Преследования журналистов и правозащитников в Узбекистане. Краткий обзор
После андижанских событий 13 мая 2005 года в Узбекистане резко усилились преследования инакомыслящих. Прежде всего, власти вынудили покинуть Узбекистан иностранных журналистов, затем поочередно закрыли офисы и корреспондентские пункты зарубежных СМИ и международных неправительственных организаций. Независимый политолог Ташпулат Юлдашев предлагает краткий обзор преследований узбекских правозащитников и журналистов.
В июне 2005 года было закрыто Ташкентское отделение Британского Института по освещению проблем войны и мира (IWPR). Его директор, свидетель Андижанских событий Галима Бухарбаева, была вынуждена срочно покинуть Узбекистан. Вместе с ней за рубеж отбыла и ее сестра – Багила Бухарбаева, корреспондент «Associated Press», а вслед за ними корреспонденты (IWPR) Кудрат Бабаджанов и Тулкин Караев.
27 октября 2005 года был закрыт офис Всемирной службы радио «Би-Би-Си», 12 декабря - ташкентская студия радио «Озодлик» (узбекской службы радио «Свободная Европа»), последовал отказ в продлении срока аккредитации корреспондентам радио «Deutsche Welle», прекратилась трансляция телевизионных программ «Голоса Америки» на узбекском языке.
9 сентября 2005 года было закрыто представительство неправительственной организации по поддержке электронных СМИ Internews Network. Директор ташкентского отделения этой организации Халида Анарбаева и бухгалтер Ольга Нормурадова были привлечены к суду, осуждены, затем освобождены по амнистии.
В начале 2006 года в Узбекистане было закрыто представительство организации «Freedom House». Власти обвинили организацию в участии в информационной войне против республики. Власти отказали в продлении аккредитации сотруднику международной организации по защите прав человека «Human Rights Watch» Карло Боэму.
Российское радио «Маяк» в Узбекистане ретранслируется лишь 5 часов в сутки и таким образом, чтобы исключить выход в эфир дискуссионно-аналитических программ типа «Панорамы». Периодически прекращается трансляция российских телеканалов, передающих критические материалы о пытках заключенных и других нарушениях прав личности в Узбекистане.
Студиям кабельного телевидения приказали исключить телеканалы ТВЦ (Московский ТВ-Центр), ТВЦ+ , а также РенТВ из сетки вещания.
За это время давлению и преследованиям подверглись сразу несколько журналистов радио «Озодлик».
Носир Зокиров. 26 августа 2005 года был осужден на 6 месяцев тюремного заключения за спровоцированное оскорбление сотрудника СНБ.
Гафурджон Юлдашев. 17 мая 2005 года был подвергнут незаконному обыску сотрудниками силовых структур.
Лобар Кайнарова. 1 июля 2005 года подверглась нападению и была избита «хулиганами», несмотря на беременность.
Робия Мирзаахмедова. 1 сентября 2005 года была задержана сотрудниками милиции, у нее были изъяты и стерты магнитные записи, подготовленные для радиопередачи.
Жертвой грамотно организованной «подставы» стал журналист Хусниддин Кутбиддинов. 10 февраля 2006 года на одном из проправительственных сайтов было опубликовано подложное заявление от его имени с грубыми нападками на информационную политику радио «Свобода» и действия руководства узбекской службы «Свободная Европа» в Праге.
После расправы над иностранными журналистами, дошла очередь и до местных СМИ. За публикацию критических статей, в том числе статей журналиста Дилмурода Саидова, с 1 декабря 2005 г закрыта газета коллегии адвокатов Узбекистана «Advokat press». Сам Д.Саидов остался без работы и до сих пор подвергается гонениям.
Был закрыт ежеквартальный научно-исследовательский журнал Академии МВД «Право. Law», в котором часто публиковались серьезные научно-аналитические статьи ученых и специалистов с рекомендациями правительству относительно устранения встречающихся ошибок и проблем.
В июле 2005 года была закрыта частная радиостанция «Дийдор» в Андижане. 2 сентября 2005 года в Бухаре под давлением властей был закрыт дискуссионный клуб журналистов «Репортер».
Власти заставляют провайдеров Интернет-услуг блокировать общественный доступ к информационным порталам популярных зарубежных СМИ, а также веб-сайтов, распространяющих нежелательную для правительства информацию, в том числе российским.
