В Ташкенте прошел международный фестиваль современной музыки и визуальных искусств «Черный ящик»
На фото: музыкант из США Деметриус Спанис. Фото автора
28 февраля в Ташкенте завершился Третий международный фестиваль современной музыки и визуальных искусств «Черный ящик» (Black Box Music & Visual Arts Festival). Весьма символичное название: никогда не знаешь, чем на этот раз тебя удивит творчество художников нашего времени.
Проект «Black Box Music & Visual Arts Festival» – это попытка объединить артистов и художников различных стилевых направлений из разных стран, а также познакомить узбекистанцев с новейшими тенденциями современного искусства. Организатором сего события стал композитор и художественный руководитель ансамбля «Omnibus» Артем Ким. В программе фестиваля были заявлены работы, представляющие собой синтез «музыка и кино», «музыка и театр», «музыка и танец», «музыка и живопись».
Фестиваль открылся показом кинокартины легендарного Чарли Чаплина «Огни Большого Города», который сопровождался живой музыкой в исполнении ансамбля «Omnibus». Просмотр фильма под музыку самого Чаплина как в те «самые» времена, когда пианист или небольшой ансамбль устраивались где-то в нише киноэкрана и озвучивали происходящее на нем действо, погрузил зрителя в атмосферу настоящего праздника и веселья.
«Огни Большого Города» в сопровождении ансамбля «Omnibus»
Эстетикой немого кино был представлен и второй день фестиваля: ташкентцам предлагалось ознакомиться с видео-инсталляцией узбекистанца Александра Николаева «Открытый город», сопровождавшейся музыкой Джорджа Гершвина. Однако, судя по реакции зрителей, идея показать Ташкент сквозь призму яичной скорлупы, символизирующей хрупкость нашего бытия, подверженного разного рода внешним факторам, оказалась не слишком удачной.
Второе отделение концерта было представлено спектаклем «Тамыр» на музыку казахстанского композитора Куата Шильдебаева в исполнении его соотечественниц - танцевального дуэта сестер Габбасовых. Как бы ни деградировало человеческое общество, всегда остается система ценностей, которая не дает миру полететь в тартарары, - об этом хотели сказать сестры Габбасовы. Но, видимо, чтобы эта идея не выглядела слишком уж пафосной, в самый сакральный момент голос из-за кулис произнес: «Габбасовы, вас к телефону!», на что сестры как-то неловко спросили: «Кого, меня или ее?».
На третий день фестиваля впервые в рамках проекта «Black Box Music & Visual Arts Festival» была заявлена народная музыка. Ташкентский зритель был покорен искусством кыргызстанца Нурланбека Нышанова – композитора, исполнителя на народных духовых инструментах, мастера киргизских традиционных музыкальных инструментов, создателя многочисленных групп, автора музыки к спектаклям и фильмам, а также композиции из трех частей для коллектива «Yo-Yo-Ma and The Silk Road Ensemble». Н.Нышанов представил лучшие образцы киргизской музыки.
Танцевальный дуэт сестер Габбасовых
Исполнение же азербайджанским ансамблем «Азери» вокально-инструментальных частей мугама ((жанр музыкальной устно-профессиональной традиции. - Прим. авт.) захватило слушателя необыкновенным мастерством импровизации, первозданностью музыки и силой ее живого ритма.
Выступление в четвертый день фестиваля блестящего дуэта - актера Г.Дмитриева и пианиста А.Вишневского, - представившего вокальный цикл «Песенки Вертинского», стало настоящим триумфом авторской песни и актерского мастерства. Так в линию фестиваля вошла лирическая тема, а такие фразы из песен, как «сегодня музыка больна» или «мы пригласили тишину на наш прощальный ужин», очень символичны и с грустной иронией отражают общее настроение нашей культуры сегодня.
Театральную линию в пятый день «Black Box’а» продолжил спектакль режиссера Марка Вайля «Радение с гранатом».
Центральным же событием фестиваля стал совместный проект ансамбля «Omnibus» и театра «Ильхом» - постановка «Истории солдата» (1918) - произведения одного из самых выдающихся композиторов-новаторов ХХ века Игоря Стравинского. «Не захватишь весь белый свет, счастье, пожалуй, одно, а двух счастий нет», - такова суть этого шедевра мировой музыкальной культуры, в основу которого положены сказки из сборника А.Афанасьева о беглом вояке, встретившем черта. Жанр этой истории сам Стравинский определяет так - «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая».
В седьмой день «Black Box’а» был представлен ряд фильмов с «живым» сопровождением музыки американца Деметриуса Спаниса. Среди картин - известный фильм Стива Билича «Native New Yorker» (1924, США). Основу концепции музыки композитора составляет ритуал в двух сосуществующих ипостасях - архаической и современной. Так был осмыслен автором сербский ритуал «Баjалица» в одноименном фильме Наташи Богожевич. Таким было осмысление: восхода солнца – архаическое понимание этого явления американскими индейцами и духовное переживание современного человека; сна, как части ритуала, который учит непостижимым вещам; обряда захоронения как изменение личности, трансформации человека. Стремление к первозданности, к природе в музыке Деметриуса в некотором роде стерло границы между Востоком и Западом и обратило взор человека к его первоначалу. Недаром практически во всех видео-инсталляциях присутствовал океан. Таким был уже второй визит в нашу страну композитора, который признался, что чувствует «себя здесь более желанным, чем где бы то ни было».
Заключительный день фестиваля погрузил зрителя в античность – был показан спектакль «Орестея». Современная трактовка трагедии древнегреческого драматурга Эсхила, положенная на рок-музыку, направлена не только на то, чтобы ошеломить зрителя, но и на то, чтобы заставить его непосредственно участвовать в этом экспрессивном действе и спустя тысячи лет сделать свой выбор – оправдать или наказать «убийцу матери», положив свой камень на ту или иную чашу весов.
Подводя итоги третьего фестиваля музыки и визуальных искусств «Black Box», отметим его многогранность и многосложность. Помимо основной цели, озвученной выше, в нем наблюдается сверхзадача – это попытка показать современную культуру как некое единство разных начал, тенденций в музыке и в целом в искусстве. С одной стороны, современное искусство предстает как «кризисное», что во многом обусловлено кризисом общеполитическим (идеологические заблуждения, денежная шизофрения и так далее), с другой – оно очень живо, не без чувства юмора отвечает нашему мироощущению. А оно таково, что сегодня человек слушает Баха, Шнитке и традиционную музыку, с одинаковым упоением смотрит фильмы Чарли Чаплина и Такеши Китано, наслаждается творчеством древних мастеров и модернистов, расширяя тем самым понятие «современное» в искусстве до понятия «современность». Культурный же вакуум, образовавшийся в последнее время в нашем регионе, может стать константой или уйти в прошлое. Фестиваль «Black Box» определенно дает шанс надеяться на последнее.