Узбекистан: Снять деньги с карточки можно только в банкоматах Сената
Недавно Центробанк Узбекистана сообщил, что в течение 2007 года количество выпущенных в оборот пластиковых карточек увеличилось на 3,7 млн. А на днях в редакцию узбекского информационно-аналитического Интернет-издания Newsuz.Com поступило письмо от читателя, который поделился своей озабоченностью по поводу того, что ему так и не удалось где-либо обналичить имеющиеся на его пластиковой карте деньги.
* * *
«И кто придумал эти пластиковые карточки! Уж лучше бы получали зарплату по старинке, расписываясь в ведомостях у кассира и пересчитывая свои кровные, держа их в руках. А теперь - придумали эти карточки и наши карманы сразу опустели.
В принципе, карточка - это очень даже удобная вещь: не нужно носить наличные, забивая ими свои карманы. На маленькой карточке можно хранить миллионы денег. Да и в обычных магазинах вроде бы удобное средство для расчетов. Если не маленькое, но очень существенное «но»: имея на карточке деньги, не можешь их обналичить. Всем известно, что обналичить деньги можно в банкоматах. А в Узбекистане, а точнее – в ташкентских банкоматах денег нет. Я убедился в этом лично: не осталось в столице ни одной конторы, в которых установлены банкоматы, где бы я ни побывал в поисках наличных денег. И нигде их не нашел.
Моя карта открыта в Асака-банке. На ней у меня лежат несколько сот тысяч сумов (тьфу-тьфу, чтоб не сглазили). Раньше, когда в Асака-банке не было наличных, я пользовался услугами других банков, за что приходилось доплачивать определенные проценты. И на этот раз я, готовый на четырех-пятипроцентные комиссионные за услуги, попробовал обратиться в другие банки. Но, к моему большому разочарованию, и их постигла денежная «засуха».
Тогда я пришел в офис банка. Меня встретил один из работников отдела по финансовым операциям. Я объяснил ему ситуацию, сообщив, что очень нуждаюсь в деньгах, но никак не могу обналичить деньги в банкоматах.
- Знаем, ака, но что поделаешь, есть задание Центробанка, - развел руками банковский служащий. - Ни один из банков не выдает наличные. Все только принимают.
- Ого! А почему Центробанк дает такие приказы? Что-нибудь случилось? – начал я расспрашивать сотрудника банка.
Банковский служащий, видимо, по молодости, стал подробно объяснять мне ситуацию: «Сейчас конец месяца, Центробанк пересчитывает денежные средства, находящиеся на его балансе. Естественно, банк заинтересован, чтобы этих средств было по возможности больше. Подошел отчетный период, подведение итогов в двери стучится. И поэтому Центробанк дал подконтрольным себе банкам негласное задание: наличные только принимать и ни в коем случае не выдавать».
Разговорились мы с банковским служащим, между нами наладились доверительные отношения, и я смог получить ответы на многие вопросы. Пользуясь случаем, я попросил у банкира дружеского совета: есть ли хоть какой-нибудь способ получить деньги? Готов, мол, отблагодарить…
- Есть один способ, - подумав, ответил мой собеседник. - У вас, случайно, нет знакомых в Сенате?
Я сразу же вспомнил, что такой человек у меня есть.
- Есть, а что? Надо, чтобы оттуда вам позвонили? – поинтересовался я.
- Нет, просто карточку можно обналичить только в банкоматах, расположенных в здании Сената. Если у вас там есть знакомый, то он может вам помочь.
От этих слов я расстроился: неудобно просить уважаемого человека, работающего в таком высоком органе, как Сенат, чтобы он помог мне получить деньги в банкомате. Другое дело, попросить его позвонить в банк, я бы его как-нибудь упросил.
Из банка я вышел вконец удрученный. Стал сильно сожалеть, что я не сенатор. Эх, не умеем мы жить, как люди живут. Нужно было любым способом добиться сенаторского кресла. Не было бы тогда столько беспокойств, головной боли. Спокойно бы обналичивал карточку в банкомате в здании Сената…
По дороге я зашел на рынок – надо было купить кое-какие продукты. И хотя в моем кармане - ветер свистит, но теплится в душе надежда, что попадется мне продвинутый, так сказать, продавец, знакомый с последними достижениями банковских расчетов, и я смогу договориться с ним и оплатить свои покупки пластиковой картой.
Желая купить детишкам яблок, я направился во фруктовый ряд. В глаза сразу бросились яркие, краснобокие яблоки. Начал торговаться. Но, увы, случилось то, чего я опасался.
Говорю продавщице: «У меня карточка, можете получить по ней деньги?» Она посмотрела на меня как на умалишенного и ответила: «Не нужна мне ваша картошка. Платите деньгами. А со своей картошкой идите вон туда, в овощной ряд».
Неудобно стало мне очень перед всеми. Стыдно. Вышел с базара мрачнее тучи.
И пришел я к выводу, что эти пластиковые карточки хороши только за рубежом. Потому как там нет базаров, везде супермаркеты, где даже пучок зелени можно купить по банковской карточке. А на Востоке, куда ни глянь, - базар. Народ, верный многовековым традициям, вряд ли откажется от такого уклада жизни».
Басыт Алиев
* * *
От редакции. Ранее «Фергана.Ру» рассказывала о том, как жителей Узбекистана, в частности - школьных учителей города Самарканда, приучают пользоваться пластиковыми банковскими картами. В заметке речь шла о том, что на выданные преподавателям карты отчислялись десять процентов от зарплаты. Поскольку в Узбекистане система оплаты покупок кредитной или дебетовой картой пока не получила распространения, не оборудованы соответствующими считывающими устройствами многие магазины, не говоря уже о базарах. Поэтому своей картой педагоги могут оплатить продукты только в специальных магазинах, ассортимент которых сформирован по типу сельпо. Подчеркнем – оплатить продукты, но не обналичить деньги.
Судя по письму узбекистанца Б.Алиева, с нынешней проблемой обналичивания денег, лежащих на банковской карте, ввиду их полного отсутствия в банкоматах столкнулся не он один. Приглашаем читателей «Ферганы.Ру» поделиться своим опытом использования пластиковых банковских карт в Узбекистане.