Алишер Саипов - гордость своего народа
Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. Он был настоящим журналистом, человеком, который постоянно находился в поисках сюжетов и информации, который мог найти общий язык со всеми - исламистами и технократами. Но то, что отличало его от других, это то, что он был истинным патриотом своего народа. Это была неординарная личность, сочетание быстрого ума, творчества, хватки и в то же время чрезвычайной степени воспитанности и моральных принципов.
Последняя фотография Алишера Саипова. Фото Шахиды Тулягановой, 23 октября 2007.
Газета «Сиесат» была его детищем. Я помню, как этой зимой мы сидели у него в офисе и разрабатывали редакционную политику газеты, которая должна была стать самым популярным изданием на юге Кыргызстана. И она стала: ее читали, читатели приходили сами и забирали ее на распространение.
Я была рядом, когда родилась его дочка Зулейхо, всего два месяца назад. Он ее обожал. И только вчера, когда мы сидели у него в офисе, он рассказывал, как в первый раз кормил ее яблочным пюре и как она смешно причмокивала.
Алишер знал, что его жизнь находится под угрозой. Он говорил об этом мне много раз, однако он всегда отшучивался, когда его предупреждали быть осторожным. Несколько дней назад, около его офиса появились незнакомые люди, которые подошли к нему с незначительным вопросом. Они были из Узбекистана. За день до смерти они появились снова. У нас появились опасения, но опять таки, мы не предприняли мер предосторожности.
За ним была слежка. Он был убит вечером, когда стемнело. Люди, которые за ним следили, прекрасно знали, что из офиса Алишер выходит поздно. Они убили его подло, расстреляв на улице.
У меня только одно предположение относительно тех, кто это сделал. В его смерти были заинтересованы только узбекские спецслужбы. Он представлял для них угрозу. Газета «Сиесат» стала наращивать популярность, она стала просачиваться в Узбекистан. Источник в Андижане сказал Алишеру, что за его голову объявлена награда в 10 тысяч долларов. Алишер, как сейчас помню, отреагировал: «что-то мало за меня дают»…
За день его смерти мы сидели у меня дома в Оше, обсуждали наши планы по медиа-бизнесу. В день его смерти мы обедали в чайхане, кушали плов, потом пошли в офис - у Алишера было много работы.
Вечером мы все собирались ехать в Карасу, нас пригласили туда на ужин. Сидели, шутили друг над другом. Алишер должен был отправить письмо по электронной почте кому-то, он сказал, чтобы мы ехали, а он возьмет такси и приедет чуть позже. Я помню свой последний вопрос: точно приедете? Он, смеясь, сказал: «конечно, сестра». Потом я его увидела только у него дома, мертвым. Он лежал такой красивый, несмотря на два пулевых ранения в голову, на его лице было только два кровяных подтека.
Мне он был младшим братишкой, я была его сестрой. Мы были единомышленниками и та боль, которая у меня сейчас, непередаваема.
Алишер посвятил свою жизнь правде, он обличал тот бесчеловечный режим, который царит в Узбекистане, и его смерть стала подтверждением этому. Мы, узбеки, потеряли одного из самых лучших своих сыновей.
Шахида Туляганова