Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Нижегородской области мигрантам помогают национальные диаспоры и журналисты

16.04.2007 09:05 msk, Владимир Лунин

Миграция  Россия

Согласно официальной статистике ГУВД Нижегородской области, большая часть мигрантов живет в этом волжском краю на нелегальном основании. По озвученным данным, за десять месяцев прошлого года разрешение на работу получили 6,5 тысяч приезжих. Однако незарегистрированных иностранцев в области оказалось в два раза больше. За тот же срок в регионе было выявлено более 13 тысяч нелегальных гастарбайтеров! Их могло быть гораздо меньше, если бы заявления мигрантов с просьбой выдать им разрешения на работу принимались и рассматривались без лишней волокиты.

Штурм

Желающих получить разрешение на работу в этом регионе немало. Однако им приходится сталкиваться с изрядными хлопотами. В Нижнем Новгороде для приезжих стало большой проблемой прийти и подать заявление, которое бы позволило получить разрешение на работу. Дошло до того, что в начале марта приезжий люд взял штурмом (!) офис регионального управления Федеральной миграционной службы (УФМС).

Причиной стало то, что в городе существовало всего одно «окно», куда прибывшим в регион мигрантам можно было обратиться и получить разрешения на труд в России. Да и то работало не каждый день, а три раза в неделю, причем прием длился всего два часа. Для того чтобы подать злосчастное заявление, людям приходилось часами простаивать в очереди, записываться в очередь заранее. Почти как в советские времена, когда граждане часами ожидали, что в магазин завезут дефицитный товар. Оставалось только ввести для мигрантов специальные талоны! Напрашивается еще одна историческая параллель – здание местного миграционного управления располагается в доме, описанном в пьесе Максима Горького «На дне». В этом строении жили герои ночлежки из бессмертного творения классика. Другое дело, что Лука, Сатин и иже с ними холодные ночи коротали внутри заведения. Но выходцам из бывших союзных республик в наши дни пришлось долгие часы ожидать на улице. Похоже, мигранты устали сутки напролет, да еще не морозе, проводить на историческом крылечке, здесь дневать и ночевать.

Штурм миграционной службы начался спонтанно, как только к растянувшейся очереди подъехали журналисты одной из местных телевизионных компаний. Корреспонденты хотели выяснить суть проблемы и рассказать о ней жителям Нижегородской области. Шутка ли, в одном из крупнейших регионов страны, где немало рабочих мест, приезжим весьма сложно подать заявление на получение разрешения на труд! Мигранты стали жаловаться съемочной группе на то, что их права нарушаются. А потом толпа из нескольких десятков человек оттеснила милиционеров и прорвалась в здание, куда мигранты не могли попасть, по их словам, неделями. Люди побежали к кабинету, чтобы подать наконец-то свои заявления с просьбой разрешить трудится. Когда напор приезжих ослаб, милиционеры снова закрыли двери миграционного управления.

После случившегося к народу вышел и.о. начальника регионального управления Федеральной миграционной службы Сергей Нетреба. Он пообещал людям увеличить количество пунктов, где можно подать заявления о разрешении на труд. Вышедшую из под контроля ситуацию удалось вернуть в спокойное русло.

И действительно, совсем скоро в трех районах города открылись новые пункты приема заявлений. Очереди к заветным «окошкам» стали меньше. Кстати, теперь иностранные граждане могут обратиться в новые пункты независимо от того, в какой из частей города они зарегистрированы. Любопытно, а можно ли было открыть эти «окошки» раньше, не дожидаясь всплеска народного возмущения?

Приезжих из стран ближнего зарубежья в России становится все больше. За один лишь прошлый год число мигрантов увеличилось в три раза. Теперь оно составляет, по официальным данным, 1 миллион 150 тысяч человек. По сути, это население небольшой страны. Немалая сила. Гораздо разумнее, думается, искать совместные цивилизованные пути решения бытовых и иных вопросов. А заставлять людей часами стоять на холоде, конечно, не дело.

Если раньше разрешения на труд для гастарбайтеров должен был оформить работодатель, то теперь это обязанность самих мигрантов. Есть еще одна причина, почему проблема получения разрешения на работу обострилась: новое миграционное законодательство увеличило штрафы для работодателей, которые используют нелегальных тружеников. Теперь мало кто рискнет взять на работу иностранца без необходимых документов.

