Казахстан: В Астане растет число случаев гибели и травматизма среди строителей
С началом весны строительные компании потихоньку стали выходить из кризиса, а долгострои – размораживаться. Дольщиков это радует, а для строителей наступление нового сезона означает очередные несчастные случаи.
Новости со строительных площадок Казахстана порой напоминают военные хроники: столько-то раненых, столько-то погибших. Ежегодная статистика показывает, что число несчастных случаев, произошедших на строительных площадках Казахстана, не уменьшается. И хотя, по оценкам специалистов, рост травматизма в отрасли обусловлен общим подъемом строительной индустрии, родственников пострадавших это не утешает.
Строительство - основной вид производства в столице Казахстана. Это специфическая отрасль экономики, где рабочее место перемещается одновременно с технологическим процессом, а основной объем работ выполняется на открытом воздухе, на высоте, под воздействием осадков, перепадов температур, в общем - в условиях повышенной опасности.
В Астане одновременно возводятся более пятисот крупных объектов, на которых заняты десятки тысяч строителей. Работа кипит практически круглосуточно. Радует, что город растет, однако вместе с ним растет также уровень травматизма и смертности.
Одна из строек Астаны. Фото автора
По словам руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Астаны Сапуры Оразовой, причины травматизма банальны и связаны, в первую очередь, с нарушением требований по созданию безопасных условий труда (отсутствие ограждения у проемов, зон постоянно действующих производственных факторов, неудовлетворительное состояние оборудования). Зачастую обучение и инструктажи рабочих по технике безопасности проводятся либо формально, либо не проводятся вообще. Нередко на строительных площадках допускается работа без средств индивидуальной защиты.
Рабочий перелез через ограждение, сигнальную ленту, чтобы что-то крикнуть вниз напарнику и сорвался. Другой разнорабочий решил спуститься на седьмой этаж с настила шахты лифта на восьмом этаже через дверной проем, наполовину перекрытый ограждением. При этом он нечаянно наступил на ограждение и упал. Работник, который находился на территории стройплощадки без каски, погиб от падения на его голову кирпича. Причем, как выяснилось, он был начальником участка и, соответственно, сам должен был отвечать за соблюдение правил охраны труда.
В столице развивается высотное строительство, планируются здания высотой до шестидесяти этажей. Объемы строительства увеличиваются, растет и потребность в рабочих кадрах. Основную массу трудящихся на стройках Астаны составляют приезжие, многие из которых не имеют нормальных санитарных, бытовых условий, полноценного питания, отдыха. Живут десятками человек в маленьких вагончиках или времянках без света и тепла, завтракают, обедают и ужинают китайской лапшой. Они не обладают ни навыками, ни чувством самосохранения. Про качество их работы говорить не приходится.
Гибель при возведении небоскребов составляет более половины всех несчастных случаев. Так, несколько дней назад в новом административном центре Астаны, на левобережье, с высоты семнадцатого этажа упал и на месте скончался от полученных травм рабочий, который был занят на строительстве элитного объекта - жилого комплекса «На водно-зеленом бульваре», который возводится одной из самых известных компаний Казахстана – ТОО «Базис-А».
На стройке жилого комплекса «Самурык» слесарю оторвало ступню и переломало ногу, таким оказался результат нарушения техники безопасности во время технического обслуживания крана… Двое рабочих упали с третьего этажа строящегося бизнес-центра Астаны. Один погиб на месте, второй госпитализирован… На стройке жилого комплекса «Батыр» тридцатилетний строитель разбился насмерть, упав с десятого этажа… 23-летний рабочий упал с шестого этажа строящегося жилого комплекса «Триумфальный»… 26-летний строитель слетел с высоты четырнадцатого этажа жилого комплекса «Бурлин» и скончался на месте…
Эти хроники можно читать бесконечно. Едва ли не каждая пафосная высотка с гордым названием уносит жизни нескольких строителей или оставляет их калеками.
