства, подготовленная Дирекцией художественных выставок при содействии Кашкадарьинского отделения Ассоциации деловых женщин Узбекистана. В экспозиции представлены изделия художественной вышивки, как настенной, так и мелких форм, выполненных в традиционных техниках «ироки» и «бегизи», распространённых только в этом регионе и созданных в начале и середине ХХ века, а также изготовленных современными мастерицами. Среди экспонатов есть изделия ковроткачества – паласы в техниках «терма», «араби», керамика и традиционные игрушки из коллекции Дирекции художественных выставок.

Своеобразной «исторической» составляющей выставки «Лангар. Обитель и люди» стали фотографии С.М.Прокудина-Горского, подготовленные и предоставленные Ташкентскому Дому Фотографии международной организацией «Реставраторы без границ». О Сергее Михайловиче Прокудине-Горском, на мой взгляд, необходимо сказать особо. Этот известный русский фотограф, родившийся в 1863 году, стал в своё время обладателем патентов на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов.

Интересен метод, который Прокудин-Горский использовал для получения цветных фотографий. В начале века цветных фотоматериалов еще не существовало, поэтому он использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат (собственной конструкции), который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных светофильтра - синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливался диапозитив (точнее, три диапозитива на одной пластинке один над другим - "синий", "зеленый" и "красный"), которые проецировались на экран специальным диапроектором - каждый диапозитив через свой светофильтр соответствующего цвета. В результате на экране получалось цветное изображение. В 1907 году Прокудин-Горский задумал использовать эти технологические достижения для систематической фото-документации жизни Российской империи. Царь Николай II санкционировал выдачу в его распоряжение специально оборудованного железнодорожного вагона для “оптических цветных проекций”, а также разрешений, обеспечивающих доступ в запретные зоны и содействие государственных структур. В течение 8 лет - с 1907 по 1915 год – Прокудин- Горский побывал во многих уголках Российской империи, сделал более двух тысяч снимков, свыше 200 из которых посвящены Центральной Азии, и прочитал множество лекций, иллюстрируя их своими работами. Можно предположить, что показы фотографий Прокудина-Горского были первыми в мире демонстрациями слайдов. После революции он уехал из России и последние годы жизни провел в Париже. Сегодня эти уникальные изображения, сделанные на стеклянных негативах, хранятся в коллекции Библиотеки Конгресса США, которая приобрела их у наследников автора в 1948 году.

На выставке в Ташкентском Доме Фотографии представлены около 40 фотографий, наиболее ярко характеризующих жизнь, быт, традиции народов Центральной Азии. Специалисты из организации “Реставраторы без границ” отсканировали стеклянные пластинки, на которых в свое время были сделаны фотоснимки. Применив новую технологию цифровой хроматографии, они получили яркие цветные изображения и отпечатали их размером 70х120 см. Сегодня работы Прокудина-Горского выглядят так, будто сделаны современной цифровой фотокамерой, а не в начале прошлого века. Фотографии сопровождены подробными пояснительными текстами на узбекском и русском языках.

Выставка «Лангар. Обитель и люди» будет открыта до 9 августа 2006 года.