Иностранные боевики способствуют «ползучей» талибанизации Пакистана и должны быть изгнаны из страны
Ожесточенные боевые столкновения между представителями племен и боевиками Исламского движения Узбекистана, происходящие уже более месяца в Южном Вазиристане, вызывают все большее внимание наблюдателей. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей перевод статьи, опубликованной накануне пакистанской англоязычной газетой The International News.
* * *
За время последних столкновений между иностранными боевиками и представителями племен в районе Азам Варзак (Azam Warsak) Южного Вазиристана было убито около трехсот человек, большинство из которых - узбеки, и намного больше ранено. Местные жители были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от урона и разрушений, которые всегда несут с собой подобного рода конфликты. Сражения начались несколько недель назад, и еще продолжались в момент написания статьи. Как сообщают с места боев, применяется тяжелое вооружение и даже артиллерия.
Кто эти иностранные боевики? Должны ли представители племен предоставлять им убежище? Правительство [Пакистана] выдвинуло им ультиматум, однако в настоящий момент еще сомневается насчет применения силы. Действительно ли узбеки, потерпевшие поражение, обратят свое оружие на другие цели вне Зоны племен? Все это вопросы, которые требуют изучения.
Считается, что узбекские боевики, которые в настоящий момент находятся в Зоне племен, принадлежат к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), чьей целью является установление Исламского государства в республиках Центральной Азии, Афганистане и Пакистане. Движением руководит Тахир Юлдашев, узбек, живущий в изгнании. В настоящий момент он перемещается между Северным и Южным Вазиристаном.
В республиках Центральной Азии существует порядка десяти мобильных террористических групп. Самыми сильными организациями являются ИДУ и Хизб-ут-Тахрир (ХТ) - смягченная версия ИДУ. Первоначально Тахир Юлдашев и Джума Намангани образовали партию «Адолат» в Узбекистане. Когда партия была запрещена, они переместились в Чечню, а затем в Афганистан, где образовали Исламское движение Узбекистана в 1998 г.
Целью ИДУ и ХТ является смещение нынешних правителей и установление исламского правления на всей территории центральной Азии, включая Афганистан. Идеи ультра-религиозного движения Талибан привлекли множество членов ИДУ. Сотни узбеков, чеченцев, таджиков и арабов переместились в Афганистан во время правления режима Талибан. В то время как многие из них обустроились на новом месте и живут спокойно, есть большое число людей, чьи цели и задачи не совпадают с заявленной политикой правительства Пакистана.
В то время, когда США атаковали Афганистан, в ИДУ, по имеющимся сведениям, насчитывалось около двух тысяч бойцов. Про-израильская политика США и убийства мирных граждан силами Коалиции в Афганистане разожгли антиамериканские настроения среди всех мусульман, включая соратников ИДУ. ИДУ дополнительно опиралось на тот факт, что, поскольку афганцы смогли вынудить советские войска покинуть страну, они могут сходным образом также заставить США и силы коалиции покинуть Афганистан.
Когда во время атаки США на Афганистан в ноябре 2001 г. [военный руководитель ИДУ] Джума Намангани был убит, Тахир Юлдашев принял на себя правление и переместился в Северный Вазиристан. Он также подвергся атаке пакистанских вооруженных сил, но ему удалось спастись. Члены ИДУ не имеют этнической близости с пуштунами, населяющими Зону племен, однако они оказались здесь желанными гостями преимущественно из-за их идеологических установок. Однако, гостеприимство, оказанное узбекам, превратилось в гнев, когда они повернулись против хозяев и начали атаковать представителей племен.
Предполагаемые связи ИДУ с Аль-Каидой и Талибаном, нарушение соглашения о неиспользовании пакистанских территорий для проведения атак внутри Афганистана вызвало раздражение правительства и проправительственно настроенных племен на территории Зоны племен. В телеинтервью с Камраном Шафи (Kamran Shafi) президент [Пакистана] признал, что Талибан, пользующийся поддержкой внутри Афганистана, получает поддержку также от религиозных экстремистских групп в приграничных районах Пакистана. Президент отметил, что хотя у нас нет причин комментировать действия ИДУ в другой стране, мы будем полностью в своем праве помешать иностранцам использовать наши территории для дестабилизации режима в соседней стране.
