Узбекистан: Бухарских фермеров заставляют обеспечивать трудовую занятость населения
В Бухарской области Узбекистана началось принудительное привлечение на работу сельских жителей. Таково решение № 503 хокима (главы областной администрации) Самойдина Хусенова. Программа обеспечения населения работой при участии фермерских хозяйств состоит из двух глав и семнадцати частей. В них расписан порядок привлечения населения на поля фермерских хозяйств. Согласно новому решению, теперь каждый фермер обязан брать на работу сельских жителей из расчета по человеку на два гектара земли. Об этом заявил сам хоким Самойдин Хусенов на пресс-конференции, которая состоялась в Бухаре 31 января.
«Если у фермера будут работники, они выполнят работу вовремя, не будет остановок в агротехнике. Конечно, фермеры должны быть свободными. Хочет - возьмет на работу, не хочет - не будет брать. Однако мы на местах объясняем им, что их главное обязательство перед государством - это обеспечение людей работой», - сообщил Хусенов.
Таким образом, судя по словам бухарского хокима, сегодня проблему обеспечения работой населения государство частично сняло с себя и перекинуло на плечи фермера. Между тем, если в развитых странах фермеры принадлежат к категории состоятельных людей, в Узбекистане такое о них сказать пока сложно. Фермерство здесь - явление сравнительно молодое, фермерство переживает период своего становления. Поэтому новое решение главы области шокировало местных фермеров. Ведь им совершенно невыгодно брать человека на постоянную работу и круглогодично обеспечивать ему заработную плату, так как зимой трудоемкой работы на полях нет. А кроме выдачи зарплаты, фермер обязан отчислять проценты в пенсионный фонд, выплачивать налог на доходы и прочее.
Надо заметить, что сегодня в Узбекистане практически не осталось ни одного колхоза, совхоза или ширкатного хозяйства. Все земли распределены между фермерами. По информации местных наблюдателей, местные фермеры выращивают только хлопок и пшеницу, причем первая культура занимает большее число полей. Выращенный хлопок фермер обязан полностью продавать государству по цене 280 сумов за килограмм ($1 равен 1240 сумов). Деньги на расходы для своего хозяйства фермер получает не на руки, а по траншу, то есть поступив на счет, деньги моментально распределяются банковской системой на оплату затрат фермерского хозяйства - на топливо, минеральные удобрения и так далее. По словам нескольких фермеров, государство еще не расплатилось с ними за урожай 2006 года.
- Мне невыгодно содержать постоянного работника. Ведь мы еще за урожай 2006 года не получили от государства денег. Нет поступлений и за топливо на этот год. А уже надо начинать работы на полях, чтобы получить хороший урожай, - рассказывает о своем положении один из фермеров. - Я сейчас взял в долг, чтоб вовремя начать работы. Если буду сидеть и ждать, когда государство даст мне денег, то останусь в 2007 году без урожая. Так из каких средств мне платить постоянному работнику? Из каких денег платить в пенсионный фонд налоги за то, что у меня есть рабочие? У нас и так много ограничений, так теперь еще одно препятствие для нашей деятельности придумали, - досадует фермер. - Мне выгоднее использовать наемную рабочую силу, которая выполнит свою работу и получит за это деньги. И я не собираюсь брать людей на постоянную работу.
Между тем, хоким Бухарской области Самойдин Хусенов утверждает, что, нанимая временную рабочую силу, фермер нарушает сразу несколько статей законодательства Узбекистана. «Во-первых, работник должен написать заявление и с ним должны оформить договор. У работника должна быть трудовая книжка, и работодатель должен обеспечивать его постоянной работой. И за его работу должен платить зарплату. Работник, зарабатывая, будет обеспечивать себе старость, выплачивая в пенсионный фонд. Со своих доходов каждый должен платить налог. И все это сегодня нарушается. Именно поэтому было принято такое решение», - поясняет С.Хусенов.
По словам экспертов, сегодня в Узбекистане больше наемной рабочей силы, чем людей, имеющих постоянное место работы, и это связано с закрытием крупных предприятий. Те предприятия, которые еще функционируют, платят небольшие деньги, что и заставляет людей подаваться в мардикоры (разнорабочие). А оформлять их по договору, выплачивать отчисления в пенсионный фонд соглашается не каждый работодатель.
Тридцатилетний безработный Нодир, житель сельской местности Жондорского района, не любит слова «мардикор», хотя таковым и является. Последние четыре года вместе с односельчанами он выезжает на поля фермеров и работает несколько недель. По словам Нодира, он доволен такой жизнью, ведь ему не приходится ждать зарплату целый месяц. Получив деньги за проделанную работу, он ищет другое фермерское поле. Причем постоянно работать на одном месте Нодир уже не хочет. Раньше он работал на государственном предприятии, где выдачу заработной платы задерживали по нескольку месяцев. А потом и вовсе, из-за отсутствия денег, стали расплачиваться продукцией предприятия, которую нигде невозможно было продать. Такое положение дел ему порядком надоело, и Нодир уже не верит, что на одном рабочем месте можно иметь постоянную и стабильно выплачиваемую заработную плату. Такого же мнения придерживается большинство узбекских безработных. Потому многие предпочитают выполнять наемную работу либо в своей стране, либо за рубежом.
Казалось бы, благое дело задумано главой Бухарской области С.Хусеновым - обеспечить людей работой, правами, зафиксированными в законодательстве страны. Вот если бы еще оно не ущемляло свободу фермера в его деятельности и не создавало ситуацию, когда, не имея возможности покрыть собственные долги и расходы, фермер вынужден обеспечивать стабильной работой и зарплатой других людей.
Между тем, новое решение главы администрации Бухарской области при успешном воплощении его в жизнь имеет перспективы стать проектом в масштабе страны. Именно Бухарский регион нередко становится «опытным» полем для разного рода нововведений.