Узбекистан: Кто поможет детям, брошенным собственными родителями?
|
На попечении этого учреждения находятся около шестидесяти грудных младенцев, большинство из них страдает врожденными аномалиями развития. У совсем крошечных малышей сразу после рождения медики зафиксировали такие отклонения, как атрофированные конечности, «волчья пасть», «заячья губа», детский церебральный паралич. Именно такой приговор судьбы становится главной причиной того, что от них отказываются родители. Взрослые не хотят брать на себя ответственность за дальнейшую реабилитацию своих детей, перекладывая эти заботы на плечи государства.
Раньше считалось, что такие дети рождаются, в основном, у сельских женщин и являются следствием использования сильных ядохимикатов при опылении хлопчатника. Несмотря на то, что такая сельскохозяйственная практика в Узбекистане давно канула в небытие, рецидивы рождения детей с врожденными аномалиями на селе встречаются и поныне. Медики фиксируют такие патологии и у «городских» новорожденных. Как правило, такое потомство - результат злоупотреблений алкоголем и наркотиками.
Раньше в специализированных Домах ребенка питомцы содержались до трехлетнего возраста. Затем их переводили в обычные детские дома. С недавнего времени в своем первом приюте малыши стали воспитываться до семилетнего возраста, что, по мнению специалистов, более эффективно с точки зрения психологической адаптации к жизни.
- Есть ли у таких детей иная перспектива, нежели детский дом? - спрашиваю у руководителя Самаркандского специализированного Дома ребенка Махсуды Сохибовой.
|
Фергана.Ру: - Есть ли примеры, когда папой и мамой ребенка становятся граждане другого государства?
С.Сохибова: - У нас есть правило, согласно которому граждане иностранных государств могут усыновить или удочерить только того ребенка, чьи проблемы со здоровьем не могут решить местные медики. Случаи, когда наш питомец оказывается за рубежом, редки и бывают примерно раз в год. Например, в последний раз наши врачи никак не решались на операцию по устранению врожденной аномалии. Ситуация, действительно, была рискованной, и ее исход после вмешательства хирургов никто не брался предсказать. В то же время на ребенка были претенденты из-за рубежа, которые взяли на себя всю ответственность за лечение малыша. Было решено разрешить усыновление, но с рядом условий. В частности, новые родители ребенка должны регулярно присылать фото и видеоматериалы, рассказывающие о судьбе мальчика. Мы до сих пор получаем от этой семьи такие подтверждения, свидетельствующие о том, что его судьба сложилась благополучно. Малышу была сделана операция, проведены все необходимые реабилитационные мероприятия, и сегодня этот ребенок ничем не отличается от своих сверстников.
Когда родители бросают родившегося с аномалиями ребенка, это нельзя оправдать, но все же как-то можно понять. Но среди питомцев этого учреждения есть и вполне благополучные дети. Это те, которых относят к незапланированным или нежелательным. Они - результат легкомыслия взрослых.
К примеру, здесь воспитывается мальчик, которого принес молодой человек лет семнадцати. Он встречался со сверстницей, и та забеременела. Родители молодых людей были против их женитьбы. Все кончилось тем, что девушка родила ребенка, принесла младенца к несостоявшемуся жениху и оставила у него: вот, мол, это твое, делай что хочешь. Юноша принес его Дом ребенка.
Примерно таким образом от «компромата» в виде нежелательных детей иногда избавляются приезжие студентки. Однако в аналогичные ситуации попадают не только совсем юные ребята, но и взрослые. Так, одна замужняя дама, имеющая троих детей, уехала в Россию на заработки. Там она безвыездно находилась несколько лет, а муж на родине занимался семьей. И вот она сообщает мужу о том, что беременна и едет домой рожать. О тонкостях взаимоотношений в этой семье неизвестно, но муж разрешил своей блудной женушке воспроизвести на свет дите, а потом принес его в Дом ребенка.
То, что судьба к питомцам Дома ребенка оказалась неблагосклонной с первых минут их жизни, очевидно. Многим из них не суждено пережить счастье родительских ласк и нежностей. В маленькой стране, о которой поется в песне Наташи Королевой, как и в большом мире, порой бывает слишком много одиночества и безысходности. Отрадно, что заглушить тоску в детских глазах пытаются не только те, кому это положено по долгу службы. Самаркандский специализированный Дом ребенка расположен в центре густонаселенного жилого массива и его жители - свидетели того, как незнакомые люди привозят сюда игрушки, одежду, разные вкусности. Сотрудникам Дома ребенка неизвестны ни имена, ни адреса этих людей. Кто знает, возможно, среди них есть и родители их питомцев.