Помнится, в учебниках истории рассказывалось, что Санкт-Петербург был построен на костях крепостных рабочих. А что скажут наши потомки о красавице Астане, изучив сегодняшнюю статистику травматизма на столичных стройплощадках? По всей видимости, то же самое.
Только за минувшее полугодие на столичных стройках погибло двенадцать рабочих. Более семидесяти получили производственные травмы. А за год по всей стране погибли сто тридцать три строителя, еще шестьсот тридцать три человека были травмированы.
Благодаря строителям больничные палаты в НИИ травматологии и ортопедии не пустуют. По словам заведующего отделением травматологии института Нурлана Жумадилова, очень часто пациенты госпитализируются с множественными травмами. Что касается оплаты за лечение таких больных, то далеко не все строительные фирмы идут на контакт. Иногда врачам даже приходится доказывать, что компании в случае своей вины обязаны выплатить компенсацию. Как правило, большая часть производственных травм происходит из-за отсутствия обязательных мер безопасности и должного контроля.
Между тем, контролирующие органы регулярно отчитываются в проверках, штрафах, приостановках деятельности компаний, грубо нарушающих нормы безопасности и охраны труда, и ритуальных угрозах отозвать их лицензии. Тем не менее, смертность и травматизм среди строителей растут.
Падают не только люди, но и подъемные краны. Как констатировали на расширенной коллегии в прокуратуре Астаны, на стройках города часто используются «беспаспортная» техника, уже отслужившая нормативный срок эксплуатации. Так, однажды упал башенный кран, его машинист погиб. По мнению следствия, это произошло потому, что гайки, которыми основание башни крепилось к конструкции, не подходили к болтам. Между тем, данный механизм был допущен к работе начальником городского управления госконтроля над чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью за два дня до трагедии.
Незадолго до этого произошел другой дикий случай: у мостового крана вывалилось дно кабины. Машинист, упав с высоты, получил множественные переломы и ушибы. Расследование показало, что свой срок службы кран отработал одиннадцать лет назад, но при этом на его эксплуатацию имелось разрешение государственного инспектора.
А пару лет назад на стройплощадке элитного жилого объекта на берегу Ишима подъемный кран во время монтажа рухнул на детскую площадку соседнего двора, аккурат между качелей. По счастливой случайности, детей во дворе не было. Однако один член монтажной бригады погиб, еще пятеро - доставлены в больницу.
Вопросы сохранения жизни и здоровья работников должны быть на первом месте, однако практика показывает утопичность такой позиции: на первом месте практически всегда стоит выгода. Особенно, когда речь идет о строительстве. В Астане огромное количество строек и колоссальный поток мигрантов, желающих на них работать. Поэтому подрядчикам обновить бригаду проще, чем создать для рабочих нормальные условия труда. Тем более что жалуются строители крайне редко.
- Средства индивидуальной защиты если и предоставляются работникам, то в дальнейшем их наличие и использование никем не проверяется, - заявляет Сапура Оразова. - Меня часто спрашивают руководители: «Я что, должен стоять рядом с рабочим и контролировать, надета ли каска?». Отвечаю: «Да!».
Хотя, по большому счету, такой контроль должен быть, по крайней мере, со стороны самих рабочих. Та же каска - это норма на стройке. Однако в Астане основная часть рабочих, как признают специалисты, самой низкой квалификации. Контингент таков, что для его представителей в порядке вещей сбросить рулон рубероида с крыши или полезть в распределительный щит за проволочкой. К примеру, один рабочий попросил у коллеги водицы. Тот, находившись четырьмя этажами выше, бросил вниз бутылку минералки, но при этом персонально сопроводил ее до земли. А несколько тружеников мастерка и шпателя после распития нежелательных на производстве напитков забыли, что лестничные пролеты в возводимом ими здании установлены отнюдь не везде. И покалечились.
После таких вопиющих случаев рабочих увольняют, если, конечно, те остаются в живых. Но человек, выставленный за порог одной стройки, идет на другую. И этот цикл может повториться несколько раз.