Узбекистан: Массовая акция движения «Бирдамлик» не состоялась
Напомним, что на протяжении последних недель в Интернете регулярно появлялись сообщения о том, что восьмого марта движение «Бирдамлик», возглавляемое политэмигрантом Баходиром Чориевым, собирается вывести на митинги сотни своих сторонников в девяти городах Узбекистана. В знак приверженности к ненасильственным методам сопротивления многие из них будут одеты в белые одежды.
«Применяя наше конституционное право, мы, активисты движения «Бирдамлик», планируем 8 марта, в Международный день женщин, проведение митингов. На них прозвучат требования об освобождении томящихся в местах исполнения наказаний и предварительного задержания правозащитниц Мутабар Таджибаевой, Гульбахор Тураевой и Умиды Ниязовой» - говорилось в заявлениях, публикуемых всевозможными веб-сайтами чуть ли не каждый день.
Согласно смелому замыслу, в Шахрисабзе на улицы должны были выйти 350 человек, в Самарканде – 300, в Карши – 250, а в Ташкенте, на площади перед Дворцом текстильщиков, должны были собраться 500 человек. Сложно сказать, что происходило в других городах Узбекистана, однако в Ташкенте в назначенное время на указанном месте никто из бирдамликовцев не появился. Прибыла лишь Елена Урлаева, самая известная правозащитница страны, плюс несколько журналистов, а по периметру площади заняли позиции три-четыре десятка сотрудников МВД, переодетых в штатское и маскирующихся под праздных зевак.
Елена Урлаева, в широком белом шарфе (цвет новой революции?) некоторое время одиноко стояла возле фонтана, держа в руках брошюру о правах человека и букет цветов. На площадь она прорывалась с боем – какой-то эмвэдэшник попытался сорвать с нее шарф и сильно ударил в грудь. Но ее соратникам из «Правозащитного альянса» попасть туда не удалось вовсе – часть из них милиционеры заблокировали в собственных домах, а наиболее упорных отловили на подступах к площади.
Пока журналисты ожидали анонсированную толпу митингующих, эмвэдэшники фиксировали происходящее на видеокамеру. Впрочем, на площади ничего и не происходило. Ни один бирдамликовец там так и не объявился – ни в белой одежде, ни в какой-либо иной. Немного позже удалось дозвониться до отца Б.Чориева, который сказал, что «болен и ничего не знает». Таким образом, о том, почему акция, о которой столь долго твердили руководители «Бирдамлика» не состоялась, остается лишь догадываться.