Мигранты в России: Кого среди них больше - обиженных или обидчиков?
Из сообщений СМИ о горькой участи бесправных гастарбайтеров из Центральной Азии в России и других странах можно собрать целые тома. Несмотря на работу целой сети международных и национальных организаций, занимающихся проблемами мигрантов, их все еще обирают, продают в рабство и, наконец, убивают. История с киргизстанцем, который выстрелил из пистолета в лицо продавцу цветочного магазина в Москве, побудила корреспондента ИА «Фергана.Ру» посмотреть на проблему под другим углом.
Как 12 марта 2007 со ссылкой на московскую газету «Твой день» сообщило ИА «24.kg», «гражданин Киргизии в Москве выстрелил из пневматического пистолета в лицо продавцу цветочного магазина, когда тот потребовал заплатить за букет цветов. Резиновые пули пробили пострадавшему голову. Нападавший забрал букет и скрылся. Вскоре выяснилось, что задержанный по обвинению в этом преступлении гражданин Киргизии официально работает на одной из строек в столице России».
В этой связи примечателен призыв посла Киргизии в Москве, экс-премьера страны Апаса Джумагулова, сделаный ровно за три месяца до выстрела в цветочном магазине. Выступая 12 декабря прошлого года перед делегатами первого конгресса киргизов, проживающих в России, Апас Джумагулов призвал работающих в России соотечественников «не вступать здесь в конфликты, быть толерантными и терпимыми, уважать обычаи и традиции российского народа».
|
«Когда приезжаем домой, нам рассказывают истории, что наших земляков избивали в России или Казахстане, вспоминают о трупах, привезенных из России в последнее время, - говорит наш собеседник. - Пугают нас, что там страшные преступники, насильники типа «бритоголовых». А что, у нас людей не убивают в драках? Не насилуют? Здесь ведь этого не меньше, чем в России! Кроме того, у нас люди не знают, сколько наших земляков осуждено в России за хулиганство или изнасилование, разбои... Но их ведь немало».
|
Основной фактор, мешающий киргизским мигрантам влиться в общество россиян, как отмечают сами гастарбайтеры, - это незнание языка, культуры и, как следствие, непонимание так называемого менталитета русских. «Я не понимаю людей, которые приезжают туда [в Россию], абсолютно не зная русского языка, - не скрывает своего возмущения другой мигрант Абдумажид Маткаликов. - Как такой человек может найти работу и делать ее, не говоря уже о договоренностях по условиям и оплаты его труда. Нам часто бывает очень стыдно за своих земляков».
«От наших часто можно услышать, что менты ловят только их, - делится своим мнением двадцативосьмилетний Талант Узакбаев. – А кого же им ловить еще? Ходят небритые, немытые, как у себя в ауле, да еще пьяные. Ведь своим видом и поведением они раздражают любого прохожего, не то, что милицию…» С другой стороны, как сходятся во мнении наши собеседники, мигранты из Центральной Азии научили тамошних милиционеров брать взятку. По словам одного из гастарбайтеров, работающего в районе Ясенево в Москве, тамошние милиционеры уже знают «своих» людей в лицо, от чего последние ведут себя свободно. «В случае чего, можно выкупиться за сто-двести рублей», - думают они».
По словам другой нашей собеседницы, попросившей не называть ее имени, соблазну получить «лишние рубли» поддаются сотрудники и других служб, чаще всего жилищно-коммунальных хозяйств. Как сообщила эта девушка, разочаровавшаяся в действиях своих земляков в Москве, многие гастарбайтеры, «подрабатывающие жалкие, по тамошним меркам, гроши, подметая двор или моя подъезды многоэтажных домов, забирают друг у друга хлеб, подкупая сотрудников ЖКХ». «Одна из моих землячек предложила нашей хозяйке взять ее вместо меня, за что обещала ей ежемесячно «отстегивать» небольшую часть своей зарплаты, - рассказывает она. - Хозяйка оказалась хорошим человеком и отругала мою землячку, затем отобрала у нее часть работы и отдала мне». «Только потом я узнала, что такие сделки в нашем районе совершаются часто», - говорит она, не скрывая своего презрения.
«Русские в России не такие, какими мы знаем русских в наших краях. У наших русских нравы другие», - говорит один из мигрантов. Некоторые из них даже предлагают свои пути решения этой проблемы. Так, по мнению вышеупомянутого Абдумажида, подрабатывающего недалеко от Санкт-Петербурга, было бы целесообразно создать в Киргизии центры, где готовили бы мигрантов к поездке в Россию. «Научили бы людей хотя бы русскому языку, культуре общения, не говоря уже о какой-то профессии, без чего нашим людям приходится заниматься самыми грязными и низкооплачиваемыми работами», - делится своим мнением молодой человек.
Надо сказать, что этой проблемой в определенной степени озабочены и власти Киргизии. Так, руководитель представительства Государственного комитета по миграции и занятости Киргизии в Российской Федерации Тажимамат Шаболотов предлагает ввести обязательную проверку документов у всех, кто выезжает на заработки за пределы Киргизии.
«Очень часто происходит так, что наши трудовые мигранты добираются в Россию по старым, потрепанным документам, или, взяв их [чужие паспорта] у своих родственников, либо вообще без каких-либо удостоверений личности, - заявлял он в начале февраля на коллегии МИД страны по итогам 2006 года. По его словам, «нерадивость или беспечность» самих киргизстанцев потом отражается на сотрудниках представительства МИД страны и киргизских диаспор в России. Тажимамат Шаболотов также сообщил, что в скором времени их ведомство подготовит соответствующие памятки на киргизском и русском языках, в которых «будут даны все необходимые разъяснения для выезжающих в Россию».
По различным данным, ежегодно мигранты из Киргизии, работающие в России, переводят своим родным в общей сложности около 450-500 миллионов долларов, что почти равно годовому бюджету этой маленькой страны. Данные о количестве гастарбайтеров, осваивающих просторы необъятной России, разнятся больше. Одни называют цифру пятьсот тысяч, другие утверждают, что их около миллиона человек. При этом большинство экспертов и местных наблюдателей едины во мнении, что отток трудовых мигрантов из страны «увеличивается день за днем».
Провинциальный таксист из Джалалабадской области Рашид возит людей до столицы страны Бишкека, откуда те поездом отправляются в различные регионы России. По его словам, еще год назад в летнее время он и его коллеги вывозили только из их небольшого села с двадцатитысячным населением по 15-20 человек в неделю. А теперь «их стало в два-три раза больше». Он также отмечает, что если раньше уезжали более-менее образованные люди, владеющие русским языком и знакомые с ситуацией в России, то «теперь едут все подряд». «Ни русского языка не знают, ни порядков в той стране, - говорит наш собеседник. – Мы часто возим обратно домой людей, которые не нашли своего счастья в России. Каких только историй не приходится слышать от них!».
«Многие из них говорят, что тамошние порядки им не понравились. А как же?! Как говорят русские – со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Раз решил поработать там, будь добр – подчиняйся тамошним правилам», - заключает таксист.