СМИ должны не просто освещать преступления скинхедов, но и заниматься воспитанием уважения к другой национальности
Я вспоминаю эпизод, который привел меня к парадоксальному выводу: российская пресса охотно и активно освещает страшные сюжеты преследований и гибели граждан стран Центральной Азии и Закавказья в России, но остается совершенно инертной в деле воспитания толерантности среди темных, дремучих масс нашего народа.
Весной 2006 года мы с коллегами (я работаю в Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии) готовили очередной – десятый – Форум национальных кинематографий. В программе, как всегда, - самые интересные, яркие, спорные фильмы постсоветского региона за истекший год. Делегация гостей – под сто человек. Мэтры, состоявшиеся еще в рамках СССР, и зубастые дебютанты. Режиссеры, продюсеры, киноведы – словом, представители творческих элит своих стран.
Показы и дискуссии проходили в зале Федерального Агентства по культуре и кинематографии РФ в Большом Гнездниковском переулке (самый центр Москвы). Я как пресс-секретарь мероприятия предусмотрела для московских журналистов, по-моему, всё: пресс-конференция прошла заранее, в ИТАР-ТАСС; информация о программах и участниках была обнародована максимально широко; вход на показы был свободный; каталоги, пресс-релизы, диски с фотоматериалами были в постоянном открытом доступе.
И что вы думаете? На открытие и на показы в дни работы Форума к нам приходили исключительно те кинокритики, которые традиционно следят за кино означенного региона. Человек десять. Остальные кино- и просто журналисты отмахивались от моих призывов прийти и посмотреть свежайшие фильмы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Украины. А ведь кино – это нагляднейший срез состояния самосознания народа, общества, индикатор его исторических рефлексий и поисков своего пути в будущем. Куда там! Крутому москвичу-журналисту есть чем заняться. Ни ему, ни его читателю не интересны истории о кавказских поэтах и азиатских кишлаках.
Форум дошел до середины, когда случилось несчастье с одним из наших гостей. Армянского режиссера Микаэла Давлатяна в подземном переходе ударили по голове стеклянной бутылкой из-под пива. Слава Богу, рана не была глубокой – он сам приехал к нам в Гнездниковский. Но в этот же день на одной из станций московского метро был убит мужчина-армянин, и несколько человек из делегации участников Форума видели, как милиционеры убирали в черный мешок мертвое тело. Гости (добрая половина которых – наши друзья и коллеги из стран Центральной Азии и Закавказья) были не на шутку напуганы и робко попросили провожать их до гостиницы по вечерам. С того дня мы заказали автобусы и «конвоировали» делегацию от двери до двери.
Парадокс, но жуткий инцидент с М.Давлатяном оказался таким мощным информационным поводом для московских СМИ, о каком я, со всеми своими пресс-конференциями и благородными идеями о роли национальных кинематографий, даже мечтать не могла. Раненого Микаэла увидел кто-то из киножурналистов, передал «по цепочке», и пошло-поехало! Телефон мой трещал каждые десять минут – все новые и новые корреспонденты просили посвятить в подробности «нападения скинхедов на гостя Форума национальных кинематографий Микаэла Давлатяна». Как стервятники слетаются на мертвечину, так наши журналисты накинулись на самое страшное и позорное, что произошло во время Форума.
Я ни в коей мере не умаляю драматизма случившегося, но вот что думаю: может, если бы в наших СМИ изначально рассказывалось об истории, о культуре (прошлого и настоящего!) армян, азербайджанцев, грузин, таджиков, узбеков, казахов, киргизов, туркмен, то и общество российское потихоньку просвещалось бы?.. СМИ в наше время играют неадекватно важную роль в формировании людского сознания. Так чего же мы хотим, если видим на экранах и читаем в газетах исключительно об убийствах «азиатов»?! Разрабатывается одна-единственная тема: «азиат в Москве» (реже – в России). Что за эгоцентризм?! Ведь Россия – не пуп земли, а часть (пусть и самая значительная) исторически сложившегося евразийского конгломерата. Таджики, узбеки и азербайджанцы не с Луны свалились в Москву, а приехали из Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана – из стран с древнейшими самобытными культурами и, что особенно примечательно, вековыми историческими связями с Россией.
Каждая приличная российская газета имеет полосу «Культура». Там рецензии на московские премьеры – кино и театральные – зачастую соседствуют с материалами о французских, американских, английских новинках. Это признак хорошего тона. А почему не писать о событиях в культурной жизни наших ближайших соседей?
В Кыргызстане, бурлящем революциями и антиреволюциями, талантливые и амбициозные киношники разработали уникальную стратегию развития национального кинематографа и упрямо, шаг за шагом, воплощают ее в жизнь. В Таджикистане, под покровительством знаменитого иранского режиссера-диссидента Мохсена Махмальбафа, проводится замечательный, прогрессивный кинофестиваль «Дидори-Душанбе» («Встреча в Душанбе»), на котором представлены эксклюзивные программы кино фарсиязычных стран – Ирана, Афганистана, Ирака, Таджикистана. Ни о чем об этом вы не прочитаете в московских газетах… И фильмов – игровых и документальных – из Кыргызстана и Таджикистана вы не увидите, даже не узнаете, что они существуют (и, кстати, востребованы всеми европейскими фестивалями!) – потому что наши СМИ вам об этом не сочтут нужным сообщить.
Дарья Борисова, пресс-секретарь Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии