Таджикистан: Новый закон о религии еще не принят, но «лишние» мечети уже ликвидируют
Через пару недель таджикские законодатели приступят к рассмотрению законопроекта о поправках в закон «О свободе совести, религиозных объединениях и других организациях», подразумевающих существенное ограничение религиозных свобод.
Новая редакция закон подразумевает ограничение на количество действующих мечетей в стране и сделает практически невозможным получение официальной регистрации для большинства религиозных конфессий. Недоумение оппонентов правительства вызывает и то, что поправки к законодательству о религии разрабатываются кулуарно, без огласки. Информагентство «Forum 18» цитирует слова таджикского теолога Ибодулло Калонзода: «По сути, нынешнее законодательство разрабатывается анонимно».
Согласно разработанному неизвестными специалистами законопроекту, преподавание религии детям младше семи лет, а также все формы религиозного образования на дому должны быть запрещены.
В июне текущего года представители христианских и иных (нетрадиционных для Таджикистана) религиозных организаций направили письмо президенту, в котором они выражали глубокую озабоченность тем, что новый законопроект подорвет существующую защиту гарантированной конституцией свободы совести. В письме говорилось, что «законопроект создает совершенно невыполнимые условия для регистрации организаций религиозных меньшинств, как уже существующих, так и вновь создаваемых, тем самым, обрекая верующих исповедовать свою веру нелегально, что предполагает в будущем репрессии к ним со стороны государства за их вероисповедание».
Опасения представителей нетрадиционных религий вполне оправданы: законопроект предполагает введение полного запрета и на любые формы миссионерской деятельности. Однако, новая редакция закона о религии может ударить и по свободам мусульманской общины.
Больше всего верующие-мусульмане обеспокоены тем, что, согласно законопроекту, количество мечетей в стране может быть сокращено из странного расчета: одна мечеть на двадцать тысяч жителей в сельской местности и на тридцать тысяч жителей - в городах. В Душанбе своеобразный «лимит» урезан еще сильнее: жителям столицы будет разрешено иметь одну мечеть на шестьдесят тысяч жителей.
Таким образом, из двадцати восьми официально действующих в Душанбе мечетей может остаться всего шестнадцать. Однако, как заявляют местные мусульманские лидеры, уже сегодня мечети не могут вместить и половины верующих, желающих помолиться в пятницу (пятница – священный для мусульман день, а пятничный намаз собирает наибольшее количество прихожан. – прим. ред.).
Не дожидаясь принятия нового закона, власти таджикской столицы начали проводить мероприятия, направленные на упорядочивание мусульманского культа. С марта месяца текущего года в разных районах Душанбе проводятся массовые проверки, вследствие чего деятельность нескольких мечетей была приостановлена. И в эти дни по распоряжению мэра города Душанбе М.Убайдуллоева в столице Таджикистана проводится проверка общественных мест. Этот вопрос обсуждался на днях на совещании в хукумате (администрации) города Душанбе. На совещании было подчеркнуто, что проверки и аттестации в соборных мечетях будут проводиться по предложению их имам-хатибов (настоятелей) на основе действующего законодательства республики о религии и религиозных организациях, а также инициированного президентом закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».
|
По данным прокуратуры, в ряде районов столицы общественные места, которые предназначены для проведения торжеств и иных мероприятий, незаконно используются в качестве мечетей.
Как сообщили корреспонденту «Фергана.Ру» в хукумате душанбинского района Сино, в ходе последних рейдов только в этом районе по разным причинам было ликвидировано пять мечетей (в марте агентство «Регнум» сообщало о сносе в этом районе пятидесяти семи мечетей). В некоторых районах столицы отмечены стычки между представителями властей и местным населением, которое активно сопротивлялось закрытию мечетей.
Напомним, ранее власти Душанбе запретили использовать громкоговорящую аппаратуру в мечетях для призыва на молитву. В текущем году в республике был также введен запрет на ношение религиозной одежды для учащихся средних школ и студентов высших учебных заведений.
Вероятно, за попыткой правительства ужесточить контроль над религиозной жизнью граждан стоит вполне понятное стремление ограничить влияние радикального ислама, в частности, набирающей в последние годы популярность запрещенной религиозной партии «Хизб ут-Тахрир». С другой стороны, жесткая антиклерикальная политика властей вызывает резкое недовольство в среде вполне умеренных, аполитичных мусульман. Давление государства может вынудить их отправлять свой культ подпольно, а, следовательно, превратит в правонарушителей.