Туркменистан: К.Бердымухаммедов следует опробованным курсом своего предшественника
Ожидание серьезных перемен в Туркменистане после прихода к власти в этой стране нового президента Курбанкули Бердымухаммедова на протяжении более полугода заставляло экспертов и комментаторов искать и находить признаки нового курса. Практически все склонялись к мысли о том, что реформы будут проводиться медленно, но неуклонно, а прежняя система, созданная при покойном Сапармурате Ниязове (Туркменбаши), подвергнется серьезной трансформации.
Однако сущность режима, созданного за шестнадцать лет независимости Туркменистана, не позволяет говорить о серьезных перспективах его изменения и проведении реформ, имеющих принципиальное значение для общественно-политического и хозяйственно-экономического развития. Тем не менее, каждое из заявлений К.Бердымухаммедова и любой его визит за рубеж анализировались с целью найти признаки уже начинающихся реформ, направленных на «дебашизацию» страны. Этот ошибочный и во многом порожденный ожиданиями, логичными с точки зрения общего посыла, тезис в действительности имеет мало общего с туркменистанской реальностью. На данный момент окончательно вырисовался основной контур поведения нового президента как во внутренней, так и внешней политике. Его главными чертами стали:
- демонстративная разновекторность на международной арене, базирующаяся на традиционном использовании углеводородных ресурсов, задействованных как инструмент воздействия на внешнеполитического партнера;
- подчеркнутая приверженность нейтральному статусу, объявленному в период Туркменбаши в интересах укрепления позиций созданного режима и используемого для получения поддержки от стран-участниц борьбы за Центральную Азию;
- вербально оформленные, но не подкрепленные конкретными шагами интенции к демократизации страны, переходу ее экономики на рыночные отношения и борьбе с коррупцией.
Подготовка к визиту К.Бердымухаммедова в США, проходящая сейчас в Ашхабаде, имеет для туркменского президента особое значение. Официально ему предстоит участвовать в сессии Генеральной ассамблеи ООН. Однако в действительности наиболее важной частью поездки в Америку для главы Туркменистана будет встреча в Госдепартаменте и, если удастся, с президентом США. Обещания провести экономические реформы и создать образовательные и планирующие институты, позволяющие реализовать финансово-экономические мероприятия на пути к рыночной экономике, за рубежом были восприняты достаточно оптимистично. На это, судя по всему, и делался главный расчет. Более того, некоторые представители оппозиции также выразили надежду на изменения. Таким образом, была достигнута цель, при которой критики и противники созданной в стране системы будут постоянно находиться в состоянии ожидания, а к их голосу в случае слишком упорного неприятия существующих в современном Туркменистане реалий не будут прислушиваться ни в стране, ни за рубежом.
Предыдущие действия властей в сфере экономики позволяют говорить о том, что в действительности они не настроены на проведение реформаторского курса. Так, в частности, прозвучавшие обещания о реформировании сельского хозяйства, которое по своему уровню развития уже не удовлетворяет элементарным требованиям времени, оказались фактически не выполнены. В хлопководстве господствуют методы «сбора урожая», сохранившиеся с советских времен и усиленные при С.Ниязове, а именно – принудительный труд. Достаточно сложная ситуация, сложившаяся в прошлом году с урожаем зерновых, судя по всему, не изменится, а отсутствие объективной статистики позволяет говорить о том, что власти опасаются оглашать реальные цифры по целому ряду секторов экономики. Так, в частности, продолжают оставаться неизвестными настоящие данные по запасам углеводородов в Туркменистане; суммы, получаемые правящим режимом за экспорт сырья из страны; размер золотовалютных резервов госбанка; уровень инфляции. Более того, до сих пор нет точных данных о населении Туркменистана, если конечно не считать оглашенные еще Ниязовым фантастические цифры прироста населения в стране, где фактически была уничтожена сеть медицинского обслуживания населения.
Ставка нынешнего руководства в лице К.Бердымухаммедова и нескольких его ближайших сподвижников, делается на создание атмосферы ожидания как внутри Туркменистана, так и за рубежом. Внедрение в общественное сознание мысли, в соответствии с которой реформы в стране нельзя провести быстро, а отказаться от ниязовского наследия нельзя даже сейчас в силу некой специфики общества и менталитета граждан, используется для того, чтобы получить время на приспособление существующей системы к нуждам нынешнего руководителя страны. Именно это обстоятельство и никакое другое обуславливает столь высокую активность К.Бердымухаммедова на внешнеполитическом направлении. Этот стиль был характерен и для бывшего президента - С.Ниязова, который проводил «политику обещаний» в период создания собственного авторитарно-тоталитарного режима.