Цементный «сквозняк» в Киргизии: На юг страны контрабандный цемент ввозится, а с севера – вывозится
Несколько месяцев назад президент Киргизии Курманбек Бакиев заявил, что в стране начался «строительный бум». Вскоре это заявление косвенно подтвердилось возникновением острого дефицита главного строительного материала – цемента, цены на который взлетели и продолжают расти.
Продукция главного цементно-шиферного комбината, расположенного в городе Кант на севере Киргизии, не может покрыть потребности всей страны, поэтому часть этого важнейшего строительного материала в южные регионы ввозится из соседнего Узбекистана - с Кувасайского цементного завода. Судя по участившимся в прессе сообщениям о задержании контрабандного товара, немалая часть импортного цемента прибывает в регион незаконным путем. На севере страны таможенники тоже задерживают контрабандный цемент, но уже - на пути в Казахстан. Объемы ввозимого и вывозимого груза впечатляют - только в одном случае было задержано более одной тысячи тонн цемента: тридцать девять тяжелых грузовиков направлялись в Казахстан, где этот стройматериал стоит в два-три раза дороже.
Хочется сделать лучше, но получается…
Согласно принимаемым правительством Киргизии мерам по обеспечению внутреннего рынка республики цементом и шифером, эксклюзивное право на экспорт продукции железнодорожным транспортом предоставлено только трем киргизским предприятиям-производителям ценного стройматериала. Для контроля выполнения постановления образованы мобильные группы из числа сотрудников Государственного таможенного комитета, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Пограничной службы, Финансовой полиции и даже Госкомитета национальной безопасности.
В качестве меры борьбы с контрабандой правительство ужесточило персональную ответственность руководителей таможни и Погранслужбы. «Мы должны избавиться от института воров, контрабандистов и посредников», - считает премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев. Кроме того, для достижения наибольшего эффекта в борьбе с нелегальным вывозом строительных материалов средства от реализации конфискованного контрабандного цемента решено направить на поддержку Пограничной службы. Однако…
«Пока цена на цемент в Казахстане, который находится в десяти километрах от нас, будет составлять сто восемьдесят долларов за тонну, а в Киргизии – около пятидесяти долларов, контрабанда не исчезнет», - заявил генеральный директор Кантского комбината Данияр Салин на прошедшем в начале июня заседании кабинета министров страны.
Отпускная цена цемента на киргизских предприятиях составляет около 2,4 тысячи сомов ($65) за тонну. Однако компании-посредники способствуют повышению конечной цены в два-три раза. Для решения проблемы предприятие-монополиста «Кантский цементно-шиферный комбинат» обязали открыть в столице и областных центрах пункты реализации цемента населению. Установлен и лимит – предоставлять для внутреннего рынка республики не менее ста тысяч тонн цемента в месяц. Однако трудно представить, как предприятие с мощностью один миллион тонн в год справится с такой «задачей». Ведь даже если комбинат будет работать исключительно на внутренний рынок Киргизии, отказавшись от поставок в Казахстан по более высоким ценам, в год он должен производить по миллиону двести тонн продукции. При этом, стоит отметить, власти еще не успели посчитать реальные потребности внутреннего рынка в цементе. Известно только, что они растут быстрыми темпами, из-за увеличения строительства индивидуальных домов гражданами, которые из России и Казахстана, куда ездят на заработки, привозят «живые» доллары. А это – немалые суммы. По информации члена секретариата инвестиционного совета при президенте Киргизии Рафката Хасанова, «если в 2000 году доход от них [от денежных переводов трудовых мигрантов] составлял три-пять процентов ВВП, то в 2006-м – около тридцати процентов. Это почти миллиард долларов». «В Киргизии растет объем денежных накоплений, и население, что вполне естественно, стремится приобрести недвижимость. А рынок реагирует на этот спрос», - отметил чиновник.
Между тем, правительство Киргизии пригрозило ввести стопроцентную пошлину на экспорт цемента, если его производители не поспособствуют снижению цен на этот товар. Однако в условиях, когда киргизская сторона владеет всего тринадцатью процентами активов предприятия-монополиста, а остальные принадлежат казахским бизнесменам, такими угрозами проблему не решить.