Угрозам насилия и преследованиям подвергся авторитетный журналист Ало Ходжаев, а также его близкие и дальние родственники. Сам он был зачислен в разряд «невыездных».
Спецслужбы в течение долгого времени блокировали, а потом вынудили Ало Ходжаева закрыть достаточно популярный информационно-аналитический сайт «Tribune-uz.info», а журналиста Бобомурода Абдуллаева –сайт «Ozod ovoz» (Свободный голос). Регулярно блокируются сайты «Центразия.Ру», «Фергана.Ру» и другие, публикующие критические материалы о событиях в Узбекистане.
Серьезная угроза нависла над многими независимыми журналистами, осмеливающимися объективно освещать происходящее в Узбекистане. Постоянные слежки за ними стали обыденным явлением. В любой момент их могут арестовать по сфабрикованному делу или самому ничтожному поводу. На них и их близких родственников могут напасть, избить «неизвестные» хулиганы, «случайно» наехать на автомобиле без номера и т.д.
Различным видам давления, запугивания со стороны властей подверглись авторитетный правозащитник Талиб Якубов, талантливые журналисты Алишер Таксанов, Юсуф Расулов, Инера Сафаргалиева, активный правозащитник Башорат Эшева и многие другие инакомыслящие. Все они вынужденно покинули страну.
Независимый журналист Алексей Волосевич вначале подвергался травле со стороны проправительственных СМИ, а 9 ноября 2005 года подвергся нападению и избиению со стороны «неизвестных» хулиганов. В сентябре 2006 года в его квартиру на третьем этаже здания закинули булыжник, который пробил окно подобно пуле. Милиция искать нападавших не стала.
За критику политики президента И.Каримова угрозам подвергся даже собственный племянник главы государства – независимый журналист Джамшид Каримов. В сентябре 2006 г по приговору городского суда г. Джизака он был на 6 месяцев помещен в психиатрическую больницу г. Самарканда для принудительного «лечения».
Находятся под постоянным наблюдением и подвергаются преследованиям талантливый поэт-демократ Юсуф Джума, а также его дети. В настоящее время он, правда, находится «в бегах». Угрозам и запугиванию подвергается журналист Ташпулат Рахматуллаев (5 сентября 2005 года).
6 июля 2005 года в Бухаре был избит независимый журналист Раджаббой Раупов.
24 июня 2005 года был избит «неизвестными» журналист и правозащитник Улугбек Хайдаров. Недавно его осудили на 6 лет тюремного заключения по обвинению в «вымогательстве».
В марте 2006 года «неизвестные» пытались опорочить честь и достоинство корреспондента радио «Deutsche Welle» Натальи Бушуевой, расклеив по всему Ташкенту объявления о срочной продаже квартиры, а также об оказании всевозможных сексуальных услуг, и указав в них ее домашний телефон.
В феврале 2006 года к 7 годам лишения свободы был приговорен внештатный корреспондент газеты «Хуррият» Гайрат Мехлибаев. Его обвинили в «причастности к экстремистским религиозным организациям» и «покушении на конституционный строй».
Временами немало достается от местных властей и СМИ талантливому журналисту Сергею Ежкову, автору и администратору веб-сайта «Uzmetronom.com».
К трем годам условного заключения был приговорен известный народный певец и поэт Дадахон Хасанов за свою профессиональную деятельность. Его обвинили в «покушении на конституционный строй», «в оскорблении президента И.Каримова» по статьям УК 159, 158. Его «вина» состоит в том, что он сочинял и пел песни, в которых осуждал силовое подавление массовых выступлений в Андижане.
Подвергавшегося неоднократным нападениям и избиениям со стороны силовых структур 70-летнего правозащитника Ёдгора Турлибекова недавно приговорили к 3,5 годам тюремного заключения. Вначале его обвиняли в «покушении на конституционный строй», в «оскорблении президента И.Каримова», в распространении «клеветнических» печатных материалов, однако после вмешательства известного правозащитника Сурата Икрамова Ё.Турлибекова наказали ТОЛЬКО за «шулерство» по статье 165 УК. Суд проходил в закрытом режиме. Правозащитника С.Икрамова, а также нанятого им адвоката Рустама Туляганова на судебный процесс не допустили. Подсудимому отказали во встрече с ними. Судя по косвенным сведениям, на него в тюрьме оказывается сильное морально-психологическое давление.