Закон суров

Изменения в миграционном законодательстве сказались на жизни выходцев из ближнего зарубежья, прибывших в Нижний Новгород. В апреле руководители всех рынков города «отрапортовали о выполнении требований», согласно которым на их территории не осталось не одного приезжего продавца. Об этом средствам массовой информации и общественности сообщил заместитель директора департамента экономики, планирования, промышленности и предпринимательства городской администрации Михаил Романычев.

Впрочем, проверки рынков на предмет соблюдения законодательства никто не отменял. Сотрудники департамента вместе с представителями правоохранительных органов взяли ситуацию на рынках под контроль. Свою проверку объектов торговли проводит и региональное управление Федеральной миграционной службы. Согласно поправкам в миграционное законодательство, вступившим в силу с 1 апреля, на российских рынках не должно быть иностранных продавцов. Правда, другую работу мигранты выполнять смогут. Упомянутые поправки были приняты после того, как в карельском городе Кондопога вспыхнула драка между местными жителями и «лицами кавказской национальности». В результате выяснения отношений погибли два человека, произошли массовые беспорядки на межэтнической почве.

Тогда российское правительство выпустило постановление, согласно которому с 1 января 2007 года был введен полный запрет для иностранных работников на торговлю алкогольными напитками и фармакологической продукцией. С 15 января было сокращено число продавцов-мигрантов на рынках оптово-розничной торговли до 40 процентов, а с 1 апреля – и вовсе до 100 процентов.

Количество рабочих мест для мигрантов, таким образом, значительно уменьшилось. Быть может, после штурма регионального управления Федеральной миграционной службы подать заявление о разрешении на труд в России прибывшим в Нижний Новгород мигрантам стало немногим проще. Но вот найти работу теперь сложнее. Куда податься приезжим? Не спровоцирует ли эта ситуация всплеск преступности, ведь безработные и отчаявшиеся нередко пополняют криминальную среду, невзирая на национальность и гражданство? В любом случае, отношения между приезжими и правоохранительными органами оставляют желать лучшего.

Недавно нижегородский Центр помощи мигрантам сообщил о многочисленных нарушениях прав выходцев из стран ближнего зарубежья со стороны блюстителей порядка и представителей миграционной службы. В Центр обратились порядка сорока уроженцев Армении, Азербайджана, Грузии и других республик СНГ. Они пожаловались на несанкционированные проверки паспортного режима со стороны правоохранительных органов. Выяснилось, что около одной из школ милиционеры ждали, когда за своими детьми придут родители-армяне, и устроили проверку документов прямо возле учебного заведения.

Уроженцы стран ближнего зарубежья, живущие в Ленинском, Сормовском и Приокском районах города, посетовали на отказ продлить сроки их регистрации со стороны миграционной службы. Были жалобы и на оскорбления со стороны сотрудников правоохранительных органов, проверяющих рынки.

Диалог с властью

Конечно, лучшая профилактика конфликтов и недопонимания – открытый диалог. Немало проблем, связанных с миграционными процессами, можно решить за круглым столом. Удается ли мигрантам находить общий язык с представителями власти в Нижегородской области? В конце января в городе по предложению губернатора области Валерия Шанцева прошла конференция на тему «Нижний Новгород – территория межнационального мира и согласия».

На призыв принять участие в мероприятии живо откликнулись представители национальных диаспор, землячеств, трудовые мигранты. А в роли организаторов конференции выступили региональное отделение Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка и Управление общественных связей Губернатора области.

Вопросов обсудили немало. Один из основных – сотрудничество органов государственной власти с национальными, общественными и религиозными организациями, борьба с экстремизмом и ксенофобией. Как местным жителям и мигрантам найти общий язык? Для взаимопонимания нужны шаги навстречу друг другу. К примеру, представитель азербайджанской диаспоры в Нижнем Новгороде Заур Идрисов убежден, что в России выходцы из других стран должны не только жить по законам страны пребывания, но и чтить и уважать обычаи и культурные традиции коренных народов. По мнению Идрисова, в обязанности местных национальных культурных автономий и диаспор входит не только помощь в адаптации своих землякам, защита их прав. Нужно еще обязательно следить за жестким соблюдением ими российских законов.