Правительство направило около 8000 солдат в Зону племен, тем самым обозначив свое намерение изгнать иностранных боевиков и тех, кто их поддерживает, с пакистанской земли. Тем не менее, представляется, что правительство осознает тот факт, что органы правопорядка подвергаются жесткой критике за использование армии против собственных граждан. Воздушная атака на религиозную семинарию в Баджауре (Bajaur), когда погибло порядка восьмидесяти студентов, создало дурную славу вооруженным силам [страны].
Сейчас видится, что правительство сменило тактику. В настоящий момент вместо применения войск оно использует проправительственных уважаемых старейшин племен для работы по изгнанию иностранных боевиков. Это добрый знак, что в неспокойном регионе на границе с Афганистаном существуют старейшины племен, которые предпринимают конкретные усилия для того, чтобы иностранные боевики не действовали вразрез с политикой правительства. Политика использования местных жителей для проведения переговоров с иностранными боевиками, безусловно, является позитивным изменением вместо предшествующей политики проведения полномасштабных военных действий для подавления антигосударственных атак иностранцев. Государство продолжает поддерживать племена, настроенные против иностранцев; тем не менее, в незначительной мере. Это связано с тем, что артиллерийская поддержка может оказываться только регулярными частями или сходными формированиями.
К сожалению, легитимность афганского джихада была поставлена под сомнение статусом неприкосновенности международной границы между Афганистаном и Пакистаном. В то время, как на территории Пакистана присутствует свыше двух миллионов афганских беженцев; проживает большое число иностранцев, которые принимали участие в войне с Советским Союзом; тех, кто сражался на стороне Талибана против Северного альянса, проживающих ныне в Зоне племен (согласно одному источнику, их более пятисот), перемещение групп через Линию Дюранда (Durand Line) не может быть полностью прекращено силами одного Пакистана. США и войска коалиции на территории Афганистана должны также увеличить усилия по предотвращению инфильтрации через границу.
Присутствие иностранных боевиков оказало негативное влияние на законность и порядок не только в Зоне племен, но также и в стабильных регионах Пакистана. Иностранцы внесли раскол в племена, разделившиеся на тех, кто их поддерживает, и тех, кто желает их изгнания из страны. Иностранцы злоупотребляют гостеприимством, оказанным им, когда они оказались в Пакистане после вторжения США в Афганистан. Их просили капитулировать, но поступил отказ. Они полностью вооружены и построили укрепления. Вместе с поддерживающими их в Зоне племен проталибскими силами иностранные боевики не только ставят под сомнение авторитет государства, но и без сомнения кусают руки, кормящие их.
Столкновения между узбеками и представителями племен привели к гибели нескольких сотен людей. Местные жители были вынуждены покинуть свои дома, чтобы не попасть под перекрестный огонь. Был нанесен урон авторитету племенных старейшин на их собственной территории, поскольку иностранцы установили контроль над несколькими районами. По некоторым сведениям, они организовали собственные тюрьмы и осуществляли судопроизводство, что всегда было прерогативой племенных собраний (джирга). Их отказ выполнять соглашение о не использовании пакистанских территорий для проведения атак на соседнюю мусульманскую нацию вносит раздор в дружеские отношения двух мусульманских соседей.
Именно из-за действий иностранных боевиков Пакистан становится мишенью для обвинений всех стран, чьи войска сражаются с Талибаном в Афганистане. Путем распространения собственных интерпретаций исламских ценностей они способствуют «ползучей» талибанизации некоторых частей Пакистана. Политика по изгнанию их из страны должна поддерживаться правительством и племенными старейшинами в Зоне племен.
Те узбеки, которые были схвачены, должны быть депортированы обратно в собственную страну, чтобы они понесли ответ за свои действия перед правительством Узбекистана. Все иностранцы, которые не готовы жить мирно, должны быть высланы из нашей страны. Наши религиозные лидеры необходимо должны осознать тот факт, что времена изменились с ранней эпохи ислама. Сейчас мы живем в мире, где существуют национальные государства с признанными международными границами, которые не могут пересекаться по чьей-то воле просто из-за этнической или идеологической солидарности с теми, кто находится по другую сторону границы.
Камал Матинуддин (Kamal Matinuddin) - генерал-лейтенант в отставке, автор двух книг, посвященных Афганистану. The International News. © Перевод ИА «Фергана.Ру»