Активную правозащитницу Елену Урлаеву неоднократно помещали в психиатрическую больницу и подвергали принудительному «лечению». Сотрудники милиции и СНБ вламывались в ее квартиру и избивали ее. Преследованиям подвергаются почти все ее родственники. Не меньшим испытаниям подверглась правозащитница Шаира Садыкбекова, председатель Союза правозащитников Узбекистана.
С большими неприятностями и трудностями сталкиваются члены семьи известного писателя Мамадали Махмудова, осужденного 30 декабря 1994 года по обвинению в «покушении на конституционный строй» и другим статьям УК, семья Мурода Джураева, бывшего хокима г. Мубарак, бывшего депутата Олий Мажлиса, также сидящего в тюрьме с 18 июня 1994 года. Они лишены права на освобождение, несмотря на тяжелое состояние здоровья.
В настоящее время нет ни одного независимого журналиста, правозащитника, инакомыслящего, выражающего несогласие с политикой правящего режима, который бы не пострадал от произвола силовых структур.
Подвергаются гонениям, угрозам и те граждане, которые передают объективную информацию зарубежным СМИ о ситуации в Узбекистане. Например, проправительственные СМИ в свое время хором обвинили свидетеля андижанских событий Махбубу Закирову в даче на суде «ложных» показаний. Эта отважная молодая женщина на суде заявила, что именно правительственные войска из бронемашин расстреляли мирных безоружных людей, женщин и детей, вышедших на мирную демонстрацию с требованием об улучшении социальных условий и обеспечения занятости населения.
18 июля 2005 года на киргизско-узбекской границе был задержан и подвергся 10 дневному аресту журналист из Оша (Киргизия) Эркин Якубджанов за попытку взять интервью у узбекских пограничников, «не имея при этом аккредитации в Узбекистане».
От произвола власти продолжают страдать известный правозащитник Аъзам Тургунов, председатель Общества по защите прав человека (ОЗПЧ) «Мазлум» и его родственники, известные журналисты, поэтесса Гулчехра Нуруллаева, поэтесса Халима Худойбердиева, бывшая жена поэта Рауфа Парфи Дилором Исхакова и другие.
После андижанских событий развернулась новая волна преследований и арестов среди независимых правозащитников. На различные сроки тюремного заключения приговорены местными судами следующие правозащитники и активисты оппозиционных партий.
Были арестованы Абдугапур Дадабаев, председатель Андижанского областного отделения правозащитного общества «Эзгулик»; Нурмухаммад Азизов, председатель Андижанского отделения ОПЧУ; Саидджахон Зайнобиддинов, руководитель правозащитной организации «Апелляция»; Мутабар Таджибаева, председатель «Клуба пламенных сердец»; Абдурасул Худойназаров, председатель Ангренского городского отделения общества «Эзгулик»; Норбой Холджигитов, председатель Иштиханского районного отделения ОПЧУ Самаркандской области; Хаятулла Холджигитов, активист Иштиханского отделения ОПЧУ; Хабибулла Акпулатов, активист Иштиханского отделения ОПЧУ; Саттор Ирзаев, активист Иштиханского отделения ОПЧУ; Насим Исаков, активист Джизакского областного отделения ОПЧУ; Азам Фармонов, председатель Сырдарьинского отделения ОПЧУ; Алишер Караматов, активист Мирзаабадского районного отделения ОПЧУ (Сырдарьинская область); Бобомурод Мавлонов, секретарь районной организации партии «Эрк» Нурабадского района Самаркандской области, учитель школы; Джамол Кутлиев, секретарь Гиждуванского районного отделения партии «Эрк» Бухарской области, заместитель Главного врача детской поликлиники; Дилмурод Мухитдинов, активист Мархаматского районного отделения общества «Эзгулик»; Нурмахамат Азизов, активист Мархаматского районного отделения общества «Эзгулик»; Мусаджан Бабаджанов, активист партии «Бирлик» в Мархаматском районе; Захиджан Закиров, активист Комитета защиты прав личности в г.Намангане.
Большие неприятности имели правозащитники Лутфулло Шамсутдинов, Исроил Хидиров, Содирохун Суфиев и другие.
В список преследуемых и осужденных включены только те, кого знают правозащитные организации и те, чьи родственники к ним обращались.
Внутриполитический курс авторитарного режима в Узбекистане за последние полтора года заметно ужесточился.
Ташпулат Юлдашев, независимый политолог, специально для ИА «Фергана.Ру»