Лидер азербайджанской диаспоры пообещал в законном порядке помогать прибывающим мигрантам в получении прописки и устройстве на работу. А еще рассказал о намерении проводить воспитательную и разъяснительную работу с приезжими. Обещал, что они получат необходимую информацию о том, как себя вести, чтобы не спровоцировать конфликт, не вызвать недовольства у коренных жителей Нижегородчины, - своеобразный ликбез для недавно прибывших мигрантов.

Заур Идрисов заявил, что представители местной национальной культурной автономии Азербайджана и члены его диаспоры одобряют новое российское миграционное законодательство. И выступают за то, чтобы оно жестко соблюдалось. Только так можно избавиться от тех, кто нарушает общественные порядок и установившийся уклад жизни. Идрисов уверен, что трудовые мигранты будут соблюдать новое миграционное законодательство. Он заверил, что азербайджанская диаспора в Нижнем Новгороде приложит для этого максимум усилий. Ведь все народы должны жить друг с другом мирно и дружно.

Мнение правозащитников

Правда, совсем другого мнения относительно изменений в миграционном законодательстве придерживаются российские правозащитники. На их взгляд, кампания против нелегальной миграции может лишь подстегнуть проявления расизма и ксенофобии. Общественное мнение не всегда способно разделить приехавшего из другой страны и устроившегося на законных основаниях в России рабочего и нарушающего законы представителя криминального мира с иностранным паспортом в кармане. Порой для обычных граждан все мигранты на одно лицо, «одним миром мазаны», им кажется, что приезжие несут угрозу своим пребыванием мирному существованию обывателя. Приехавших из бывших союзных республик нередко обвиняют в росте преступности, в обострении социальных проблем.

Вводимые для мигрантов ограничения противоречат российской Конституции, считает руководитель общественной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Ведь Основной закон предоставляет иностранцам в немалой степени те же права и обязанности, что и гражданам России.

Порой на мигрантов в России смотрят как на собак, отношение к ним – наплевательское, - считает председатель правозащитной организации «Аль Хак» («Справедливость»), президент Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, член Общественной палаты России Камилжан Каландаров. В то же время, то, как соблюдаются права приезжих, говорит об уровне культуры, о степени толерантности граждан страны, которая принимает мигрантов. По мнению Каландарова, нашей стране нужна трудовая миграция, так как снижается производительность труда, в год умирает более миллиона человек. А миграция – это естественный процесс, он не зависит от чьего-либо желания и неразумно пытаться искусственно его приостановить, так же, как бесполезно плевать против ветра.

Для того чтобы мигранты из Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Азербайджана могли жить и работать в нашей стране на благо России, возглавляемая Каландаровым правозащитная организация выполняет несколько проектов. Один из них – создание для трудовых мигрантов общежитий или гостиниц. В этих благоустроенных домах должен вестись учет, будет возможность пройти регистрацию, приезжие смогут рассчитывать на достойное медицинское обслуживание и питание. Другой проект – создание на рынках молельных комнат для мигрантов-мусульман. Ведь на рынках уже есть часовни, а вот молельные комнаты пока не созданы. Порой трудящиеся на рынках мусульмане не успевают доехать до мечети, чтобы совершить пятничную молитву. Пока эти проекты выполняются в Москве, но очередь за другими городами, в том числе и за Нижним Новгородом.

Что делать?

Как показывает жизнь, добиться соблюдения своих прав мигрантам сложно, но вполне возможно, было бы желание. Представители власти на контакт с приезжими идут, ведь миграционной политике в наши дни уделяется большое внимание. Не дай Бог, случатся в регионе события, схожие с кондопожскими. Проще предотвратить волнения, чем потом расхлебывать последствия межэтнических столкновений.

Помощниками мигрантов в защите их интересов могут выступить средства массовой информации, правозащитные организации, национальные и религиозные объединения и диаспоры. В Нижегородской области эти общественные институты работают активно, если судить по приведенным выше примерам. Решать свои проблемы в одиночку нелегко, проще сделать это сообща. Таким, я думаю, должно быть правило номер один для каждого приезжающего в поисках жилья и работы в Россию.