Напомним, в бытность главой Киргизии Аскара Акаева Кантский цементно-шиферный комбинат был продан, как утверждали оппозиционные СМИ, зятю экс-президента – гражданину Казахстана Адилю Тойгонбаеву всего за $1,7 миллиона, при начальной цене в пять миллионов долларов. Теперь на внешний рынок отправляется около пятидесяти процентов продукции этого предприятия-монополиста, и половина этого объема, по словам премьера Алмазбека Атамбаева, переправляется на территорию сопредельных стран, в основном - в Казахстан, контрабандным путем.
Заколдованный круг?
По мнению руководителя государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам Киргизии Владимира Зубкова, малые частные предприятия смогут производить до 200-250 тысяч тонн цемента в год. В стране отмечается рост числа предпринимателей, намеревающихся открывать небольшие предприятия по производству цемента, кирпича и разработкам сырья для выпуска стройматериалов. Открываются карьеры по добыче песка, гравия и щебня, создаются малые кирпичные заводы в регионах. Но почему-то до сих пор в стране не появляются новые производители цемента, как некогда в стране «не нашлось» местных бизнесменов, пожелавших бы выкупить прибыльнейший Кантский цементный комбинат.
Год назад власти страны громогласно заявляли о начале строительства цементного завода в городе Кызыл-Кия Баткенской области, где ощущается наибольший дефицит этого материала. Стройка ведется с участием китайских и казахских инвесторов. Завод мощностью один миллион тонн цемента в год, на котором будет создано около тысячи рабочих мест, должен был заработать уже в этом году. Но пока больше сообщений слышно о проблемах вокруг этого проекта, чем о его завершении в срок.
Не повезло и второму цементному заводу в Кызыл-Кие. Вскоре после подготовительных работ выяснилось, что акционерное общество «Аксай-цемент», планирующее строительство второго завода, не является российской компанией, как заявлялось ранее, а зарегистрировано в одной из оффшорных зон на Кипре. Кроме того, по заявлению властей, строительство этого объекта могло вызвать экологические проблемы, поскольку два строящихся завода разделяют всего шесть километров. Все это вкупе с возможными проблемами с энергоснабжением и железнодорожным транспортом заставило перенести этот проект в город Ташкумыр Джалалабадской области. Однако по непонятным причинам, несмотря на наличие дешевой электроэнергии (рядом находятся сразу две ГЭС), железной дороги и запасов сырья на двести лет, и самое главное - заинтересованности потенциальных иностранных инвесторов, дело так и стоит на «мертвой точке».
В связи со сложившейся ситуацией вокруг строительства цементного завода на юге Киргизии свою озабоченность выразил и тогдашний посол России в этой стране Евгений Шмагин. Дипломат высказал мнение, что «ухудшение ситуации с данным объектом может повлиять на дальнейшие совместные киргизско-российские проекты, такие, как строительство каскада ГЭС на реке Сары-Жаз».
По словам одного из бизнесменов, торгующих цементом на протяжении нескольких лет, в настоящее время на ситуацию вокруг рынка реально влияют вездесущие китайцы, которые предлагают свой, более дешевый цемент. «Кувасайский и Бекабадский заводы тоже выкупили казахстанцы, которые резко повысили цены, - сказал анонимный источник ИА «Фергана.Ру». – Из-за низких цен на китайский цемент наши [производители] вынужденно снизили свои цены. Но всем этим предприятиям выгодно продавать продукцию в Казахстан, где она стоит дороже в несколько раз, а потребности [в ней] - неограниченные».
По мнению большинства участников рынка, проблему с обеспечением потребностей страны в цементе по доступным ценам невозможно решить при нынешней коррупционной системе, которая и тормозит строительство новых заводов на юге страны. «Люди, которые принимают решения, так же, как и прежние правители, больше озабочены своими личными интересами, - сказал на правах анонимности другой бизнесмен. – Пока не решится вопрос о «теневом хозяине», в регионе не начнется строительство ни одного предприятия». Торможение новых перспективных проектов и уже начавшегося строительства цементного завода на юге страны говорят в пользу такого вывода.